I
| Содержание лингвокультурного знания
(содержательно-целевой компонент урока):
|
№
| Основные компоненты урока
| Конкретизация этих элементов
| ООценка
|
+
| -
|
1.
| Формулировка целей урока для учащихся осуществлена:
| · через содержание и тему,
· через действия учащихся,
· через результат действия, на который выйдут учащиеся в итоге
| | |
2.
| Учебный материал в большей мере относится к одному из трех фрагментов картины мира:
|
· «человек мыслящий»,
· «человек чувствующий»,
· «человек действующий»
| | |
3.
| Ведущая идея урока:
| | | |
4.
| Ключевые понятия:
| | | |
5.
| Концептуальные признаки (компоненты содержания) изучаемого концепта, отобранные учителем для освоения учениками:
| · понятийные (концептуальные признаки – ядерные и периферийные),
· образные (складываются из концептуальных метафор),
· значимостные (слово в системе языка),
· ценностные (на основе ассоциативных данных).
| | |
6.
| Источники, используемые учителем для отбора учебного материала:
| · словарный материал,
· фольклор,
· мифология,
· библейские тексты,
· художественная литература,
· религиозно-философская литература,
· научные и научно-популярные тексты,
· современная публицистика,
· интернет-ресурсы
| | |
7.
| Предъявленный учителем учебный материал урока:
| · был новым для учащихся,
· включал дискуссионные вопросы,
· был полезным для решения ими сегодняшних проблем,
· будет полезен учащимся в будущем,
· давал информацию для самопознания (т.к. расширял знания учеников не только о слове, но и о внутреннем мире человека)
| | |
8.
| Учебный материал урока был рассчитан на
| · логическое мышление,
· ассоциативно-образное мышление,
· интуитивное мышление
| | |
9.
| Связь учебного материала с конкретными задачами обучения русскому языку:
| · формирование словарной компетенции,
· формирование умения свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
· совершенствование умений и навыков анализа и оценки языковых явлений в художественном тексте,
· ____________________________
| | |
II.
| Способы трансляции лингвокультурного знания
(организационно-практический компонент урока):
|
№
| | Краткий комментарий
(там, где необходимо)
| ООценка
|
+
| -
|
1.
| В центре урока -
| · система языка
· языковая личность как носитель и интерпретатор языка
| | |
2.
| Опирался ли учитель на предыдущий личностный субъектный опыт своих учеников?
| | | |
3.
| Какой педагогический инструментарий (методы, приемы, технологии) помогал освоению концептов русской культуры?
| | | |
4.
| Ориентирована ли разработанная учителем система лингвокультурологических задач на формирование ценностных установок? Если – да, то каких конкретно?
| | | |
5.
| Способствовали ли учебные задания формированию поисково-исследовательских навыков учащихся? Если – да, то приведите примеры.
| | | |
6.
| Считаете ли Вы, что данный материал позволяет изучать русский язык как язык русской культуры?
| | | |
III.
| Оценка конечного результата
(контрольно-оценочный компонент урока)
|
№
| Вопрос
| Краткий комментарий
(там, где необходимо)
| ООценка
|
+
| -
|
1.
| На уроке происходило:
| · формальное усвоение знания,
· личностно-ориентированное присвоение лингвокультурного знания
| | |
2.
| Предъявленные творческие работы свидетельствуют
| · о достаточной семантической (смысловой) развернутости концепта,
· об интерпретации в тексте метафорических образов концепта,
· о коммуникативной целесообразности использования прецедентных текстов концепта (пословиц, афоризмов и т.д.),
· об обращении к внутренней форме (этимологии) концепта,
· о сформированности эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу
| | |
3.
| Ставил ли учитель перед собою решение сверхзадачи? Какие жизненно важные для учеников задачи решались в процессе взаимодействия учителя и ученика?
|
| | |
Оценки учителей, использующих данную схему в своей работе, позитивны. Словесники отмечают ее обучающий и одновременно контролирующий характер, возможность благодаря ее трехчастной структуре «увидеть» урок целостно, одномоментно, а также постоянно помнить о том, что, как и зачем мы формируем, развиваем и воспитываем в наших учениках.