Схема трехуровневого системного анализа лингвоконцептоцентрического урока речевого развития


I Содержание лингвокультурного знания (содержательно-целевой компонент урока):
Основные компоненты урока Конкретизация этих элементов ООценка
+ -
1. Формулировка целей урока для учащихся осуществлена: · через содержание и тему, · через действия учащихся, · через результат действия, на который выйдут учащиеся в итоге    
2. Учебный материал в большей мере относится к одному из трех фрагментов картины мира:   · «человек мыслящий», · «человек чувствующий», · «человек действующий»    
3. Ведущая идея урока:      
4. Ключевые понятия:      
5. Концептуальные признаки (компоненты содержания) изучаемого концепта, отобранные учителем для освоения учениками: · понятийные (концептуальные признаки – ядерные и периферийные), · образные (складываются из концептуальных метафор), · значимостные (слово в системе языка), · ценностные (на основе ассоциативных данных).    
6. Источники, используемые учителем для отбора учебного материала: · словарный материал, · фольклор, · мифология, · библейские тексты, · художественная литература, · религиозно-философская литература, · научные и научно-популярные тексты, · современная публицистика, · интернет-ресурсы    
7. Предъявленный учителем учебный материал урока: · был новым для учащихся, · включал дискуссионные вопросы, · был полезным для решения ими сегодняшних проблем, · будет полезен учащимся в будущем, · давал информацию для самопознания (т.к. расширял знания учеников не только о слове, но и о внутреннем мире человека)    
8. Учебный материал урока был рассчитан на · логическое мышление, · ассоциативно-образное мышление, · интуитивное мышление    
9. Связь учебного материала с конкретными задачами обучения русскому языку: · формирование словарной компетенции, · формирование умения свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, · совершенствование умений и навыков анализа и оценки языковых явлений в художественном тексте, · ____________________________    
II. Способы трансляции лингвокультурного знания (организационно-практический компонент урока):
  Краткий комментарий (там, где необходимо) ООценка
+ -
1. В центре урока - · система языка · языковая личность как носитель и интерпретатор языка    
2. Опирался ли учитель на предыдущий личностный субъектный опыт своих учеников?      
3. Какой педагогический инструментарий (методы, приемы, технологии) помогал освоению концептов русской культуры?      
4. Ориентирована ли разработанная учителем система лингвокультурологических задач на формирование ценностных установок? Если – да, то каких конкретно?      
5. Способствовали ли учебные задания формированию поисково-исследовательских навыков учащихся? Если – да, то приведите примеры.      
6. Считаете ли Вы, что данный материал позволяет изучать русский язык как язык русской культуры?      
III. Оценка конечного результата (контрольно-оценочный компонент урока)
Вопрос Краткий комментарий (там, где необходимо) ООценка
+ -
1. На уроке происходило: · формальное усвоение знания, · личностно-ориентированное присвоение лингвокультурного знания    
2. Предъявленные творческие работы свидетельствуют · о достаточной семантической (смысловой) развернутости концепта, · об интерпретации в тексте метафорических образов концепта, · о коммуникативной целесообразности использования прецедентных текстов концепта (пословиц, афоризмов и т.д.), · об обращении к внутренней форме (этимологии) концепта, · о сформированности эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу    
3. Ставил ли учитель перед собою решение сверхзадачи? Какие жизненно важные для учеников задачи решались в процессе взаимодействия учителя и ученика?      

Оценки учителей, использующих данную схему в своей работе, позитивны. Словесники отмечают ее обучающий и одновременно контролирующий характер, возможность благодаря ее трехчастной структуре «увидеть» урок целостно, одномоментно, а также постоянно помнить о том, что, как и зачем мы формируем, развиваем и воспитываем в наших учениках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: