Весь мир увижу я

И буду заклинать простым и вещим словом

Все тайны бытия.

Семиклассники, объясняя значение слова «заклинать», приходят к мысли о том, что художественное познание мира сродни чародейству, чудотворству. Обращаясь к Библии, учитель говорит о древнейших представлениях индоевропейской и европейской культуры о «двух языках»: один – от Бога, другой – от человека, ветхозаветного Адама. Можно напомнить ученикам, как в первые три дня творения Бог отделил свет от тьмы, создал твердь, затем сушу и «собрание вод» и назвал их: свет «днем», тьму «ночью», твердь «небом», сушу «землей», собрание вод «морем» (Быт. 1:1 10). Когда же Творец перешел к созданию тварей – животных и растений, он препоручил их именование Адаму, «первооткрывателю имен». Особо подчеркнув необычайную творческую силу Слова, учитель сообщает, что Адамов огонь как огонь творчества сегодня передается им, ученикам XXI века, ищущим свои ответы на вечные вопросы человечества: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»

Чтобы узнать, какие «тайны бытия» заключены для семиклассников в понятии «красота», предлагаем им слова-стимулы «Красота» и «Вселенная», вокруг которых нужно выстроить ассоциативные поля. В ходе коллективного обсуждения реакций учащихся происходит увеличение индивидуальных ассоциативных цепочек, раскрывающих культуроносную функцию концепта «Красота»: Вселенная – бесконечность, красота, Мир, Бог, гармония, Космос, бытие, вечность; красота – свет, благо, Афродита, Бог, жизнь, добро, рай, Елена, красота спасет мир, гармония, радость, бессмертна, творение, любовь.

Следующий вопрос учителя: «Кто творит Красоту? У кого простое и вещее слово? По мнению подростков, Творец Красоты, прежде всего, – Бог, творящий мир с радостью и для радости («И увидел Бог все, чтó Он создал, и вот хорошо весьма» – Быт. 1:31), а также развивающий свое «шестое чувство» (Н.Гумилев), т.е. духовное начало («искру Божию»), – Художник (Творец). В качестве художественной иллюстрации к выводам семиклассников звучит стихотворение Вл.Ходасевича «Горит звезда, дрожит эфир…» (в исполнении учителя).


Горит звезда, дрожит эфир,

Таится ночь в пролеты арок.

Как не любить весь этот мир,

Невероятный Твой подарок?

Ты дал мне пять неверных чувств,

Ты дал мне время и пространство,

Играет в мареве искусств

Моей души непостоянство.

И я творю из ничего

Твои моря, пустыни, горы,

Всю славу солнца Твоего,

Так ослепляющего взоры.

И разрушаю вдруг шутя

Всю эту пышную нелепость,

Как рушит малое дитя

Из карт построенную крепость.


После чтения стихотворения дается словарный портрет слова творить. 1. Устанавливается его лексическое значение, записывается цепочка однокоренных слов и выясняются их смысловые оттенки: творить, творец, творение, творчество, творческий, творчески, натворить (Что он натворил!) 2. Подбираются синонимы: а) создавать – созидать приподн. – творить приподн. – строить; б) создатель – созидатель приподн. – творец приподн. – демиург книжн.; в) Бог – Господь – Создатель – Творец; г) произведение – создание приподн. – творение высок. («Словарь синонимов» под ред. А.П.Евгеньевой). 3. Производится морфемный анализ слов: твор/и/ть, твор/ени/е (школьный «Словарь строения слов русского языка» З.А.Потихи). 4. Разбирается этимологическая справка. Творить. Общеслав. Суф. Производное от той же основы, но с перегласовкой, что твердый, тварь. Тварь исходно – «сотворенное, творение, создание», далее – «живое существо, человек, животное» (ср. всякая божья тварь). Пейоративное (отрицательное) значение является вторичным и носит собственно русский характер. Творить буквально – «делать прочным».

Далее учителем формулируется творческий замысел: «Представьте пустое пространство Вселенной. Творения еще нет. Вам предстоит «оживить» это пустое пространство, опредметить его. Подумайте, в каком направлении вы будете двигаться?» (Семиклассники определяют свое движение как путь от Хаоса к Космосу, от Тьмы к Торжеству Света и Жизни). После этого вносится еще одно важное уточнение в замысел будущего сочинения: «Ваша задача – отобрать готовые поэтические образы (эпитеты, сравнения, метафоры), затем из «чужих унаследованных слов» «выложить» (М.Л.Гаспаров) свой текст, который бы звучал радостно, ликующе, торжественно.

№ 2. Ввод в «культурную тему» истина в 9 классе («Диалог с истиной: что есть истина?»: моделирование словесного портрета истины).

Учащимся предлагается прослушать текст и попытаться воспроизвести аргументацию философа. Затем они формулируют и записывают главную мысль текста и высказывают свои предположения насчет популярности жанра беседы в Древней Греции.

Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.

Продолжение текста: «Твои знания – это маленький круг, а мой – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов». (По книге П.С. Таранова «Эмоции ума»).

№ 3. Ввод в «культурную тему» добро в 10 классе («Язык» добра в русской классической прозе XIX века»).

Я сейчас прочитаю стихотворение Осипа Мандельштама из его знаменитого сборника «Камень»:

Звук осторожный и глухой

Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Глубокой тишины лесной…

На первый взгляд, простая бытовая зарисовка. На самом деле речь идет о яблоке, упавшем с древа познания добра и зла, то есть о начале истории, начале мира.

Осознание таких нравственных понятий, как Добро и Зло, присутствует в картине мира практически всех народов. О вечных категориях добра и зла я и предлагаю вам вместе и порознь поразмышлять на уроках русской классики.

Но одновременно в стихотворении это может быть еще одно знаменитое яблоко (какое?): яблоко Ньютонаяблоко открытия, то есть опять-таки начало. Я питаю надежду, что на занятиях вас тоже ждут открытия, связанные с изучением жизни лингвоконцепта «добро» в русской классике девятнадцатого века.

Мотивационная установка регулирует динамическую сторону мотивации; от непосредственного интереса к внешней организации учебной деятельности на уроках развития речи, от интереса-впечатления, интереса-ориентировки ученик дорастает до интереса опосредованного, связанного с предметом «русский язык» и с языком как системой словесного выражения мыслей и чувств в устной и письменной форме, то есть меняется иерархическая структура мотивов [Канарская, 1997, 30].

Приведем в качестве примера последиалоговую рефлексию семиклассников на урок и предложенную творческую работу, посвященную моделированию концепта «красота».

… По-моему, сама идея «оживить» пустое пространство, культурно освоить его замечательна. Мне дана полная свобода действий. Захочу – и из Хаоса сотворю языческий Космос. Захочу – и появится библейский первообраз Красоты. Главное – Я ТВОРЮ, следовательно, «я был, я есмь, я буду снова…» (Дмитрий П.).

… Творение Красоты из чужих эпитетов, сравнений, метафор оказалось трудным и радостным одновременно. Трудным, потому что пришлось «перелопатить» огромное количество стихов. Радостным, потому что, читая, сравнивая, отбирая, соединяя, я уже не чужое брала, а создавала что-то свое, неповторимое (Ксения Ш).

… Это сочинение помогло мне добраться «до оснований, до корней» (Пастернак). Я как бы увидела мир впервые, не будничным, а праздничным, первозданным, услышала гимн, славящий Жизнь, Красоту и Добро, и поверила, что я тоже могу творить прекрасное и доброе (Дарья Н.).

… Я – «мыслящий тростник». Это метафорическое определение человека, пока я писал сочинение, наполнилось для меня живым и конкретным смыслом. Я – часть Природы. Мыслящая ее часть. Отмеченная Богом способностью к творчеству и со-творчеству. «И я творю из ничего…» (В.Ходасевич). И чувствую, как это здорово (Станислав Г.).

… Это сочинение я начинала писать как всегда, т.е. для отметки. Но потом что-то произошло со мною, и я почувствовала творческую энергию, идущую от слов поэтов. И тогда мне стало очень интересно строить из чужих слов свое эссе. Могу честно признаться, что мне мое «творенье» нравится (Инна К.).

Характер самих лингвокультурологических задач отвечает ориентации на диалоговое взаимодействие учеников и учителя, в процессе которого как раз происходит вопросно-ответное познание, самопознание, становление языковой личности школьника. В ходе лингвоконцептоцентрических уроков создаются условия для интеллектуальной и ассоциативной речемыслительной деятельности подростков, развития их воображения и творческой фантазии. Итогом этой работы являются, как правило, оригинальные тексты, отражающие индивидуальное мировосприятие учеников.

Одна из неразработанных проблем, связанная с культуроориентированной методикой, - это проблема анализа урока, реализующего идею соизучения языка и культуры. Справедливости ради заметим, что анализ урока в целом относится к одной из самых дискуссионных тем педагогической деятельности. Здесь ученые-дидакты сходятся во мнении, что единой устоявшейся точки зрения на анализ современного урока нет. Существуют разные варианты понимания и оценивания усилий учителя по развитию личности своих учеников. Представим в виде таблицы общую схему анализа личностно ориентированных уроков (к которым мы относим и лингвоконцептоцентрические уроки), разработанную С.В. Кульневичем и Т.П. Лакоцениной [Кульневич, Лакоценина, 2006, 104-121] и опирающуюся на рефлексивный стиль управления качеством процесса образования на уроке.

Таблица № 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: