Социальная безопасность социальное государство социальная политика социальная работа

Ощущение и состояние безопасности – одна из основных потребностей человека и важнейшее условие его индивидуального и общественного существования и развития.

Система социальной безопасности включает:

• традиционные аспекты военной безопасности (защита от возможной внешней вооруженной агрессии), политической или государственной безопасности (защита существующего строя и формы власти);

• аспекты экономической безопасности (достаточный для удовлетворения потребностей общества уровень развития промышленности и сельского хозяйства);

• экологическую безопасность (защита от природных и антропогенных разрушительных сил и пагубных последствий нарушения природного баланса);

• популяционную и медико‑санитарную безопасности (неразрывная связь между биологическими основами человеческого организма и социальными условиями его существования) и т. д.

Социальная безопасность рассматривается, прежде всего, как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается достойный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения первейших материальных и духовных потребностей человека. Этот оптимальный уровень складывается из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов, объема потребляемых благ и используемых услуг, установившихся цен на товары и услуги, обеспеченности жильем, доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т. д.

Социальное государство – это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то есть на реализацию социальной успешности и безопасности гражданина (ст. 7 Конституции РФ).

Концепция социального государства утвердилась в Западной Европе под влиянием двух основных факторов: как результат Второй мировой войны и как проявление разочарования в либеральной теории социального процесса.

Ряд европейских и российских авторов выделяют три типа социального государства, и эта типология тесно связана с типологией социальной политики[3], которая будет подробно рассмотрена в главе 5.

1. Либеральное (или ограниченное) социальное государство. Государство через бюджет финансирует «источники существования» (пособия) малообеспеченной части населения. Правила предоставления пособий достаточно строги, пособие невелико, а трудоспособных получателей власти стараются трудоустроить – перевести с пособия на заработную плату. Традиционный пример – США, в недавнем прошлом – Великобритания, Канада и Австралия.

2. Консервативное (или корпоративное) социальное государство. Гарантом социального обеспечения выступает государство, а финансируется оно через разнообразные страховые фонды. Уровень социального обеспечения зависит от стажа работа, заработной платы и т. д. Особенно важная для государства работа, например, государственная служба, нередко вознаграждается определенными льготами, чаще всего по пенсионному и медицинскому обеспечению. Классический пример – Германия. В целом это наиболее распространенный в Европе тип социального государства.

3. Социал‑демократическое социальное государство. Его правовая основа – равное социальное обеспечение всех граждан. Важной частью политики государства является политика полной занятости. Если система социального обеспечения достаточна для поддержания благосостояния граждан, то она весьма дорогостоящая. Поэтому либо приходится держать на очень высоком уровне налоги, как в Швеции, либо создавать двухуровневую систему, при которой минимальный уровень благосостояния обеспечивается государством, а сверх этого может быть пенсия или пособие из страхового фонда или другого источника.

Социальное государство не может существовать и развиваться без политической доктрины, экономической модели и финансового обеспечения его развития.

Сегодня основными параметрами социального государства любого типа считаются:

«1. Развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу.

2. Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения.

3. Развитая правовая система, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно‑правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив[4]».

Тезис о том, что Российская Федерация – социальное государство, как уже упоминалось, закреплен в ст. 7 Конституции РФ. В ней зафиксировано, что политика государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это делает общепринятым и очевидным утверждение о том, что социальное государство должно обеспечивать:

1. Социальную справедливость.

2. Преодоление социального неравенства.

3. Предоставление каждому источнику средств существования (работа или иные формы занятости).

4. Обеспечение в обществе условий для поддержания мира и согласия, формирование толерантных настроений.

5. Создание предпосылок к формированию благоприятной обществу жизненной среды.

В условиях рыночных отношений, когда многие экономические проблемы решаются на основе принципа саморегулирования с использованием ценовых, денежных механизмов, социальные функции государства приобретают исключительную актуальность.

К функциям социального государства можно отнести:

социально справедливое распределение общественной собственности при повышении заинтересованности личности в своем труде и его результатах и создании условий для развития многоукладной экономики;

разработку концептуальных основ стратегии социального развития общества и государства и соответствующего этим задачам социально‑ориентированного законодательства, нормативно‑правовой базы социальной политики, создание комплексных и целевых социальных программ и определение их первоочередных задач;

выделение ресурсов, необходимых для успешного осуществления намеченных программ социального развития, формирования эффективной системы социального управления как на всех уровнях власти, решение вопросов кадрового обеспечения органов и структур государственного руководства;

создание духовных, идеологических, нравственных механизмов реализации социальной политики, осуществление информационного обеспечения этой реализации, организацию сотрудничества социальных учреждений государства с различными общественными организациями, политическими партиями и движениями, уделяющими серьезное внимание решению социальных проблем, осуществление международного сотрудничества в социально‑гуманитарной сфере.

Основой социального государства является гражданское общество. Сущность его – это не только законопослушание людей, но и их достоинство, способность ценить и отстаивать права личности. Исторический опыт нашей страны и других государств свидетельствует: там, где потенциал гражданского общества слаб, неизбежно появляются предпосылки для волюнтаризма и тоталитаризма, для свертывания социальных функций государства. Отсутствие рационально структурированного гражданского общества, демократической правовой политической системы таит опасность непредсказуемой социальной политики, резкого социального расслоения членов общества, тотального снижения уровня личной, социальной и национальной безопасности.

Структурным элементом социальной политики также является социальная работа, сущность которой во многом определяется самопомощью, проявлением гражданских инициатив, развитием собственных ресурсов, изначально присущих индивиду или группе людей. Основной целью социальной работы является увеличение степени самостоятельности индивидуума, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

В ходе социальной политики решается ряд задач:

• смещение приоритета в решении социальных задач от государства, непосредственно к человеку, осознающему необходимость и важность социальной самозащиты и прилагающему к этому все усилия в рамках социально‑правового законодательства;

• создание обстоятельств, в которых граждане смогли бы максимально использовать все возможности в обеспечении своего социального благополучия в той мере, в которой это позволяет закон;

• создание условий, при которых человек, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства (будь то инвалидность, тяжелое материальное положение или психологический кризис), сможет жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны общества.

Таким образом, социальная работа является интегрированным, универсальным видом деятельности, главная цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов личности, а также потребностей различных (прежде всего, менее социально защищенных) слоев общества.

Контрольные вопросы

1. Предмет и задачи курса «Социальная политика».

2. Основные направления социальной политики.

3. Дайте определение понятию «социальная политика».

4. Дайте определение понятию «социальное партнерство»

5. Дайте определение понятию «социальная безопасность

6. Что входит в систему социальной безопасности?

7. Дайте определение понятию «социальное государство».

8. Основные параметры социального государства.

9. Типы социального государства. 10. Функции социального государства.

Литература

1. Григорьева ИЛ. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90‑х годах. СПб., 1998.

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

3. Холостова Е. И. Социальная политика: Учеб. пособие. М. 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: