double arrow

V. Задачи, решение которых обеспечивает достижение долгосрочных целей стратегии развития транспортного комплекса Российской Федерации

1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры

Основными задачами Транспортной стратегии при формировании единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры являются:

формирование и ведение транспортно-экономического баланса страны и планирование развития транспортной инфраструктуры на его основе;

сбалансированное развитие интегрированной инфраструктуры транспортных коммуникаций всех видов транспорта;

развитие крупных транспортных узлов, логистических товарораспределительных центров, сухих портов и терминалов на основных направлениях перевозок и на стыках между видами транспорта. Обеспечение их единой технологической совместимости;

ликвидация разрывов и «узких мест» транспортной сети, ограничивающих ее пропускную способность;

увеличение пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры, в том числе создание инфраструктуры скоростного и высокоскоростного движения;

развитие транспортных систем крупных городских агломераций;

создание единой системы и информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта, грузовладельцев, других участников транспортного процесса, таможенных и государственных контрольных органов;

освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры.

По задаче внедрения системы стратегического планирования развития транспортной отрасли на основе формирования и ведения транспортно-экономического баланса предусматривается в период до 2020 года:

сформировать модель транспортно-экономического баланса;

создать систему статистического учета на транспорте для ведения транспортно-экономического баланса;

создать систему ведения транспортно-экономического баланса и обеспечения ее постоянного функционирования;

создать систему прогнозирования и транспортного планирования на основе транспортно-экономического баланса и проводить постоянную актуализацию их параметров.

Создание системы ведения транспортно-экономического баланса страны и системы транспортного планирования на его основе обеспечит оптимизацию затрат на развитие транспортной инфраструктуры при удовлетворении растущего спроса на перевозки.

Решение задачи сбалансированного развития интегрированной инфраструктуры транспортных коммуникаций всех видов транспорта предусматривает:

развитие единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;

обеспечение нормативного содержания сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, прежде всего, на стыкующихся направлениях;

развитие и обеспечение нормативного содержания железнодорожной сети, инфраструктуры внутренних водных путей, аэродромной сети и аэронавигационной системы;

создание инфраструктурных условий перераспределения грузопотоков с наземных на внутренний водный и морской транспорт. Поощрение строительства терминалов, ориентированных на переключение грузопотоков на внутренний водный транспорт;

развитие Северного морского пути;

создание новых объектов транспортной инфраструктуры для комплексного освоения новых территорий и месторождений;

совершенствование топологии транспортной сети – создание прямых транспортных связей между крупными центрами социально-экономического развития и переход в перспективе к сетевой структуре с большим количеством альтернативных связей.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте - расширения полигона обращения тяжеловесных поездов, специализации отдельных линий для преимущественно грузовых или пассажирских перевозок, закрытия малодеятельных линий и станций или определения источников их финансирования, строительства новых железнодорожных линий для создания инфраструктурных условий для комплексного освоения новых территорий и месторождений, модернизации искусственных сооружений и пути, не соответствующих современным стандартам и требованиям, государственного финансирования строительства и реконструкции магистральных железнодорожных линий, имеющих принципиальное значение для экономики и безопасности государства;

в дорожном хозяйстве – строительства и реконструкции участков автомобильных дорог федерального и регионального значения, включая строительство транспортных развязок, а также доведения к 2019 году объемов выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения до уровня, обеспечивающего приведение транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог в соответствие с требованиями нормативных документов;

на морском транспорте – развития инфраструктуры Северного морского пути, строительства новых портов и перегрузочных комплексов для комплексного освоения новых территорий и месторождений;

на внутреннем водном транспорте - перехода до 2018 года на полное финансирование за счет средств федерального бюджета содержания внутренних водных путей по нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также создания инфраструктурных условий перераспределения грузопотоков с наземных на внутренний водный транспорт;

на воздушном транспорте – реконструкции существующих и строительства новых взлетно-посадочных полос, реконструкции и развития аэродромов и аэропортовых комплексов, модернизации аэронавигационной системы;

на промышленном транспорте - модернизации железнодорожных путей необщего пользования, а также развития лесных дорог.

В целом по транспортной сети предусматривается создание обоснованных резервов пропускной способности и совершенствование ее топологии путем создания прямых транспортных связей между крупными центрами социально-экономического развития и переход в перспективе к сетевой структуре с большим количеством альтернативных связей. Такая стратегия обеспечит рост устойчивости транспортной сети - возможность удовлетворения спроса на перевозки в условиях его естественных колебаний и прогнозного роста.

В рамках задачи развития крупных транспортных узлов, логистических товарораспределительных центров, сухих портов и терминалов на основных направлениях перевозок и на стыках между видами транспорта, обеспечения их единой технологической совместимости предусматривается:

развитие инфраструктуры морских портов с обеспечением их технологической совместимости с железнодорожной и автодорожной инфраструктурой;

развитие и модернизация речных портов на направлениях роста грузопотоков;

создание интегрированной системы логистических центров, как основы современной товаропроводящей сети;

создание и развитие терминально-логистических центров на пересечении крупнейших водных и наземных магистралей;

строительство аванпортов крупных морских устьевых портов для перевалки грузов, тяготеющих к внутренним водным путям, на речной транспорт;

развитие сети контейнерных терминалов для обеспечения технологий контейнерных перевозок как внутри страны, так и во внешнеторговой деятельности;

развитие инфраструктуры аэропортов регионального и местного значения, особенно в труднодоступных районах Севера, Сибири, Дальнего Востока и приравненных к ним местностях.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте – развития крупных железнодорожных узлов и строительства их обходов, а также создания сети терминально-логистических центров и «сухих» портов;

на морском транспорте – реконструкции существующих и строительства новых, в т.ч. плавучих перегрузочных комплексов в портах всех морских бассейнов;

на внутреннем водном транспорте – развития портовой инфраструктуры и создания транспортно-логистических комплексов на пересечении крупнейших водных и наземных магистралей;

на воздушном транспорте – реконструкции и развития региональных и местных аэропортов.

На стыках между видами транспорта предусматривается создание интегрированной системы логистических центров, как основы современной товаропроводящей сети.

Системное решение данной задачи предусматривает развитие транспортных узлов и транспортно-логистических центров не только в местах существующей концентрации грузопотоков, но и в узлах оптимизированной сети товародвижения, включающей новые транспортные связи. Формирование такой сети будет обеспечено на базе транспортно-экономического баланса.

Решение задачи ликвидации разрывов и «узких мест» транспортной сети, ограничивающих ее пропускную способность предусматривает:

развитие железнодорожной сети с приоритетом Транссиба, БАМа и железнодорожных подходов к портам;

развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам и пограничным пунктам пропуска;

увеличение пропускной способности линий железнодорожного транспорта общего пользования на основных направлениях, имеющих ограничения пропускной способности;

реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки;

реконструкция судоходных гидротехнических сооружений и поддержание гарантированных глубин внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность единой глубоководной системы европейской части России.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте – комплексной реконструкции и усиления пропускной способности основных направлений железнодорожной сети, в том числе подходов к крупным железнодорожным узлам и морским портам;

в дорожном хозяйстве – строительства и реконструкции участков автомобильных дорог в крупных транспортных узлах и на подходах к ним, а также участков автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки;

на внутреннем водном транспорте – строительства новых объектов инфраструктуры, обеспечивающих снятие ограничений пропускной способности на участках внутренних водных путей, а также увеличения протяженности водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов.

Ликвидация "узких мест" будет обеспечена не только реконструкцией существующих транспортных коммуникаций, но и созданием новых транспортных связей, в том числе, для других видов транспорта.

Решение задачи увеличения пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры, в том числе создания инфраструктуры скоростного и высокоскоростного движения предусматривает:

создание инфраструктуры скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, в том числе в городах;

поэтапное разделение грузового и пассажирского движения;

создание скоростных автомобильных дорог;

совершенствование топологии пространственного развития скоростных и высокоскоростных транспортных коммуникаций в направлении перехода от радиальной структуры к сетевой.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте – создания полигонов с преимущественно пассажирским и грузовым движением, организации скоростного движения и строительства высокоскоростных магистралей;

в дорожном хозяйстве – создание сети скоростных автомобильных дорог.

Предусматривается также совершенствование топологии пространственного развития скоростных и высокоскоростных транспортных коммуникаций в направлении перехода от радиальной структуры к сетевой.

Развитие сети скоростного и высокоскоростного движения будет иметь важное социально-экономическое значение. Его развертывание в стране может дать большой мультипликативный эффект.

Решение задачи развития транспортных систем крупных городских агломераций предусматривает:

увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, строительство путепроводов и мостов, соединяющих изолированные участки транспортной сети городских агломераций;

развитие улично-дорожной сети городов в увязке с развитием смежных федеральных трасс, а также региональных и муниципальных автодорог в пригородной зоне городских агломераций;

комплексное сбалансированное развитие транспортной сети городских агломераций с приоритетом инфраструктуры транспорта общего пользования.

строительство пересадочных узлов, интегрированных в транспортные коммуникации различных видов пассажирского транспорта;

развитие пригородного пассажирского железнодорожного транспорта, в том числе для выполнения внутригородских перевозок;

развитие скоростных видов общественного транспорта – метрополитена, скоростного трамвая (LRT), скоростного автобуса (BRT);

оптимизация комплексных схем организации дорожного движения на стыках федеральной, региональной и муниципальной транспортных сетей в городских агломерациях;

создание интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в городских агломерациях, в том числе с использованием высокоэффективных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС;

развитие инфраструктуры для повышения пешеходной и велосипедной транспортной доступности объектов городских агломераций.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте – развитие пригородного движения, в том числе для обеспечения внутригородских перевозок пассажиров, а также пассажирского движения, в том числе скоростного и высокоскоростного, в дальнем следовании;

на метрополитенном транспорте – завершение программ развития метрополитенов в крупных городах;

на наземном пассажирском транспорте общего пользования - реорганизация и совершенствование маршрутной сети городского транспорта, развитие скоростных систем наземного транспорта, преимущественно рельсовых;

на улично-дорожной сети – совершенствование конфигурации улично-дорожной сети и организации дорожного движения, развитие парковочного пространства и систем парковки транспортных средств, транспортно-пересадочных узлов, сети вело- и пешеходной доступности;

в целом по транспортному комплексу крупных городских агломераций – координация развития транспорта крупных городских агломераций единым органом территориально-транспортного планирования уровня агломерации, разработка и создание интеллектуальных транспортных систем городских агломераций, в том числе систем автоматизированного управления и электронной оплаты проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте.

Развитие транспортных систем городских агломераций будет направлено на расширение радиуса агломерационной доступности, снижение среднего времени поездок маятниковой миграции населения, повышение предсказуемости продолжительности поездок на различных видах транспорта.

Решение задачи создания единой системы и информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта, грузовладельцев, других участников транспортного процесса, таможенных и государственных контрольных органов предусматривает:

разработку и ввод в действие стандартов информационного взаимодействия различных видов транспорта, участников транспортного процесса, таможенных и других государственных контрольных органов, участвующих в осуществлении процессов перевозок;

создание единых информационных сервисов взаимодействия транспортных, логистических, экспедиторских, таможенных, пограничных и других государственных контрольных органов;

создание информационной среды для построения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на федеральных трассах и в крупных транспортных узлах.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

в транспортном комплексе – создания автоматизированной системы управления транспортным комплексом, внедрения навигационных систем на основе технологий ГЛОНАСС и электронного документооборота, разработки национальной платформы интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающей информационную интеграцию различных прикладных (отраслевых) ИТС и элементов ИТС между собой, а также с внешними информационными системами;

на железнодорожном транспорте - внедрения системы позиционирования и автоматизированного контроля сохранности грузов в пути следования, развития Интернет-технологий и спутниковых технологий;

в дорожном хозяйстве - внедрения интеллектуальных транспортных систем на участках сети автомобильных дорог федерального значения, где отмечается наиболее высокий уровень интенсивности транспортных потоков;

на морском и внутреннем водном транспорте - внедрения интегрированной электронной системы оформления и сопровождения морских и речных грузовых и пассажирских перевозок.

Единая информационная среда технологического взаимодействия различных видов транспорта и всех участников транспортного процесса внесет существенный вклад в снижение транзакционных издержек на их стыках и уменьшит общие транспортные издержки в экономике. Развитие информационной среды взаимодействия видов транспорта и участников транспортного процесса должно быть частью создания инфраструктуры единого транспортного пространства страны.

Решение задачи освоения инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры предусматривает:

создание базы данных (знаний) по высокоэффективным, инновационным технологиям строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры с учетом отечественного и зарубежного опыта;

реализация мер государственной поддержки разработки, адаптации и экспериментальной отработки инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания объектов транспортной инфраструктуры, в том числе в особых климатических условиях, в арктической и субарктической зонах;

мотивация использования инновационных технологий организациями, занятыми в строительстве, реконструкции и содержании транспортной инфраструктуры. В том числе предусматривается пересмотр нормативных документов по проектированию и строительству объектов морских портов на базе инновационных технологии в области строительных материалов и конструкции с целью внесения соответствующих инновационных решений в нормативные документы.

Внедрение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры обеспечит снижение затрат строительных и эксплуатирующих организаций, облегчит реализацию контрактов жизненного цикла, создаст более благоприятные условия для государственно-частного партнерства в сфере транспорта и повысит инвестиционную привлекательность отрасли.

Основные мероприятия по задачам цели 1 приведены в приложении № 4.

2. Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны

В целях обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны должны быть решены следующие основные задачи:

обновление и наращивание парков грузового подвижного состава на основе транспортно-экономического баланса;

создание рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг;

совершенствование процедур допуска к коммерческой транспортной деятельности;

создание интеллектуальных транспортных систем с использованием глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и современных инфотелекоммуникационных технологий, информационных стандартов и унифицированных перевозочных документов (обеспечивающих реализацию высокоэффективных товаротранспортных логистических технологий);

обеспечение доступности транспортных услуг по перевозке грузов в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и удаленных регионах России, в том числе по Северному морскому пути;

развитие перевозок внутренним водным транспортом и технологий, обеспечивающих переключение на него грузопотоков в период навигации;

расширение использования технологий контейнерных перевозок и перевозок другими укрупненными грузовыми единицами, в том числе для малого и среднего бизнеса;

развитие системы сопутствующих услуг.

Для решения задачи обновления и наращивания парков грузового подвижного состава на основе транспортно-экономического баланса необходимы:

определение на основе транспортно-экономического баланса оптимальной потребности в парках грузового подвижного состава для использования высокоэффективных экономически обоснованных транспортных технологий, обеспечивающих необходимый объем и качество транспортных услуг в области грузоперевозок;

мотивирование транспортных предприятий к обновлению (снижению возраста) парков грузового подвижного состава транспорта – вагонов, локомотивов, автотранспортных средств общего пользования, морских судов под российским флагом, речных судов, воздушных судов;

мотивация развития парков грузового подвижного состава, обеспечивающих заданные критерии объема и качества транспортных услуг на уровне, необходимых для реализации стратегии;

определение на основе транспортно-экономического баланса оптимальной потребности в парках грузового подвижного состава для использования высокоэффективных экономически обоснованных транспортных технологий, обеспечивающих необходимый объем и качество транспортных услуг в области грузоперевозок;

Для реализации этих мер необходимо:

на железнодорожном транспорте – закупка новых и модернизация имеющихся локомотивов, массовый переход к приобретению грузовых вагонов нового поколения;

на морском транспорте – пополнение грузового транспортного флота;

на внутреннем водном транспорте – строительство судов грузового транспортного и вспомогательного флота.

Решение данной задачи с учетом потребности обеспечения объемов перевозок, прогнозируемых на основе транспортно экономического баланса, позволит улучшить структуру парков транспортных средств по специализации, грузоподъемности, возрастным характеристикам и другим параметрам, обусловленным современными и перспективными требованиями к перевозкам грузов во внутреннем и международном сообщениях.

Для решения задачи создания рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг необходимы:

разработка экономической модели рынка конкурентоспособных транспортно-логистических услуг, обеспечивающих устойчивое удовлетворение спроса на грузовые перевозки, доступность и качество услуг на уровне лучших зарубежных аналогов;

разработка методов государственного регулирования, направленных на мотивирование транспортных предприятий к структурной модернизации и систематическому повышению доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузоперевозок, формированию новых транспортных услуг, отвечающих требованиям качества, созданию систем управления качеством;

содействие процессам интеграции и образованию крупных транспортных компаний, способных конкурировать на рынке транспортных услуг;

совершенствование государственного регулирования деятельности естественных монополий (в области железнодорожных грузоперевозок);

развитие транспортно-экспедиторского обслуживания перевозок, содействие созданию развитой сети продаж грузовых перевозок;

совершенствование методов ценового регулирования в сегментах рынка, находящихся в переходном состоянии от естественно-монопольного к конкурентному, предусматривающее сочетание механизмов свободного ценообразования с контрольными функциями в интересах защиты потребителей от необоснованных дискриминационных тарифов, а участников рынка – от демпинговых тарифов.

Для реализации этих мер необходимо:

в транспортном комплексе – стимулирование развития конкуренции на рынке транспортных услуг в экономически оправданных масштабах, повышение эффективности товародвижения по логистическим цепочкам, совершенствование правового и тарифного регулирования;

на железнодорожном транспорте – совершенствование модели рынка грузовых железнодорожных перевозок, тарифного и антимонопольного регулирования, увеличение скорости и надежности доставки грузов;

в транспортно-логистическом секторе – создание правовых основ развития транспортно-логистической деятельности в стране.

Решение данной задачи имеет принципиальное значение для повышения конкурентоспособности российских транспортных предприятий и их объединений в транспортно-логистические системы управления товародвижением, а также транспортной системы страны в целом. Необходимо развивать рынок высококачественных транспортных услуг в сфере грузовых перевозок, уровень конкуренции на котором будет удовлетворять требованиям добросовестности, качества и экономически целесообразной достаточности. Будут созданы условия для эффективного развития транспортно-логистической деятельности, в том числе логистических 3PL и 4PL-провайдеров, способных конкурировать на мировом рынке.

Для решения задачи совершенствование процедур допуска к коммерческой транспортной деятельности необходимы:

совершенствование условий недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий на транспорте;

совершенствование процедур допуска к коммерческой деятельности в области автомобильных грузоперевозок.

Совершенствование допуска к коммерческой транспортной деятельности должно определить стартовые условия транспортной деятельности на рынке, при которых транспортные предприятия будут способны и заинтересованы развивать доступность, качество и безопасность транспортных услуг.

Развитие системы допуска к коммерческой деятельности позволит создать равные условия конкуренции на рынке транспортных услуг, повысить качество работы и ответственность транспортных компаний, устранить непродуктивную конкуренцию, повысить безопасность функционирования транспорта.

Для решения задачи создания интеллектуальных транспортных систем с использованием глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и современных инфотелекоммуникационных технологий, информационных стандартов и унифицированных перевозочных документов (обеспечивающих реализацию высокоэффективных товаротранспортных логистических технологий) необходимы:

государственная поддержка отработки и внедрения высокоэффективных комплексных транспортно-логистических технологий, обеспечивающих:

интеграцию всех видов транспорта, грузовладельцев, грузополучателей и других участников транспортного процесса в единую технологически совместимую систему;

интеллектуальное управление транспортно-логистическими процессами в цепях поставок товаров;

снижение времени обработки партий грузов в терминальной логистической сети, в том числе в морских портах и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, до уровня мировых показателей;

достижение уровня развитых стран по коммерческой скорости и ритмичности доставки товаров «от двери до двери» и «точно в срок» на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном транспорте, а также в мультимодальном сообщении, снижение за счет этого издержек обращения товаров, выражающихся в больших объемах оборотных фондов, а также в значительных суммах кредитования товаров в пути и на складе;

повышение производительности транспортных систем;

мотивирование использования транспортными предприятиями высокоэффективных комплексных транспортно-логистических технологий и интеллектуальных управляющих систем, обеспечивающих повышение качества всего спектра транспортных услуг, приближение коммерческой скорости движения товаров и ритмичности их доставки «от двери до двери» и «точно в срок» к уровню развитых стран, в том числе с использованием логистических парков.

Для реализации этих мер необходимо:

в транспортном комплексе - оснащение транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

на железнодорожном транспорте – развитие автоматизации управления деятельностью в сфере грузовых перевозок на основе интеллектуальных технологий управления движением поездов в сетевом масштабе и на крупных полигонах с использованием возможностей ГЛОНАСС;

на автомобильном транспорте – развитие рациональных систем перевозок грузов с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий;

в транспортно-логистическом сегменте – внедрение современных логистических технологий и комплексного транспортно-логистического сервиса на основе введения электронного документооборота и оформления документов по принципу «одного окна».

Интеллектуальные транспортные системы обеспечат реализацию высокоэффективных товаротранспортных логистических технологий на базе информационных стандартов и унифицированных перевозочных документов в сфере осуществления грузовых перевозок. Внедрение интеллектуальных транспортных систем в транспортно-логистическую деятельность повысит контролируемость и управляемость транспортно-логистических процессов, увеличит точность планирования и предсказуемость во времени цепей поставок товаров, повысит коммерческую скорость товарных потоков.

Для решения задачи обеспечения доступности транспортных услуг по перевозке грузов в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и удаленных регионах России, в том числе по Северному морскому пути, необходимы:

на железнодорожном транспорте - расширение железнодорожной сети на Севере Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;

в дорожном хозяйстве - строительство моста через реку Лену в районе Якутска;

на морском транспорте – развитие паромного грузопассажирского сообщения;

на внутреннем водном транспорте – государственная поддержка обеспечения доступности услуг по перевозке грузов внутренним водным транспортом в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где он является безальтернативным и обеспечивающим, развитие судоходства на боковых и малых реках.

Решение данной задачи позволит повысить доступность и качество транспортных услуг в сфере грузовых перевозок, оказываемых в отдаленных и труднодоступных районах страны, увеличить их территориально-экономическую связность с другими регионами.

Для решения задачи развития перевозок внутренним водным транспортом и технологий, обеспечивающих переключение на него грузопотоков в период навигации, необходимы:

разработка комплекса мер, направленных на повышение коммерческой привлекательности услуг внутреннего водного транспорта для грузовладельцев;

развитие транспортно-технологических систем, приспособленных для интермодальных перевозок, а также перевозок в контейнерах с участием внутреннего водного транспорта.

Для реализации этих мер необходимо создание условий для повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта при осуществлении грузовых перевозок в мультимодальном сообщении.

Расширение практики перевозок грузов внутренним водным транспортом в период навигации позволит высвободить в летнее время ресурсы железных дорог для возрастающих в этот период пассажирских перевозок в дальнем следовании, а также снять часть нагрузки с автомобильных дорог в летнее время, когда интенсивность движения наиболее велика.

Для решения задачи расширения использования технологий контейнерных перевозок и перевозок другими укрупненными грузовыми единицами, в том числе для малого и среднего бизнеса, необходимы:

развитие контейнерных технологий во внутрироссийских перевозках контейнеропригодных грузов;

развитие контейнерных и контрейлерных внешнеторговых перевозок контейнеропригодных грузов;

развитие инфраструктуры мультимодальных логистических центров для контейнерных перевозок, в том числе для малого и среднего бизнеса.

Для реализации этих мер необходимо:

на железнодорожном транспорте – развитие инфраструктуры и парка подвижного состава для осуществления контейнерных и контрейлерных перевозок, информационного обеспечения, технологии концентрации контейнеропотоков, увеличение скорости доставки контейнеров, совершенствования тарифного регулирования;

на морском транспорте – пополнение транспортного флота специализированными судами, в том числе контейнеровозами, паромами, судами типа «ро-ро»;

на внутреннем водном транспорте – развитие перевозок контейнеров, прежде всего, на направлениях международных транспортных коридоров;

на автомобильном транспорте – совершенствование правового регулирования в сфере перевозок контейнеров.

Решение данной задачи позволит поднять на качественно новый уровень применение технологий перевозок контейнеров и контрейлеров в транспортном комплексе страны, увеличить качество и надежность транспортных услуг.

Для решения задачи развития системы сопутствующих услуг необходимо развитие сетей станций технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, пунктов питания, кемпингов и гостиниц, стоянок и других объектов придорожного сервиса.

Решение этой задачи будет способствовать созданию благоприятных условий для качественного осуществления грузоперевозок, повышению их надежности и безопасности.

Основные мероприятия по задачам цели 2 приведены в приложении № 4.

3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами

В целях обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами должны быть решены следующие основные задачи:

планирование развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава на основе прогноза социально-экономического развития и транспортно-экономического баланса;

развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок;

развитие перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах;

разработка и реализация социальных транспортных стандартов;

формирование экономической и правовой модели конкурентного рынка доступных и высококачественных транспортных услуг для населения. Совершенствование допуска к коммерческой деятельности в сфере пассажирских перевозок;

развитие региональных авиаперевозок;

развитие систем городского, пригородного пассажирского и транспорта местного значения (сельского);

создание интеллектуальных транспортных систем для повышения качества пассажирских перевозок с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий управления транспортными средствами и потоками;

развитие мультимодальных пассажирских перевозок в региональном, межрегиональном и международном сообщении.

Для решения задачи планирования развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава на основе прогноза социально-экономического развития и транспортно-экономического баланса необходимы:

определение на основе прогноза социально-экономического развития и транспортно-экономического баланса оптимальной потребности в парках пассажирского подвижного состава для реализации транспортными предприятиями высокоэффективных экономически обоснованных транспортных технологий, обеспечивающих необходимый объем и качество транспортных услуг в области пассажирских перевозок. Реализация единой транспортной политики в сфере планирования и управления на пассажирском транспорте;

мотивирование транспортных предприятий к развитию, в том числе обновлению (снижению возраста) парков пассажирского подвижного состава транспорта – пассажирских вагонов, автотранспортных средств общего пользования, речных круизных и пассажирских судов, морских судов под российским флагом, самолетов. Обеспечение конкурентных схем кредитования обновления парков транспортных средств. Содействие развитию парка пассажирского подвижного состава, не уступающего по технико-экономическим параметрам мировым аналогам.

Для реализации этих мер необходимо:

на железнодорожном транспорте – массовое обновление парка пассажирского подвижного состава с заменой морально устаревших вагонов и электропоездов на современные;

на морском транспорте – строительство пассажирских судов, в том числе круизных, морских пассажирских терминалов;

на внутреннем водном транспорте – строительство пассажирских судов, в том числе для региональных перевозок и круизных;

на воздушном транспорте – закупка пассажирских самолетов, стимулирование приобретения воздушных судов российского производства.

Решение данной задачи позволит улучшить параметры парков пассажирских транспортных средств, спланировать объемы их развития, повысить качество и безопасность обслуживания пассажиров.

Решение задачи развития скоростных и высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок предусматривает:

расширение зон доступности для населения скоростных и высокоскоростных междугородних пассажирских перевозок;

развитие пригородных скоростных перевозок пассажиров, в том числе интермодальных в связях «аэропорт – город».

Для реализации этих мер необходимо:

на железнодорожном транспорте – развитие скоростных перевозок пассажиров в дальнем следовании и скорых перевозок в пригородном сообщении, создание высокоскоростных выделенных линий, разделение грузового и пассажирского движения на отдельных направлениях.

Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок обеспечит повышение качества жизни населения в стране, расширит радиус социально-экономической активности вокруг городов, повысит транспортную доступность экономических центров, создаст условия для развития высокотехнологичных производств, позволит организовать новые рабочие места и обеспечить доступ к ним квалифицированной рабочей силы.

Для решения задачи развития перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах необходимы:

обеспечение перевозок пассажиров на социально-значимых маршрутах, в том числе в районах Крайнего Севера, в Калининградской области, на Дальнем Востоке и в Забайкалье, включая их ценовую доступность;

обеспечение перевозок льготных категорий пассажиров и оказание транспортных услуг по тарифам, установленным ниже экономически-обоснованного уровня;

обеспечение перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в труднодоступных северных и восточных регионах, где он является безальтернативным и жизнеобеспечивающим;

Для реализации этих мер необходимо:

на железнодорожном транспорте – совершенствование государственного регулирования и финансирования государственных обязательств при осуществлении социально значимых перевозок;

на морском и внутреннем водном транспорте - совершенствование государственного регулирования и финансирования государственных обязательств при осуществлении социально значимых перевозок, строительство пассажирского флота, развитие береговой инфраструктуры для обслуживания пассажиров;

на воздушном транспорте - совершенствование государственного регулирования и финансирования государственных обязательств при осуществлении социально значимых перевозок.

Решение данной задачи позволит обеспечить доступность транспортных услуг для категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, а также обеспечить социально-значимые транспортные связи для удаленных и труднодоступных территорий, в том числе в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также в приравненных к ним местностях.

Решение задачи разработки и реализации социальных транспортных стандартов предусматривает:

разработка финансово-экономической и расчетной модели социальных транспортных стандартов;

разработка и выполнение программы реализации социальных транспортных стандартов сначала на минимальном уровне, а затем в соответствии с программой их развития по прогрессивной шкале;

создание доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;

модернизация парков подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования для перевозки маломобильных граждан;

создание связей между городскими агломерациями с использованием автомобильного и железнодорожного скоростного и высокоскоростного транспорта;

повышение доступности авиаперевозок для населения (развитие авиационной подвижности, в том числе в сфере авиации общего назначения).

Решение данной задачи позволит обеспечить доступность и качество услуг пассажирского транспорта для всех категорий населения, а также создать условия повышения уровня этих услуг по прогрессивной шкале. Социальные транспортные стандарты станут одним из ориентиров, в соответствии с которым будет осуществляться развитие транспортной инфраструктуры и услуг транспорта для населения.

Для решения задачи формирования экономической и правовой модели конкурентного рынка доступных и высококачественных транспортных услуг для населения, совершенствования допуска к коммерческой деятельности в сфере пассажирских перевозок необходимы:

разработка экономической и правовой модели рынка конкурентоспособных транспортных услуг в области пассажирских перевозок и создание эффективного механизма государственного контроля реального уровня конкуренции и регулирования рынка транспортных услуг по перевозке пассажиров;

совершенствование государственного регулирования деятельности естественных монополий в сфере пассажирских железнодорожных перевозок и аэропортовой деятельности;

развитие системы регулирования тарифов на пассажирском автомобильном транспорте, совершенствование системы предоставления средств бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг автомобильного транспорта общего пользования населению, совершенствование механизмов компенсации выпадающих доходов при регулировании тарифов на пассажирские перевозки;

совершенствование правил допуска к коммерческой деятельности в области пассажирских перевозок и механизмов контроля допуска;

совершенствование механизма компенсации потерь в доходах от осуществления государственного тарифного регулирования в сфере пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте и на социально-значимых перевозках другими видами транспорта;

совершенствование комплекса мер государственной поддержки развития региональной авиации на основе взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления;

государственная поддержка развития речных пассажирских перевозок на основе компенсационных мер и эффективного взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления;

совершенствование правового обеспечения эффективной конкуренции перевозчиков на маршрутной сети общественного транспорта;

ограничение непродуктивной конкуренции, основанной на снижении себестоимости перевозок в ущерб безопасности и качеству транспортных услуг;

мотивирование модернизации транспортных систем в целях внедрения инновационных транспортных технологий перевозки пассажиров, повышения за счет этого доступности и качества транспортных услуг для населения.

Для реализации этих мер необходимо:

на железнодорожном транспорте – повышение качества пассажирских перевозок и совершенствование тарифного регулирования;

на автомобильном транспорте – совершенствование тарифного регулирования и государственной поддержки развития пассажирских перевозок;

на воздушном транспорте - совершенствование тарифного регулирования и государственной поддержки развития пассажирских перевозок.

Решение данной задачи позволит сформировать систему государственного регулирования конкурентного рынка высококачественных транспортных услуг в сфере перевозок пассажиров. Будет создана эффективная конкурентная среда и требования к участникам рынка, которые сделают экономически целесообразным с их стороны устойчивое повышение доступности, качества и безопасности пассажирских перевозок. Наряду с этим, будут сформированы условия для обеспечения устойчивого выполнения и развития видов пассажирских перевозок, значимость которых для общества несомненна.

Для решения задачи развития региональных авиаперевозок необходимы:

развитие инфраструктуры региональных авиаперевозок;

совершенствование структуры маршрутов авиационного сообщения;

наращивание объемов использования авиации для выполнения авиационных работ и развитие авиации общего назначения.

Для реализации этих мер необходимо совершенствование государственного регулирования деятельности в сфере перевозок пассажиров на федеральном и региональном уровнях.

Решение данной задачи позволит повысить доступность авиатранспортного сообщения для большинства населения страны, создать дополнительные прямые транспортные связи между регионами и внутри них.

Для решения задачи развития систем городского, пригородного пассажирского и транспорта местного значения (сельского) необходимы:

проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение скорости движения транспорта общего пользования и снижение среднего времени транспортной доступности в городских агломерациях (время поездок маятниковой миграции населения) на транспорте;

повышение эргономической привлекательности (комфортности) подвижного состава транспорта общего пользования для населения;

развитие технологий и организационных мер, направленных на повышение регулярности движения транспорта общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского);

развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования;

повышение доступности, качества и объема услуг, предоставляемых пассажирскими вокзалами;

государственная поддержка разработки программ развития городского водного транспорта в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.

Для реализации этих мер необходимо:

на железнодорожном транспорте – усиление роли пригородного и внутригородского железнодорожного сообщения в обеспечении потребностей населения агломераций в транспортных услугах;

на городском транспорте - развитие систем скоростного легкорельсового транспорта и скоростного автобусного сообщения в городских агломерациях;

в дорожном хозяйстве – строительство в сельской местности автодорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования;

на морском транспорте – строительство транспортно-пересадочных узлов в морских портах;

на внутреннем водном транспорте - строительство транспортно-пересадочных узлов в речных портах, развитие внутригородских и пригородных пассажирских перевозок.

Решение данной задачи позволит улучшить транспортную ситуацию в городах, особенно в крупных городских агломерациях, снизить продолжительность поездок, увеличить их предсказуемость по времени, повысить привлекательность пассажирского транспорта общего пользования для населения, улучшить транспортное обслуживание населения в межмуниципальном и внутрирайонном сообщении.

Для решения задачи создания интеллектуальных транспортных систем для повышения качества пассажирских перевозок с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий управления транспортными средствами и потоками необходимы:

оснащение парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования современными инфотелекоммуникационными и глобальными навигационными системами (ГЛОНАСС);

оснащение улично-дорожной сети в городах, а также основных вылетных федеральных трасс и прилегающих автодорог регионального и муниципального значения техническими средствами организации дорожного движения и системами сбора информации о транспортных потоках, подключенными к ИТС, обеспечивающим управление наземным общественным транспортом;

развитие ИТС, обеспечивающих управление наземным общественным транспортом – расширение зон управляемого движения и повышение эффективности управления, повышение скорости и ритмичности, устойчивости работы общественного транспорта с минимальными помехами другим участникам движения;

создание единых электронных систем продажи билетов и оплаты проезда на нескольких видах транспорта;

развитие систем информирования пассажиров и участников движения, создание систем управления спросом на движение в городских агломерациях.

