Как только стимулы опознаны, должно быть принято решение о том, какое действие предпринять. Принятие решения является центральным процессом на всех уровнях переработки информации человеком, группами людей, системами "человек - машина". Принятие решения - выбор одного действия и исключение всех остальных возможностей. На основании принятой и проанализированной информации оператор принимает необходимое решение по управлению. В самом общем виде процедура принятия решения включает формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования некоторой исходной информации.
Приняв поступившую информацию, оператор так или иначе анализирует ее и преобразует. В процессе переработки информации решающая роль принадлежит памяти и мышлению.
«Память» является важнейшим профессиональным условием деятельности специалиста по организации движения на железнодорожном транспорте. Понятие «память» включает процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации.
Процессы памяти в ходе работы на железнодорожной станции находятся в полном соответствии с теми задачами, которые возникают при организации движения поездов. В связи с этим, в данном виде производственной деятельности вычленяют две формы памяти: память на статистические элементы станции – пути, стрелки и т. д.; другая форма памяти связана с динамикой станции – перемещение подвижного состава (пассажирские и грузовые поезда, маневровые локомотивы и т. д.).
По длительности сохранения информации различают два вида памяти: 1) кратковременная (информация удерживается на время, необходимое для непосредственной деятельности);
2) долговременная (информация хранится и накапливается «впрок» для последующей жизнедеятельности).
Кратковременная память имеет две формы: непосредственную (хранится одномоментная информация) и оперативную (связанную со способностью человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения действий).
Длительность хранения информации в оперативной памяти определяется временем выполнения данного действия. Оперативная память характеризуется объемом запоминаемой информации. Этот объем оценивается количеством одновременно запоминаемых символов и почти не зависит от их смысла (7+-2). Максимальный объем запоминания: 9 двоичных символов; 8 десятичных; 7 бук алфавита; 5 односложных слов.
Оперативная память связана с динамикой станционной работы – это знание главным образом занятости тех или иных путей, длины составов, размещенных на железнодорожных путях, характера грузов, находящихся в них, и т. д. Эта форма памяти – основа оперативной работы. Она связана с информацией, характеризующей ситуацию в данный момент; по окончании дежурства ситуации, связанные с работой, обычно забываются. Исключениями в этом отношении являются, например, дежурства, во время которых произошли различные неполадки, остались нерешенные задачи. В этих случаях динамическая система надолго запоминается и даже беспокоит диспетчера во время отдыха, часто вызывая ситуационные сны.
Память на статику выражается в знании диспетчерами всех путей, стрелок и устройств станции, которая является обязательным условием профессиональной деятельности организаторов движения. Несмотря на знание станции, нелегко бывает воспроизвести элементы станционной статики, быстро, как это бывает необходимо в момент срочного решения ответственной задачи. Количество статистических и динамических элементов, которые необходимо удерживать в памяти на станциях, иногда бывает очень велико. Количество этих элементов определяют собой нагрузку диспетчера и степень его утомляемости в ходе дежурства.
Развитие телемеханических устройств в управлении движением поездов, как и в других видах промышленной диспетчеризации, проходило по линии максимальной разгрузки памяти оператора. Так, табло пульта управления, помимо своего значения аппарата контроля, играет огромную психологическую роль в отношении разгрузки памяти диспетчера.
Хранение информации в долговременной памяти характеризуется двумя процессами: запоминанием и забыванием.
Объем долговременной памяти зависит от количества воспринимаемой информации и отношения человека к ней. Информация, которую оператор считает важной и ценной не только для текущей деятельности, но и для будущей, запоминается намного прочнее, чем информация, к которой оператор нейтрален.
Объем усвоенной информации наиболее значительно уменьшается за первые 9 часов: от 100 до 35 %.
На процесс забывания влияют отношение к информации (мотивация) и наложение информации (интерференция).
Возможны три вида забывания:
- потеря информации из-за неиспользования;
- потеря информации в результате замены;
- забывание, обусловленное мотивацией.
Способ запоминания – связь новой информации со старой.
Установлено, что полнота и точность воспроизведения запоминаемой информации у многих людей в процессе беседы с другими намного выше, чем в индивидуальном воспроизведении.
Прочность запоминания можно значительно повысить, перейдя на предельный уровень мотивации («это важно и нужно запомнить») или максимально сосредоточившись на том, что необходимо запомнить.
Оперативное мышление
В деятельности оператора ведущее место занимает решение оперативных задач.
Мышление – это психический познавательный процесс, основу которого составляет открытие нового, отражение человеком сложных связей между предметами и явлениями окружающего мира, процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Оно опирается на чувственное познание (прием информации со средств отображения) и на опыт (запасы информации).
Эффективность операторской деятельности зависит от оперативного мышления. Оперативное мышление – процесс решения задач, в том числе задач управления, в результате которого формируется план действий, обеспечивающий выполнение задачи (алгоритма). Это логический процесс выбора оптимального способа решения задачи из множества возможных вариантов. Оно осуществляется оператором на основе моделирования объектов деятельности и составления плана действий, обеспечивающего принятие решения и достижение поставленной цели.
Понятие «оперативное» употребляется в трех значениях:
1) когда деятельность оператора состоит из операций;
2) когда деятельность протекает оперативно (быстро), в условиях дефицита времени и эмоционального напряжения;
3) когда мышление является элементом трудовой деятельности (от лат. opera – труд).
