| I | Содержание лингвокультурного знания (содержательно-целевой компонент урока): | |||
| № | Основные компоненты урока | Конкретизация этих элементов | ООценка | |
| + | - | |||
| 1. | Формулировка целей урока для учащихся осуществлена: | · через содержание и тему, · через действия учащихся, · через результат действия, на который выйдут учащиеся в итоге | ||
| 2. | Учебный материал в большей мере относится к одному из трех фрагментов картины мира: | · «человек мыслящий», · «человек чувствующий», · «человек действующий» | ||
| 3. | Ведущая идея урока: | |||
| 4. | Ключевые понятия: | |||
| 5. | Концептуальные признаки (компоненты содержания) изучаемого концепта, отобранные учителем для освоения учениками: | · понятийные (концептуальные признаки – ядерные и периферийные), · образные (складываются из концептуальных метафор), · значимостные (слово в системе языка), · ценностные (на основе ассоциативных данных). | ||
| 6. | Источники, используемые учителем для отбора учебного материала: | · словарный материал, · фольклор, · мифология, · библейские тексты, · художественная литература, · религиозно-философская литература, · научные и научно-популярные тексты, · современная публицистика, · интернет-ресурсы | ||
| 7. | Предъявленный учителем учебный материал урока: | · был новым для учащихся, · включал дискуссионные вопросы, · был полезным для решения ими сегодняшних проблем, · будет полезен учащимся в будущем, · давал информацию для самопознания (т.к. расширял знания учеников не только о слове, но и о внутреннем мире человека) | ||
| 8. | Учебный материал урока был рассчитан на | · логическое мышление, · ассоциативно-образное мышление, · интуитивное мышление | ||
| 9. | Связь учебного материала с конкретными задачами обучения русскому языку: | · формирование словарной компетенции, · формирование умения свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, · совершенствование умений и навыков анализа и оценки языковых явлений в художественном тексте, · ____________________________ |
| II. | Способы трансляции лингвокультурного знания (организационно-практический компонент урока): | |||
| № | Краткий комментарий (там, где необходимо) | ООценка | ||
| + | - | |||
| 1. | В центре урока - | · система языка · языковая личность как носитель и интерпретатор языка | ||
| 2. | Опирался ли учитель на предыдущий личностный субъектный опыт своих учеников? | |||
| 3. | Какой педагогический инструментарий (методы, приемы, технологии) помогал освоению концептов русской культуры? | |||
| 4. | Ориентирована ли разработанная учителем система лингвокультурологических задач на формирование ценностных установок? Если – да, то каких конкретно? | |||
| 5. | Способствовали ли учебные задания формированию поисково-исследовательских навыков учащихся? Если – да, то приведите примеры. | |||
| 6. | Считаете ли Вы, что данный материал позволяет изучать русский язык как язык русской культуры? |
| III. | Оценка конечного результата (контрольно-оценочный компонент урока) | |||
| № | Вопрос | Краткий комментарий (там, где необходимо) | ООценка | |
| + | - | |||
| 1. | На уроке происходило: | · формальное усвоение знания, · личностно-ориентированное присвоение лингвокультурного знания | ||
| 2. | Предъявленные творческие работы свидетельствуют | · о достаточной семантической (смысловой) развернутости концепта, · об интерпретации в тексте метафорических образов концепта, · о коммуникативной целесообразности использования прецедентных текстов концепта (пословиц, афоризмов и т.д.), · об обращении к внутренней форме (этимологии) концепта, · о сформированности эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу | ||
| 3. | Ставил ли учитель перед собою решение сверхзадачи? Какие жизненно важные для учеников задачи решались в процессе взаимодействия учителя и ученика? |
Оценки учителей, использующих данную схему в своей работе, позитивны. Словесники отмечают ее обучающий и одновременно контролирующий характер, возможность благодаря ее трехчастной структуре «увидеть» урок целостно, одномоментно, а также постоянно помнить о том, что, как и зачем мы формируем, развиваем и воспитываем в наших учениках.






