МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
B.C. Белозеров
__________________________
«____»______________________2011 г.
Дисциплина профессионального цикла
Современный медиатекст
Учебно-методическое пособие
031300 – журналистика (магистратура)
Объем занятий: всего 72 часа
Изучается в 1 семестре.
Разработана
проф. Е. Н. Ежовой
Дата разработки:
«____»________________2011 г.
Декан факультета филологии и журналистики
/____________/ А. А. Серебряков
«____»________________2011 г.
Зав. кафедрой средств массовой информации
/__________ / Е. Н. Ежова
«____»________________2011 г.
Рассмотрено УМК ФФЖ
«» 2011 г.
протокол №
Председатель УМК
доц. О.А. Петренко
Ставрополь – 2011
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
Университета
Ежова Е.Н. Современный медиатекст: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. – с.
|
|
Учебно-методическое пособие включает в себя тематический план изучения дисциплины «Современный медиатекст», вопросы для обсуждения и методические рекомендации к практическим занятиям, а также задания для контроля владения компетенциями и список основной и дополнительной литературы.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, а также для преподавателей факультетов (отделений) журналистики.
Автор: Е.Н. Ежова, доктор филол. наук, профессор
Рецензенты: Е.Е. Корнилова, доктор филол. наук, профессор
В.Н. Степанов, доктор филол. наук, профессор
© Издательство Ставропольского
Государственного университета, 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ | |
Учебно-тематический план | |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ | |
Тексты массовой коммуникации как особые знаки социального взаимодействия | |
Структурная организация медийного текста | |
Семиотическая организация медийного текста | |
Когнитивный подход к исследованию медийного текста | |
Психолингвистический анализ медийного текста | |
Коммуникативно-прагматическое измерение медийно-рекламного дискурса | |
Задания для самостоятельной работы | |
Рекомендации по подготовке рефератов | |
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины |
Предисловие
Целью освоения дисциплины «Современный медиатекст» является приобретение студентами-магистрами знаний о структурно-типологических, когнитивных, семиотических, коммуникативно-прагматических особенностях медийного и рекламного текста, принципах его организации, а также навыков анализа современного медиатекста и умений создавать медийные тексты различных жанров, предназначенные для трансляции по разным каналам СМИ. Также целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.
|
|
В результате освоения дисциплины «Современный медиатекст» у студентов формируются общенаучные и профессиональные компетенции:
· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к развитой саморефлексии, анализу своего социального и профессионального опыта (ОК-1);
· понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, развитая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-2);
· осознание важности гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-3);
· культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-4);
· способность к самостоятельному обучению новым методам деятельности, готовность к изменению профессионально-творческого и научного профиля своей деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-5);
· способность к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации (ОК-11);
· способность порождать новые идеи (ОК-15);
· способность осознать основные проблемы своей предметной области, ориентироваться в постановке задачи и определять способ решения проблем (ОК-16);
|
|
· способность и готовность применять знания о современных методах исследования (ОК-17).
· свободное владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналисткой деятельности (ОК-18);
· умение анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-22);
· основательное владение системой знаний, касающихся журналистики как части системы массовой коммуникации (СМК): роль СМК и СМИ в обществе, функции журналистики, механизмы и принципы функционирования, типология СМИ, аудитория, контент, проблемы эффективности, тенденции развития медиаиндустрии, отечественные и зарубежные медиаконцепции (ПК-1);
· понимание на углубленном уровне сущности и специфики, функций, содержания, этапов, оптимальных моделей, технологии, профессиональных стандартов, психологических особенностей журналистской деятельности определенного вида (ПК-3);
· владение информацией о научных исследованиях в данной сфере, отечественном и зарубежном профессиональном опыте, владение методами ее получения, анализа и накопления (ПК-4);
· умение выполнять, основываясь на полученных теоретических знаниях и практике СМИ, на высоком профессиональном уровне различные виды редакционной работы, связанные с решением задач повышенной сложности, и должностные обязанности в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры (ПК-5);
· основательное владение знаниями, касающимися объекта научных исследований - журналистики как части системы массовой коммуникации: роль СМК и СМИ в обществе, социальные функции средств массовой информации, механизмы и принципы функционирования, типология, аудитория, контент, проблемы эффективности, современная практика, тенденции развития, отечественные и зарубежные медиаконцепции (ПК-8);
· основательное знание видов и типов научных медиаисследований, принципов разработки их методологии, методики и правил организации исследования, методов анализа и интерпретации полученных данных (ПК-10);
|
|
· способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности (ПК-12).
· способность к критическому, аналитическому мышлению, к инновационной деятельности; умение самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий (ПК-13);
· владение навыками самостоятельной научно-исследовательской работы: умение анализировать литературу по теме, разработать концептуально-методологические основы, выделить и обосновать проблему, определить объект и предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезы, выбрать адекватные методы исследования (ПК-14);
· умение провести необходимое теоретическое и эмпирическое исследование, проанализировать его результаты, сделать значимые выводы теоретического и профессионально-практического характера (ПК-15).
Дисциплина «Современный медиатекст» призвана сформировать знания о структурно-типологических, когнитивных, семиотических, коммуникативно-прагматических особенностях медийного текста, принципах его организации.В результате освоения дисциплины «Современный медиатекст» обучающийся должен:
знать:
· основные этапы работы журналиста над медийным текстом;
· структурно-содержательные параметры медийных текстов различных информационных и аналитических жанров;
· специфику конструктивного принципа организации полисемиотичного медийного текста;
· выразительно-изобразительные средства организации медийного текста на различных уровнях языка (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом);
· коммуникативные и лингвистические принципы подготовки текстов для различных каналов СМИ;
уметь:
· создавать медийные тексты в определенных информационных и аналитических жанрах;
· целенаправленно ориентировать лигвостилистические параметры медийных текстов для трансляции по различным каналам СМИ;
· осуществлять редактирование рекламных текстов на всех языковых уровнях;
владеть:
· методикой работы журналиста по созданию рекламного текста;
· навыками создания медийных текстов разных жанров;
· навыками редактирования медийных текстов в различных СМИ.
Реализация компетентностного подхода при подготовке магистров журналистики предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В процессе изучения дисциплины «Современный медиатекст» используются следующие образовательные технологии: интерактивная лекция, лекция-презентация, семинар в диалоговом режиме, беседа, работа с наглядными материалами, «круглый стол», исследовательская итворческая работа в группах, групповые проекционные задания, защита творческих проектов, защита авторских проектов с применением информационно-компьютерных технологий (презентаций) и др. Кроме того, в рамках дисциплины «Современный медиатекст» предусмотрены мастер-классы с сотрудниками редакций различных печатных и электронных СМИ (например, РЕН-Ставрополь, ГТРК «Ставрополье») и рекламных агентств.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 031300 – «Журналистика» (магистратура).
Учебно-тематический план изучения дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Лекционные занятия | Практические занятия | СКР | |||||
1. | Тексты массовой коммуникации как особые знаки социального взаимодействия. | 1–2 | Опрос, проверка конспектов, рефератов | ||||
2. | Структурная организация медийного текста. | 3–4 | Проверка конспектов, рефератов, опрос | ||||
3. | Семиотическая организация медийного текста. | 5–6 | «Круглый стол», проверка конспектов, картотеки, опрос | ||||
4. | Когнитивный подход к исследованию медийного текста. | 7–8 | Защита авторских проектов с применением информационно-компьютерных технологий (презентация), проверка конспектов, коллоквиум | ||||
5. | Психолингвистический анализ медийного текста. | 9–10 | «Круглый стол», поверка конспектов, рефератов, групповых проекционных заданий | ||||
6. | Коммуникативно-прагматическое измерение медийно-рекламного дискурса. | 11–12 | Проверка индивидуальных проекционных и творческих заданий, проверка конспектов, опрос | ||||
Зачет | Зачет | ||||||
Итого: |