1. ВВЕДЕНИЕ: Учебные и воспитательные цели.
- Применение теоретических положений к решению конкретных задач оснований геометрии.
- Развитие математической культуры.
2. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Атанасян Л.С.и др. Сборник задач по геометрии.- Часть 2.- М.: Просвещение, 1975.
2. Атанасян Л.С., Базылев В.Т. Геометрия. Ч.2. - М.: Просвещение, 1987.
3. Львова Л.В. Геометрия. Основания геометрии: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. 104 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _ 1 _
Тема: Общие вопросы аксиоматики. _
Продолжительность _2 _ часа
План практического или семинарского занятия:
1. Вопросы, выносимые на обсуждение
Понятие о математической структуре. Непротиворечивость, независимость и полнота системы аксиом.
2. Краткие теоретические материалы
Рекомендуется изучить §§ 1.2 – 1.4 в учебном пособии [3].
3. Практические задачи, задания, упражнения.
Для сокращения записей матрицу с элементами ( – действительные числа), имеющую р строк и q столбцов, будем обозначать через. . Например, А13 = (a 11 а 12 а 13 ),
|
|
, , .
Сумму матриц Apq и Bpq будем обозначать через Apq + Bpq,для произведения матриц примем обычные обозначения, например: Apq • Bqr = Cpr. Матрица, транспонированная матрице Apq,обозначается через Aqp.
1. Назовем вектором любую квадратную матрицу Арр (р – фиксированное натуральное число); суммой векторов Арр и Врр – матрицу Арр + Врp, а произведением числа λна вектор Арр – матрицу λ Арр. Показать, что при этом все аксиомы векторного пространства V3, кроме III2, выполняются.
2. Дополним соглашения, сформулированные в задаче 1: скалярным произведением векторов Арр и Врр назовем число
.
Проверить выполнимость аксиом скалярного произведения V1 – V4.
3. Назовем вектором любую матрицу Азъ точкой — любую матрицу М13, суммой векторов А31 и В31 — вектор А31 + В31 произведением вектора А31 на число λ— вектор А31. Скалярным произведением векторов А31 и В31 назовем число:
4. Паре точек и ставится в соответствие вектор
,
где – фиксированное число, отличное от нуля. Показать, что при этом выполняются все аксиомы I – V групп системы аксиом Вейля.
5. Пользуясь задачей 3, доказать, что система аксиом Вейля непротиворечива.
6. Показать, что в системе аксиом Вейлякаждая из аксиом III1 и III2 не зависит от остальных аксиом.
7. Показать, что в системе аксиом ∑W аксиома V4 не зависит от остальных аксиом.
8. Показать, что в системе аксиом ∑W аксиома IV1 не зависит от остальных аксиом.
4. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.
1. Сохраним все соглашения задачи 1, за исключением одного: суммой векторов Арр и Врр назовем вектор Арр • Врр. Проверить выполнимость аксиом I1 – I4, II1 – II4.
|
|
2. Будут ли выполнены все аксиомы Вейля евклидова пространства , если в условиях задачи 3 соответствие между парой точек и вектором ввести следующим образом: паре точек и ставится в соответствие вектор
где k и ℓ — фиксированные различные действительные числа, причем kℓ ≠ 0?
3. Доказать, что в системе аксиом ∑W аксиома IV2 не зависит от остальных аксиом.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № __ 2 ____
Тема: Система аксиом Вейля евклидова пространства______
Продолжительность _2 _ часа
1. Вопросы, выносимые на обсуждение
Непротиворечивость и полнота системы аксиом Вейля. Независимость аксиом.Определение простейших фигур.
2. Краткие теоретические материалы
Рекомендуется изучить § 1.7 в учебном пособии [3].
Практические задачи, задания, упражнения.
1. Показать, что в любом треугольнике ABC имеет место соотношение:
|АС|<|АВ| + |ВС|.
2. Показать, что в любом треугольнике ABC имеет место соотношение:
| ВС\ = | ВА | cos B + | С А | cos С.
3. Доказать, что у равнобедренного треугольника углы при основании равны. Сформулировать и доказать обратное предложение.
4. Доказать, что все точки биссектрисы угла равноудалены от сторон угла. Пользуясь этим, показать, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.
5. Если а и b — две различные параллельные прямые, а α и β – две пересекающиеся плоскости, удовлетворяющие условию: а α, b β, то плоскости α и β пересекаются по прямой, параллельной прямым а и b. Доказать.
6. По аналогии с понятием угла ввести понятие двугранного угла и понятия внутренней и внешней областей угла.
7. Доказать, что если один конец отрезка принадлежит внутренней области, а другой конец – внешней, то отрезок пересекает грани или ребро этого угла.
8. Доказать теорему о трех перпендикулярах: пусть ℓ — прямая, не перпендикулярная плоскости α, а —проекция этой прямой на плоскость. Если m α и m , то т ℓ. Обратно: если m α и m , то т
9. Пусть а и b — скрещивающиеся прямые. Доказать: !α (α a, α || b).
10. Пусть а и b — скрещивающиеся прямые. Доказать, что существует одна и только одна прямая, которая пересекает данные прямые и ортогональна им обеим.
4. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.
1. Показать, что в любом треугольнике ABC имеет место соотношение:
| ВС| 2= | AС |2 + | АВ |2 – 2 | АВ| |AС | cos A.
2. Показать, что в любом треугольнике ABC имеет место соотношение:
| ВС\ = | ВА | cos B + | С А | cos С.
3. Доказать, что если в треугольнике ABC имеем: | АВ|>|АС|, то С > В.
4. Доказать, что прямые, содержащие высоты любого треугольника, пересекаются в одной точке.
5. Доказать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке.
6. Если две параллельные плоскости пересекаются третьей плоскостью, то линии пересечения параллельны. Доказать.
7. Доказать теорему: плоскость α единственным образом разбивает все точки пространства, не принадлежащие плоскости, на два множества так, что если точки А и В принадлежат одному множеству, то отрезок АВ не пересекает плоскость, а если разным множествам, то этот отрезок пересекает плоскость. Пользуясь этим предложением, ввести понятие полупространства.
8. Две плоскости, параллельные между собой и не параллельные ребру двугранного угла, пересекают его по двум конгруэнтным углам. Доказать.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № ___ 3 ____
Тема: Длина отрезка. Площадь многоугольника. Равновеликость и равносоставленность._____
Продолжительность _2 _ часа
План практического или семинарского занятия:
1. Вопросы, выносимые на обсуждение
Площадь треугольника, параллелограмма, трапеции. Теорема Бойяи – Гервина.
2. Краткие теоретические материалы
Рекомендуется изучить [3], §§ 9 – 10.
3. Практические задачи, задания, упражнения.
1. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD площадь сечения, проведенного через диагональ AC основания параллельно ребру SB равна S 0. Построить сечение пирамиды плоскостью, проходящей через середины двух смежных сторон основания и середину высоты пирамиды, и найти площадь этого сечения.
|
|
2. Дан куб ABCDA 1 B 1 C 1 D 1. Плоскость сечения проходит через вершину A 1, середину ребра В 1 С 1 и центр грани DCC 1 D 1, рассекая куб на две части. Найти отношение объемов этих частей.
3. В правильной четырехугольной призме проведены два параллельных сечения: первое проходит через середины двух смежных сторон основания и через середину отрезка ОО 1, соединяющего центры оснований, второе делит отрезок ОО 1 в отношении 1:3. Зная, что площадь первого сечения равна 5, найти площадь второго.
4. В основании треугольной пирамиды SABC лежит прямоугольный треугольник ABC с прямым углом АСВ, ребро SA перпендикулярно плоскости основания. В пирамиду вписан шар, радиус которого равен . Через вершину S и точку касания шара с плоскостью основания пирамиды проведена плоскость, параллельная ребру ВС. Эта плоскость делит поверхность шара на части, площади которых относятся как 1:4. Найти величину угла ВАС.
1. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.
1. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD с боковым ребром SA = b и стороной основания АВ = а проведена плоскость через середины ребер АВ, ВС и SD.
а) Построить сечение пирамиды указанной плоскостью.
б) Найти площадь сечения.
в) Доказать, что плоскость сечения рассекает пирамиду на два равновеликих многогранника.
2. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 длины ребер АВ=а, AD = b, АА 1 = с; О 1 —центр основания A 1 B 1 C 1 D 1; О —центр основания АВСD; S — точка, делящая отрезок ОО 1 в отношении 1:3.
Плоскость сечения проходит через точку S параллельно диагонали СА 1 параллелепипеда и диагонали B 1 D 1 его основания. Построить сечение и найти его площадь.
3. Ребро куба равно а. Построить сечение куба плоскостью, проходящей через центр куба перпендикулярно его диагонали, и вычислить площадь сечения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № __ 4 _____
|
|
Тема: Система аксиом Гильберта _
Продолжительность _2 _ часа
План практического или семинарского занятия:
1. Вопросы, выносимые на обсуждение
Следствия всех групп аксиом Гильберта.
2. Краткие теоретические материалы
Рекомендуется изучить [3], § 14.
3. Практические задачи, задания, упражнения.
1. Убедиться в том, что в интерпретации, описанной ниже, выполняются все аксиомы I, II и IV групп системы аксиом Гильберта евклидовой плоскости .
Точкой называется пара действительных чисел (х, у), взятых в определенном порядке.
Прямой называется всякое уравнение вида kx – у + b = 0 или – х + b = 0, где k и b – произвольные действительные числа.
Пусть различные точки , , принадлежат одной прямой; точка называется лежащей между и
если при x 2 – x 3 0 , а при х2 = х 3: .
2. Показать, что в системе аксиом Гильберта каждое из следующих предложений эквивалентно аксиоме параллельности:
а) сумма внутренних углов треугольника равна двум прямым;
б) если различные прямые а и b не перпендикулярны, то перпендикуляр, проведенный в любой точке прямой а, пересекает прямую b;
в) существует четырехугольник с четырьмя прямыми углами;
г) существуют три различные коллинеарные точки, равноудаленные отданной прямой;
д) угол, под которым виден диаметр окружности из какой-либо точки этой окружности, конгруэнтен прямому углу;
е) перпендикуляры, проведенные к серединам сторон любого треугольника, пересекаются в одной точке.
3. Пользуясь только аксиомами I группы Гильберта, доказать,, что каждой плоскости принадлежат по крайней мере три точки, не лежащие на одной прямой.
4.Доказать, что в системе аксиом Гильберта аксиома III5 не зависит от остальных аксиом.
5. Пусть Ј — некоторая интерпретация системы аксиом Гильберта. Построить новую интерпретацию J ´ следующим образом.
В интерпретации Ј ' все основные понятия, встречающиеся в аксиомах, определяются так же, как и в интерпретации Ј, за исключением конгруэнтности отрезков. В Ј ' любые два отрезка считаются конгруэнтными. Будет ли Ј ' интерпретацией системы аксиом ?
6. Выпуклый четырехугольник ABCD, у которого углы А и В прямые и AD BC, называется четырехугольником Хайяма—Саккери, АВ – нижнее основание, CD – верхнее основание. Пользуясь аксиомами I—IV групп, доказать, что внутренние углы при верхнем основании четырехугольника Хайяма—Саккери конгруэнтны и что эти углы не могут быть тупыми.
4. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.
1. Точкой называется каждая из следующих троек чисел: (0, 0, 0), (1, 0, 0), (0, 1, 0), (0, 0, 1). Числа, определяющие точку, назовем ее координатами.
Прямой назовем каждую из следующих систем уравнений:
Плоскостями назовем следующие четыре уравнения:
х = 0, y = 0, z = 0, x + y + z— 1=0.
Точка принадлежит прямой тогда и только тогда, когда ее координаты удовлетворяют уравнениям, определяющим прямую. Аналогично определяется принадлежность точки и плоскости.
Показать, что в построенной интерпретации выполняются все аксиомы группы I системы аксиом Гильберта.
2. Показать, что в системе аксиом Гильберта каждое из следующих предложений эквивалентно аксиоме параллельности:
а) существуют три различные коллинеарные точки* равноудаленные отданной прямой;
б) существуют два подобных, но не конгруэнтных треугольника;
в) через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит окружность;
3. Пользуясь только аксиомами I и II групп, доказать, что множество внутренних точек отрезка не пусто.
4. Пусть а и b —две непересекающиеся прямые на плоскости. Предложение: множество {ρ(M, a)| M b) ограничено – эквивалентно V постулату. Доказать.
5. Предложение: через любую внутреннюю точку угла, меньшего развернутого, можно провести прямую, пересекающую обе стороны угла, – эквивалентно V постулату». Доказать.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № ___ 5 ___
Тема: Контрольная работа №1 _
Продолжительность _2 _ часа
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № __ 6 ___
Тема: Элементы геометрия Лобачевского _______
Продолжительность _2 _ часа
План практического или семинарского занятия:
1. Вопросы, выносимые на обсуждение
Функция Лобачевского. Взаимное расположение прямых. Окружность, эквидистанта, орицикл. Модель Кэлли – Клейна плоскости Лобачевского.
2. Краткие теоретические материалы
Рекомендуется изучить [3], § 2.3.
3. Практические задачи, задания, упражнения.