Необходимая скорость восприятия и переработки информации, переключение и устойчивость внимания

Любое задание, которое выполняется человеком в СЧМ, связано с восприятием и переработкой информации. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие информации, сигналов, предметов является сложным процессом, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на человека. В результате сложной аналитико-синтетической работы выделяются одни, существенные признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т.е. насколько активно идет отражение этого объекта.

Огромную роль в восприятии играет желание оператора воспринимать тот или иной предмет, информацию, сознание необходимости или обязанности воспринимать сигналы, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую в этих случаях проявляют. Таким образом, в восприятии предметов, скорости восприятия сигналов и переработке информации задействованы внимание и направленность.

Внимание является необходимым свойством всякой профессиональной работы, однако в производственной деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения поездов, оно играет центральную роль. Качество внимания является важным показателем способностей человека-оператора к безошибочной работе.

Внимание – это избирательная направленность психической деятельности на определенные предметы или явления действительности.

Виды внимания. Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непреднамеренным.

Преднамеренное (произвольное) внимание – это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности; требует определенных волевых усилий. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Сосредоточенное внимание – это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание – это внимание, вызываемое внешними причинами - теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна и необычность объекта, а также его динамичность. Этот вид внимания возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий.

Труд работников-организаторов движения предъявляет повышенные требования ко всем свойствам внимания человека. К основным свойствам внимания относятся:

Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой задачи.

Избирательность внимания – это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Колебание внимания – это повторяющееся непроизвольное отвлечение, ослабление внимания к данному объекту или деятельности.

Внимание как способность устойчиво концентрироваться на решаемой задаче и не реагировать на мешающие и отвлекающие сигналы особенно нужна оператору. Особенно необходима устойчивость внимания

– способность определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н.Н. Ланге, равны обычно 2 – 3 секундам, доходя максимум до 12 секунд. Исследователи внимания считают, что такие малые периоды колебания внимания не являются всеобщей закономерностью. Для поддержания внимания на высоком уровне устойчивости необходимо преодолевать колебания внимания. Это является основной трудностью и причиной утомляемости оператора. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. В этом случае внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. Устойчивость внимания – это напряженное состояние готовности к действию, оно представляет собой вид довольно утомительной деятельности.

Исследование устойчивости внимания имеет целью установить, насколько прочно и устойчиво внимание сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями. Для измерения устойчивости внимания используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования букв в рядах (в течение длительного времени следует зачеркнуть повторяющиеся в рядах буквы); таблицы Крепелина, состоящие из столбиков цифр (их нужно складывать в течение длительного времени).

В операторской деятельности приходится все время держать под контролем большое число параметров управляемой системы, не упускать из вида окружающую обстановку и при этом решать различные задачи управления, поэтому исключительные требования предъявляются к распределению внимания. Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Примером служат способности Юлия Цезаря, который по преданию мог одновременно делать 7 не связанных между собой дел. В действительности человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Характерной особенностью деятельности оператора на железнодорожном транспорте является необходимость частого переключения внимания, вызываемая требованием быстрого перехода от решения одной задачи к решению другой. Переключение внимания означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Отчетливо переключение внимания выступает при пропуске через станцию поездов разных направлений, при одновременной маневровой работе или в часы пик – период интенсивного пригородного и грузового лвижения. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит отряда условий (прежде всего соотношения между предшествующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания – его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которое мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Значение объема внимания для производственной деятельности выступает в двух планах. Во-первых, это имеет значение в плане восприятия табло с большим объемом, его восприятие основывается на высокоразвитом навыке работы. Во-вторых, в профессиональной деятельности оператора в каждый момент должна находиться вся совокупность станционной работы. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания производится путем анализа числа одновременно предъявляемых (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп - прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания – величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель равен 5 +- 2.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей (внезапно появляющиеся предметы, явления). Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности. Объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток.

Переработка информации протекает под влиянием ограничений, отражающих пропускную способность различных умственных операций. Каждая операция имеет ограничения по скорости функционирования и количеству информации, перерабатываемой в единицу времени. Имеются также ограничения по ресурсам внимания, которыми обладает система обработки информации.

В процессе восприятия можно выделить три основных этапа: 1) обнаружение, 2) идентификация, 3) интерпретация информации.

Процесс обнаружения информации зависит от характера деятельности оператора. В некоторых видах операторского труда обнаружение информации является основной целью деятельности. Оператору должны быть известны возникающие в процессе обнаружения типовые задачи (объекты, события, состояния, параметры), которые обычно обнаруживаются по комплексу сигналов на информационной модели. Оператор концентрирует свое внимание на тех сигналах, по которым задача может быть обнаружена наиболее вероятно и быстро.

Обнаружению сигналов препятствуют помехи различного вида. В условиях помех наблюдатель, в зависимости от поставленной цели, выбирает одну из двух стратегий поведения: либо во что бы то ни стало не пропустить полезный сигнал, несмотря на ложные обнаружения, либо не допустить ложного обнаружения, хотя в этом случае снижается вероятность обнаружения полезного сигнала. Первая стратегия – не пропустить полезный сигнал – выбирается, например, в ситуации, когда требуется обнаружить запрещающий сигнал на пути движения транспортного средства. Понятно, что в этом случае необнаружение полезного сигнала («проехать на красный свет») чревато большими неприятностями, в то время как ложное обнаружение влечет лишь некоторые потери времени. Примером второй стратегии (не допустить ложного обнаружения) может быть задача обнаружения сигнала, разрешающего движение («зеленый свет светофора»); здесь важно не принять красный свет светофора за зеленый.

Процесс идентификации информации представляет собой акт отождествления обнаруженных сигналов с некоторыми образами, хранимыми в памяти. Оператор получает информацию в закодированной форме, в виде сигналов, предоставляемых средствами отображения информации. Поэтому возможна идентификация обнаруженной информации либо с образом сигнала на индикаторе (например, с отметкой на экране радиолокатора), либо с образом самого источника, который порождает этот сигнал (самолет в воздухе, встречное судно в море и т.п.). Чаще в деятельности оператора используется второй вариант идентификации, т.е. узнавание по приборной информации признаков объекта наблюдения. Таким образом, в сознании оператора совершается процесс декодирования информации, заключающийся в преобразовании полученных при чувственном восприятии сигналов в представление об объекте. Такое преобразование осуществляется обычно посредством процесса ассоциации – сравнения признаков, присущих полученному сигналу, с определенными эталонными признаками, хранящимися в памяти оператора. Важно отметить, что ассоциативное опознание объекта происходит не по полному совпадению сигнала с эталонным образом, а по любому из существенных признаков, этому образу присущих. Так опытный водитель опознает неисправность двигателя по характеру возникшего стука, а любитель музыки – автора мелодии по случайно услышанной музыкальной фразе.

Процесс интерпретации информации направлен на уточнение и дополнение полученных ранее сведений, на их осмысление. Это особенно необходимо в операторской деятельности, где узнавание задачи осуществляется обычно при неполной информации о ней, так как сам процесс кодирования информации неизбежно связан с ее потерями. Помехи при передаче и восприятии информации также вносят дополнительную неопределенность в полученные данные. Процесс интерпретации базируется не только на содержании предъявленной информации и форме ее представления, но и на субъективных факторах – знаниях и опыте оператора, приобретенных в практической деятельности. В результате процесса интерпретации завершается формирование концептуальной модели, включающей в себя не только представление о сложившейся ситуации, но и прогноз, предвосхищение ее развития, вероятность разрешения или неразрешения возникшей в ней задачи, а также возможных последствий в том и другом случае.

Преобразование информации. В результате процесса восприятия информации может поступить сигнал, указывающий на необходимость действия оператора и его вмешательства в работу системы. в операторской деятельности возникает задача – ситуация, где для достижения цели требуется найти неизвестное на основе использования его связей с известным.

В результате обучения операторов стандартным способам разрешения типовых задач управления у них формируются соответствующие навыки мышления, что способствует легкому и быстрому разрешению этих задач. Отработка навыков действий в аварийной ситуации полезна всегда, однако автоматизированное применение этих навыков оправдано только тогда, когда на данную аварию, независимо от условий ее возникновения, требуется отвечать однозначно, определенным комплексом действий. в аварийных ситуациях необходимость срочных действий часто препятствует полноте оценки обстановки.

Психологическая напряженность в условиях аварийной ситуации обусловлена не только жесткими временными ограничениями, не только тем, что недостает времени на процесс мышления, но еще и тем, что не остается времени на исправление допущенных при этом ошибок. И если оператор без достаточного анализа поступивших сигналов и их необходимой интерпретации отнесет данную задачу к определенному типу задач, которые решаются обычно на основе стереотипов мышления, то это может привести к усугублению ситуации.

Практика показывает, что опытные операторы в экстремальных ситуациях в общем случае действуют медленнее, чем неопытные. Опытные операторы за имеющееся время максимально возможно осмысливают данные о ситуации, а неопытные отвечают быстрыми стереотипными действиями, зачастую неадекватными задаче. Экспериментальные исследования, выполненные на радиолокационном тренажере, показали, что специалисты, имеющие большой опыт работы, тратят больше времени на каждую усложненную задачу на расхождение судов, но зато делают меньше ошибок, чем молодые операторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: