Так, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномучные и другие группы товаров, каждая из которых удовлетворяет потребности в определенном комплексе веществ и имеет специфичное назначение.
Подгруппа товаров — подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.
Так, груша кондитерских товаров делится на две подгруппы: сахаристые и мучные товары, различающиеся соотношением ocновных компонентов (сахара, муки и жиров).
Вид товаров — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее назначение с более крупными классификационными группировками, отличаясь от них индивидуальным назначением.
Наименование товаров — совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.
|
|
Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями. Например, карамель Театральная, конфеты Маска, Цитрон и др.
Марочное наименование, или торговая марка — индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного наименования, например, обувь Salamander, игристое вино Абрау Дюрсо, сок Тонус.
Товарный артикул (ТА) — ассортиментная единица товара, включающая его наименование и/или торговую марку, при необходимости градацию качества (сорт, класс качества, номер, марку и т. п.), типоразмер или количественную характеристику фасованной продукции (массу, объем, длину, ширину, высоту и т. п.), а также иные необходимые сведения.
Общая классификация продовольственных товаров
N8 | Класе: продовольственные товары, или пищевые продукты | |
п/п | подклассы | группы однородных товаров |
Товары | ||
I. Вспомогательные | ||
Пищевые добавки | ||
Пряности | ||
Приправы | ||
Натуральные улучшители консистенции | ||
II. Растительного происхождения | ||
Зерномучные | ||
Плодоовощные | ||
Вкусовые | ||
Сахар и его заменители | ||
Крахмал и крахмалопродукты | ||
Кондитерские товары | ||
Растительные масла и маргариновая продукция | ||
III. Животного происхождения | ||
Пищевые животные жиры | ||
Молочные | ||
Мясные | ||
Рыбные | ||
Яйцо и яйцепродукты | ||
IV. Комбинированные | ||
Продукты детского питания | ||
Пищевые концентраты |
3 вопрос
|
|
Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99).
Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении набор товаров принято ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к сортаменту.
В соответствии с названным ГОСТ Р недопустимыми понятиями являются «товарный ассортимент» и «товарная номенклатура». Однако с недопустимостью последнего трудно согласиться, так как в международной и российской практике этот термин применяется, о чем свидетельствует название нормативного документа «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности». В связи с этим считаем необходимым определить указанный термин.
Товарная номенклатура — перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения.
Так, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — это перечень товаров, предназначенных для экспортно-импортных операций. Номенклатура продукции, подлежащей подтверждению соответствия по показателям безопасности, предназначена для целей обязательной сертификации.
Таким образом, приведенные выше понятия близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения.
Профессиональная деятельность товароведов связана в основном с ассортиментом товаров, поэтому в дальнейшем рассматриваются вопросы, относящиеся именно к этому понятию.
Классификация ассортимента товаров
Ассортимент потребительских товаров подразделяется
на группы — по местонахождению,
на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров,
на виды — по степени удовлетворения потребностей,
на разновидности — по характеру потребностей.
По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный ассортимент (недопустимо (далее — ндп): производственный ассортимент) — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ Р 51303-99).
В качестве примера можно привести промышленный ассортимент кондитерского концерна «Бабаевский», включающий около 100 наименований карамельных, конфетных и шоколадных изделий.
Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети (ГОСТ Р 51303-99).
по широте и глубине охвата товаров
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований.
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент товаров (ндп: товары простого ассортимента) — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-99).
Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.
Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями. Например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.
|
|
Сложный ассортимент товаров (ндп: товары сложного ассортимента) — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-99).
Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.