Решение задачи создания интеллектуальных транспортных систем в сфере пассажирских перевозок позволит повысить эффективность работы транспорта общего пользования в условиях ограничений инфраструктуры и колебаний загрузки улично-дорожной сети, увеличить устойчивость его работы и привлекательность для населения по сравнению с личным автомобилем, снизить за счет этого загрузку улично-дорожной сети.

Для решения задачи развития мультимодальных пассажирских перевозок в региональном, межрегиональном и международном сообщении необходимы:

развитие хабовых технологий перевозок пассажиров;

стимулирование развития информационных сервисов и сопутствующих услуг пассажирам на мультимодальных перевозках;

формирование сети мультимодальных социальных перевозок.

Для реализации этих мер необходимо:

на железнодорожном транспорте – реализация проектов по повышению интеграции дальних, пригородных и внутригородских железнодорожных перевозок, модернизация железнодорожных вокзалов и станций с созданием на их инфраструктуре ТПУ, развитие железнодорожных связей с крупнейшими аэропортами страны;

на воздушном транспорте – развитие хабовых технологий, совершенствование технологий облуживания пассажиров;

в транспортном комплексе – создание и развитие мультимодальных транспортно-пересадочных узлов, введение универсального мультимодального билета для внутреннего сообщения, в том числе в электронном виде, а также для международного сообщения.

Решение данной задачи позволит повысить качество транспортных услуг для населения в части удобства пользования несколькими видами транспорта, сокращения времени и физических издержек при пересадках, оптимизации маршрутов мультимодальных поездок. Решение данной задачи позволит также обеспечить дополнительный платежеспособный спрос на перевозки для транспортных предприятий, участвующих в эффективных цепочках мультимодальных пассажирских перевозок.

Основные мероприятия по задачам цели 3 приведены в приложении № 4.

4. Интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны

В целях обеспечения интеграции в мировое транспортное пространство, реализации транзитного потенциала страны должны быть решены следующие основные задачи:

создание конкурентоспособных транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в цепях поставок;

обеспечение конкурентоспособности российской транспортной системы на глобальном уровне;

содействие увеличению участия российских транспортных организаций в перевозках российских экспортных и импортных грузов;

содействие развитию экспорта транспортных услуг за счет обслуживания грузов иностранных грузовладельцев;

интеграция в международное транспортное пространство в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также в рамках СНГ, ШОС и АТЭС, ОЧЭС и сотрудничества с ЕС;

развитие хабовых технологий перевозок пассажиров;

создание интеллектуальных транспортных систем на международных транспортных коридорах с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий планирования и управления транспортными потоками на транспортных коридорах.

Для решения задачи создания конкурентоспособных транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в цепях поставок, необходимы:

организационно-технологическая и информационная интеграция железнодорожных, портовых, пограничных и таможенных систем, участвующих в транзитных перевозках, в том числе с использованием Транссибирской магистрали;

интеграция внутренних водных путей в систему перевозок грузов между государствами Центральной и Южной Азии, Республики Казахстан, с одной стороны, и европейскими государствами, с другой стороны;

создание условий для увеличения объемов транзитных пролетов авиакомпаний третьих стран по транссибирским, трансполярным, кроссполярным и другим маршрутам воздушного пространства России, соединяющим Европу с Восточной и Юго-Восточной Азией, а также Северную Америку с Южной и Юго-Восточной Азией;

разработка и реализация мер государственной поддержки развития комплексных транспортно-логистических и интеллектуальных технологических систем управления цепями поставок товаров на транспортных коридорах, обеспечивающих конкурентоспособную коммерческую скорость движения товарных потоков;

развитие механизмов и бизнес-структур, обеспечивающих формирование сквозных услуг на транспортных коридорах, оптимальное взаимодействие всех участников цепи поставок товаров, включая таможенные и пограничные службы.

Для реализации этих мер необходимо:

в транспортном комплексе – совершенствование государственного регулирования в сфере осуществления экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов, создание информационных систем взаимодействия участников процессов поставки товаров по транспортным коридорам, координации их работы, мониторинга и управления товародвижением, развитие транспортно-логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров;

на железнодорожном транспорте – повышение гибкости тарифов на транзитные перевозки, упрощение процедур пересечения границ, приоритетная расшифка «узких мест» на транзитных коридорах, консолидация усилий по развитию транзита железнодорожных компаний стран ЕЭП;

на морском транспорте – поддержание конкурентоспособного уровня портовых сборов и тарифов, интеграция информационных систем;

на воздушном транспорте – развитие систем аэронавигационного обслуживания и увеличение количества категорированных по метеоминимумам ИКАО аэродромов для их использования в качестве запасных при осуществлении перелетов между Азией и Европой, а также Северной Америкой и Азией.

Создание конкурентоспособных транспортных коридоров должно перейти от стадии развития их сетевой инфраструктуры и отдельных транспортно-логистических центров к этапу технологической интеграции, созданию систем координации бизнес-процессов и управления в цепях поставок товаров. Решение данной задачи позволит улучшить ключевые качественные характеристики транспортных услуг международных коридоров, проходящих по территории России, повысить их конкурентоспособность по сравнению с альтернативными сухопутными, морскими и воздушными маршрутами. Возрастет эффективность как транзитных перевозок грузов и пассажиров, так и перевозок грузов российской внешней торговли и пассажиров в международном сообщении.

Для решения задачи обеспечения конкурентоспособности российской транспортной системы на глобальном уровне необходимы:

мониторинг рынка экспорта транспортных услуг и изучение преимуществ основных внешних конкурентов;

мотивирование структурной модернизации транспортно-логистических систем в целях повышения их конкурентоспособности (в том числе, за счет развития услуг контейнерных и контрейлерных перевозок внешнеторговых контейнеропригодных грузов);

мотивирование создания национальных и интернациональных транспортно-логистических компаний, конкурентоспособных с мировыми компаниями;

совершенствование методов государственного регулирования тарифов, связанных с внешнеторговыми и транзитными перевозками. Создание механизмов координации тарифной политики поставщиков услуг в интересах привлечения дополнительных грузопотоков на международные транспортные коридоры. Поддержание портовых сборов и тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность портов;

обеспечение свободного доступа профессиональной рабочей силы к рынку транспортных услуг, в случаях, когда это не противоречит требованиям национального законодательства.

Повышение конкурентоспособности российских поставщиков транспортных услуг на мировых рынках и рост экспорта транспортных услуг являются приоритетами внешней транспортной политики России.

Развитие экспорта транспортных услуг является столь же важной составляющей национального продукта России, как и экспорт товаров. Рост объемов экспорта транспортных услуг должен происходить как за счет увеличения физических объемов перевозок пассажиров и грузов российскими транспортными компаниями, так и за счет повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг, расширения доступа к перевозкам пассажиров и грузов между третьими странами. Одной из ключевых мер в этой области должна стать государственная поддержка создания крупной национальной транспортно-логистической компании, оперирующей на международных транспортных коридорах, на внутреннем и внешнем рынках, конкурентоспособной с мировыми компаниями.

Решение данной задачи позволит увеличить роль отечественных транспортных компаний в обеспечении внешнеторговых и транзитных перевозок, превратить Россию в нетто-экспортера транспортных услуг и, таким образом, увеличить долю несырьевого экспорта.

Для решения задачи содействия увеличению участия российских транспортных организаций в перевозках российских экспортных и импортных грузов необходимы:

создание для российских перевозчиков не менее благоприятного режима при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран. Разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом;

содействие развитию российских транспортно-экспедиторских систем.

Для реализации этих мер необходимо:

на железнодорожном транспорте – развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров, совершенствование вагонного парка, формирование привлекательных сквозных тарифных ставок при перевозках транзитных грузов, приобретение иностранных транспортных и логистических компаний;

на морском транспорте – повышение доли внешнеторговых грузов, перевозимых судами под российским флагом;

на автомобильном транспорте – противодействие дискриминации отечественных автоперевозчиков на внешнем рынке транспортных услуг;

в транспортном комплексе - содействие созданию высокоэффективной национальной транспортно-экспедиторской системы, которая должна стать важным механизмом защиты и отбора конкурентоспособных российских транспортных организаций в перевозках российских экспортных и импортных грузов.

Решение данной задачи позволит обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российских транспортных и логистических компаний на внутреннем и мировом рынках транспортных услуг.

Для решения задачи содействия развитию экспорта транспортных услуг за счет обслуживания грузов иностранных грузовладельцев необходимы:

привлечение судов под российский флаг в целях увеличения экспорта морских транспортных услуг;

повышение привлекательности морских портов для переработки внешнеторговых грузов. Закрепление достигнутых положительных тенденций по обработке российских внешнеторговых грузов в российских портах и снижению зависимости от портов сопредельных государств;

сокращение времени стоянки судов в порту за счет оптимизации работы пунктов пропуска;

разработка мер по эффективному использованию потенциала внутренних водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, как важнейших водных путей международного значения. Снижение среднего времени транзита судов по внутренним водным путям (Волго-Балт и Волго-Дон);

привлечение в российские порты грузов иностранных фрахтователей для их обработки с целью последующего транзита с использованием фидерных морских линий, либо транзитного потенциала территории Российской Федерации, включая внутренние водные пути;

организация портовых особых экономических зон (ПОЭЗ).

Для реализации этих мер необходимо:

в транспортном комплексе – защита прав отечественных компаний на международном рынке транспортных услуг, в том числе с использованием механизмов ВТО, участие в многосторонних проектах международных организаций;

на морском транспорте – повышение конкурентоспособности перевозок грузов судами под российским флагом;

на внутреннем водном транспорте – повышение конкурентоспособности речного флота и использование транзитного потенциала внутренних водных путей.

Необходимо создание привлекательных экономических условий для обслуживания грузов иностранных грузовладельцев российскими компаниями и увеличение за счет этого налогооблагаемой базы транспортных услуг.

Решение данной задачи направлено на увеличение экспорта транспортных услуг и конкурентоспособности российских транспортных компаний на мировом рынке.

Для решения задачи интеграции в международное транспортное пространство в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также в рамках СНГ, ШОС и АТЭС, ОЧЭС и сотрудничества с ЕС, необходимы:

гармонизация транспортного законодательства России с международными нормами;

гармонизация транспортного законодательства Российской Федерации с транспортным законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан в рамках Единого экономического пространства;

расширение участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, защита российских интересов в рамках участия в деятельности международных организаций. Участие в международных проектах и программах, направленных на развитие межрегиональных, в том числе евроазиатских транспортных связей;

координация проектов и программ развития инфраструктуры с государствами-партнерами по международным перевозкам, в первую очередь в рамках ЕЭП;

формирование в полном объеме Общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Формирование согласованной транспортной политики и устранение любой дискриминации поставщиков транспортных услуг государств-участников на всей территории ЕЭП;

гармонизация нормативного правового регулирования транспортной деятельности, унификация технических стандартов и транспортных технологий с государствами, участвующими в цепях поставок внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через территорию России;

унификация условий обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами и владельцев транспортных средств перед третьими лицами;

проведение единой политики в области транспортной безопасности, безопасности перевозок и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Транспортная интеграция в рамках ЕЭП является ключевым направлением региональной транспортной интеграции. Продолжится развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества в области транспорта с Европейским союзом, которое имеет огромное значение для российского и европейского бизнеса, взаимной торговли, инвестиций и туризма.

В долгосрочной перспективе международное сотрудничество в области транспорта должно содействовать интенсификации процессов региональной экономической интеграции, продвижению российских товаров и услуг на мировые рынки, упрощению процедур пересечения границ, увеличению объемов и расширению географии въездного и выездного туризма, а также росту престижа Российской Федерации в международных организациях и расширению ее влияния на принимаемые в этих организациях решения.

Решение данной задачи позволит обеспечить защиту интересов России и ее транспортных организаций на мировом рынке транспортных услуг, повысить эффективность транспортного обслуживания экономики и населения за счет развития интеграционных процессов в сфере транспорта.

Для решения задачи развития хабовых технологий перевозок пассажиров необходимы:

государственная поддержка развития аэропортов, перспект


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: