Группа однородных товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций

Так, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномучные и другие группы товаров, каждая из которых удовлетворяет потребности в определенном комплексе веществ и имеет специфичное назначение.

Подгруппа товаров — подмножество товаров, имеющих об­щее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.

Так, груша кондитерских товаров делится на две подгруппы: сахаристые и мучные товары, различающиеся соотношением ocновных компонентов (сахара, муки и жиров).

Вид товаров — совокупность товаров, отличающихся инди­видуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее на­значение с более крупными классификационными группиров­ками, отличаясь от них индивидуальным назначением.

Наименование товаров — совокупность товаров определен­ного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обу­словленными подбором сырья, материалов, а также конструк­цией, технологией. Наименование товаров может быть номи­нальным и марочным.

Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями. Например, ка­рамель Театральная, конфеты Маска, Цитрон и др.

Марочное наименование, или торговая марка — индивидуаль­ное название товара, выпускаемого определенным изготовите­лем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного наименова­ния, например, обувь Salamander, игристое вино Абрау Дюрсо, сок Тонус.

Товарный артикул (ТА) — ассортиментная единица товара, включающая его наименование и/или торговую марку, при не­обходимости градацию качества (сорт, класс качества, номер, марку и т. п.), типоразмер или количественную характеристику фасованной продукции (массу, объем, длину, ширину, высоту и т. п.), а также иные необходимые сведения.

Общая классификация продовольственных товаров

N8 Класе: продовольственные товары, или пищевые продукты  
п/п подклассы группы однородных товаров
Товары  
I. Вспомогательные  
    Пищевые добавки
    Пряности
    Приправы
    Натуральные улучшители консистен­ции
II. Растительного происхождения  
    Зерномучные
    Плодоовощные
    Вкусовые
    Сахар и его заменители
    Крахмал и крахмалопродукты
    Кондитерские товары
    Растительные масла и маргариновая продукция
III. Животного происхождения  
    Пищевые животные жиры
    Молочные
    Мясные
    Рыбные
    Яйцо и яйцепродукты
IV. Комбинированные  
    Продукты детского питания
    Пищевые концентраты

3 вопрос

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99).

Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении набор товаров принято ограничивать их наиме­нованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к сортаменту.

В соответствии с названным ГОСТ Р недопустимыми поня­тиями являются «товарный ассортимент» и «товарная номенк­латура». Однако с недопустимостью последнего трудно согла­ситься, так как в международной и российской практике этот термин применяется, о чем свидетельствует название норма­тивного документа «Товарная номенклатура внешнеэкономиче­ской деятельности». В связи с этим считаем необходимым оп­ределить указанный термин.

Товарная номенклатура — перечень однородных и разнород­ных товаров общего или аналогичного назначения.

Так, товарная номенклатура внешнеэкономической деятель­ности (ТН ВЭД) — это перечень товаров, предназначенных для экспортно-импортных операций. Номенклатура продук­ции, подлежащей подтверждению соответствия по показателям безопасности, предназначена для целей обязательной сертифи­кации.

Таким образом, приведенные выше понятия близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями то­варов. Отличия заключаются в назначении: ассортимент това­ров предназначен для удовлетворения потребностей потребите­лей, товарная номенклатура может иметь иное назначение для регламентирования определенной профессиональной дея­тельности или иной сферы применения.

Профессиональная деятельность товароведов связана в ос­новном с ассортиментом товаров, поэтому в дальнейшем рас­сматриваются вопросы, относящиеся именно к этому понятию.

Классификация ассортимента товаров

Ассортимент потребительских товаров подразделяется

на группы — по местонахождению,

на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров,

на виды — по степени удовлетворения потребностей,

на разновидности — по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают ассортимент про­мышленный и торговый.

Промышленный ассортимент (недопустимо (далее — ндп): производственный ассортимент) — ассортимент товаров, выра­батываемый отдельной отраслью промышленности или отдель­ным промышленным предприятием (ГОСТ Р 51303-99).

В качестве примера можно привести промышленный ассор­тимент кондитерского концерна «Бабаевский», включающий около 100 наименований карамельных, конфетных и шоколад­ных изделий.

Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представлен­ный в торговой сети (ГОСТ Р 51303-99).

по широте и глубине охвата товаров

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определя­ется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, ма­рок, типов и наименований.

В зависимости от широты охвата товаров различают сле­дующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент товаров (ндп: товары простого ассорти­мента) — ассортимент товаров, представленный такими вида­ми, которые классифицируются не более чем по трем призна­кам (ГОСТ Р 51303-99).

Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.

Простой ассортимент характерен для магазинов, реализую­щих товары повседневного спроса в районах проживания поку­пателей с небольшими материальными возможностями. Напри­мер, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.

Сложный ассортимент товаров (ндп: товары сложного ассор­тимента) — ассортимент товаров, представленный такими ви­дами, которые классифицируются более чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-99).

Данный ассортимент характеризуется значительным количе­ством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: