Давление в конце впуска (МПа) — основной фактор, определяющий количество рабочего тела, поступающего в цилиндр двигателя:
pa= pk - ∆ pa или pa=p0 - ∆ pa.
Потери давления ∆рa за счет сопротивления впускной системы и затухания скорости движения заряда в цилиндре при некотором допущении можно определить из уравнения Бернулли:
∆ pa = (β2+ξ вп )(ω2 вп/ 2)ρk 10-6,
где β — коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра; ξ вп — коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наиболее узкому ее сечению; ω вп — средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы (как правило, в клапане или в продувочных окнах); рк и р0 — плотность заряда на впуске соответственно при наддуве и без него (при рк = р0 и ρk =ρ0).
По опытным данным в современных автомобильных двигателях на номинальном режиме (β2+ξвп) = 2,5÷4,0 и ω вп = 50 ÷ 130 м/с. Для двигателей с электронным впрыском значения (β2+ξвп) принимаются пониженными в связи с отсутствием карбюратора.
Гидравлические потери во впускной системе уменьшаются при увеличении проходных сечений, придании обтекаемой формы клапанам, обработке внутренних поверхностей впускной системы, правильном выборе фаз газораспределения и т. д.
У четырехтактных двигателей без наддува величина ∆ра колеблется в пределах:
Для двигателей с воспламенением от искры.... (0,05 — 0,20) p 0
Для дизелей без наддува...................................... (0,03 — 0,18) p0