1. Краткая характеристика исходной ситуации:
- объект, внутренние ресурсы клиента: Ваня, ученик 3 класса, и его родители (мать и отец);
- предмет деятельности специалиста по социальной работе: отношения между родителями и родственниками, возникшими по поводу возможности обоюдного воспитания ребенка;
- субъекты решения ситуации: специалист по социальной работе (социальный педагог), психолог, органы опеки и попечительства
- внешние ресурсы разрешения ситуации: положения Семейного кодекса о правах и обязанностях родителей в отношении ребенка, ресурсы органов опеки и попечительства и суда.
2. Модельное представление ситуации: нарушение права ребенка на общение с отцом, бабушкой, нарушение права отца на воспитание ребенка со стороны матери.
Цель работы с клиентом: восстановление прав ребенка и отца, бабушки на общение друг с другом.
3. Перечень законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и осуществление процесса помощи клиенту:
- Конституция РФ ст. 38 «О равном праве и обязанностей родителей на заботу и воспитание детей»;
- Семейный кодекс РФ (1995) ст. 55 «Право на общение с родителями и другими родственниками», ст. 56 «Право ребенка на защиту своих прав и интересов и злоупотреблений со стороны родителей», ст. 57 «Право ребенка выражать свое мнение», ст. 61 «Равенство прав и обязанностей родителей», ст. 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей», ст. 65 и 66 «Осуществление родительских прав, в том числе родителем, проживающим отдельно»; ст. 67 «Право на общение с ребенком бабушки…», ст. 68 «Защита родительских прав».
4. Действия специалиста по социальной работе в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами, основными направлениями деятельности и функциями учреждений социальной сферы. Определение возможных методов и форм деятельности специалиста:
1) выявление возраста ребенка: если более 10 лет, то имеет право на учет его мнения в случае судебного разбирательства;
2) беседа – консультация мамы ребенка о правах и обязанностях родителей в отношении ребенка, о праве отца на воспитание ребенка;
3) в случае отрицательного решения со стороны матери оказание помощи в оформлении обращения в органы опеки и попечительства с заявлением о нарушении прав отца, обращение в суд;
4) социально-педагогическое и социально-психологическое консультирование матери, отчима, отца и бабушки; в случае согласия сторон – проведение семейной групповой конференции.