Особенности оперативного мышления:
- В процессе оперативного мышления человек имеет дело с информационными моделями действительности.
– В оперативном мышлении значительное место занимают операции декодирования.
– Результаты оперативного мышления проверяются на практике и корректируются.
– Оперативное мышление часто протекает в условиях стресса (экстремальных условий, вызванных опасностью, перегрузками, ответственностью несовместимостью и т. п.).
– Оперативное мышление направлено на решение конкретных задач и является составной частью практической деятельности.
Процесс принятия решения может быть 2 типов:
- алгоритмизированный (по строгой программе),
- поисковый (творческий).
Основные компоненты оперативного мышления:
1) структурирование, 2) динамические узнавание, 3) формирование алгоритма решения.
Структурирование - это объединение отдельных единиц информации в более крупные с учетом их взаимосвязей и местоположения, организация и упорядочение элементов задачи в отдельное целое.
Динамическое узнавание – это обнаружение частей конечной ситуации в исходной, проблемной ситуации.
Формирование алгоритма решения - выработка принципов и правил решения, определение последовательности действий.
Функции оперативного мышления:
1. Решение задач (основная функция) при непредвиденном отклонении в процессе управления от нормального режима. Сводится к принятию решения через выбор одного из возможных его вариантов.
2. Планирование – или упорядочение, организация действий по управлению процессом в нормальных условиях его протекания. Важной особенностью планирования является предвидение возможных изменений процесса управления и выбор оптимального варианта регулирования (из нескольких возможных вариантов).
3. Декодирование – перевод образа сигнала в оперативный образ управляемого объекта или процесса.
Структура оперативного мышления (этапы):
- уяснение задачи,
- оценка обстановки,
- оформление решения.
Обычно различают три группы уровней решений:
- перцептивно-опознавательный (перцепция – восприятие);
- уровень представлений;
- рече-мыслительный уровень.
Перцептивно-опознавательный уровень предполагает обнаружение сигналов, их различение и опознание. Основным методом решения перцептивно-опознавательных задач является информационный поиск – процесс активного выделения информации об объектах управления для приведения ее к виду, удобному для принятия решения.
Уровень представлений позволяет принимать решение при работе с образами объектов управления.
Рече-мыслительный уровень предполагает активное участие в процессе принятия решения речи и мышления.
В практике операторской деятельности выделяют 3 категории управленческих задач (по сложности и интеллектуальному уровню решений):
1. Простейшие (стереотипные, стандартные) задачи – решаются путем прямого замыкания связей между входом и выходом по программе, хранящейся в долговременной памяти. Они характерны для сенсомоторной деятельности.
2. Репродуктивные мыслительные задачи, для решения которых оператор располагает набором соответствующих способов или правил действий. Решение чаще сего носит детерминированный характер, реже – вероятностный. Психологической основой решений является оперативное мышление на алгоритмическом уровне со строго последовательной реализацией мыслительных операций по заданной программе.
3. Проблемные (творческие) задачи не решаются с помощью заранее известных действий и правил. Преобладают вероятностные либо предельные решения. Их психологическая основа – оперативное мышление на эвристическом уровне.
Но независимо от уровня принятия решения оно не является самоцелью и совершается, как правило, для последующей реализации в управляющей деятельности.
Мыслительные процедуры в процессе оперативного мышления завершаются принятием решений различного типа:
- дедуктивных (от причины к следствию);
- абдуктивных (действие по правилам, хранящимся в памяти оператора);
- индуктивных (подбор правил для выполнения действия);
- интуитивных.
Дружинин В. В. и Конторов Д. С. выделили три типа ситуаций принятия решения: 1) информационные, 2) оперативные, 3) организаторские.
1. Информационные решения заключаются в диагностировании ситуации ("распознавание ситуации", по терминологии авторов).
2. Оперативные решения отвечают на вопрос, как действовать, и состоят в выработке способа управления.
3. Организационные решения отвечают на вопрос, какой должна быть система, и состоят в определении структуры и распределении функций в предполагаемой организации.
Последствия ответного действия обычно снова доступны для восприятия в виде сигналов обратной связи. Обратная связь может быть внутренней (ощущение в пальцах, звук от нажима клавиши), либо внешней (световой сигнал, появляющийся на дисплее и означающий, что команда получена). Обратная связь помогает деятельности оператора, особенно когда она является немедленной.
К основным объективным и субъективным условиям, определяющим реализацию процессов решения в деятельности оператора, можно отнести:
- наличие дефицита информации и времени, стимулирующего "борьбу" гипотез;
- наличие некоторой "неопределенностной ситуации", определяющей борьбу мотивов у субъекта, принимающего решение;
- осуществление волевого действия, обеспечивающего преодоление неопределенности, выбор гипотезы, принятие на себя той или иной ответственности.
Условия принятия решения во многом зависят от степени неопределенности. В этой связи различают следующие виды неопределенности:
- обусловленную большим числом объектов, включенных в ситуацию;
- вызванную недостатком информации в силу технических и иных причин;
- порожденную слишком высокой или недоступной платой за определенность, вносимую объектом, принимающим решение.
Эффективность принятия решения определяется следующими факторами: типом решаемой задачи, числом и сложностью проверяемых логических условий, сложностью алгоритма и количеством возможных вариантов решения.