Содержание. Государственное образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

B.C. Белозеров

__________________________

«____»______________________2011 г.

Дисциплина профессионального цикла

Современный медиатекст

Учебно-методическое пособие

031300 – журналистика (магистратура)

Объем занятий: всего 72 часа

Изучается в 1 семестре.

Разработана

проф. Е. Н. Ежовой

Дата разработки:

«____»________________2011 г.

Декан факультета филологии и журналистики

/____________/ А. А. Серебряков

«____»________________2011 г.

Зав. кафедрой средств массовой информации

/__________ / Е. Н. Ежова

«____»________________2011 г.

Рассмотрено УМК ФФЖ

«» 2011 г.

протокол №

Председатель УМК

доц. О.А. Петренко

Ставрополь – 2011


Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

Университета

Ежова Е.Н. Современный медиатекст: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. – с.

Учебно-методическое пособие включает в себя тематический план изучения дисциплины «Современный медиатекст», вопросы для обсуждения и методические рекомендации к практическим занятиям, а также задания для контроля владения компетенциями и список основной и дополнительной литературы.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, а также для преподавателей факультетов (отделений) журналистики.

Автор: Е.Н. Ежова, доктор филол. наук, профессор

Рецензенты: Е.Е. Корнилова, доктор филол. наук, профессор

В.Н. Степанов, доктор филол. наук, профессор

© Издательство Ставропольского

Государственного университета, 2011.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ  
Учебно-тематический план  
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ  
Тексты массовой коммуникации как особые знаки социального взаимодействия  
Структурная организация медийного текста  
Семиотическая организация медийного текста  
Когнитивный подход к исследованию медийного текста  
Психолингвистический анализ медийного текста  
Коммуникативно-прагматическое измерение медийно-рекламного дискурса  
Задания для самостоятельной работы  
Рекомендации по подготовке рефератов  
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины  
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  

Предисловие

Целью освоения дисциплины «Современный медиатекст» является приобретение студентами-магистрами знаний о структурно-типологических, когнитивных, семиотических, коммуникативно-прагматических особенностях медийного и рекламного текста, принципах его организации, а также навыков анализа современного медиатекста и умений создавать медийные тексты различных жанров, предназначенные для трансляции по разным каналам СМИ. Также целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

Дисциплина «Современный медиатекст» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла. Данная дисциплина изучается в 1 семестре и содержательно коррелирует с такими дисциплинами общенаучного цикла, как «Современные теории массовой коммуникации» (базовая часть), «Семиотика медиадискурса» и «Медиа-рекламная картина мира» (вариативная часть), а также с дисциплиной профилизации «Электронные СМИ в современном медийном пространстве». Все эти дисциплины изучаются также в 1 семестре магистерской программы.Знания, умения, навыки, компетенции, освоенные студентами в процессе изучения дисциплины «Современный медиатекст», будут являться опорными при изучении последующих дисциплин профессионального цикла «Проблемы современности и повестки дня СМИ» (базовая часть, 2 семестр), «Язык и стиль СМИ» (базовая часть, 2 семестр) и дисциплин профилизации «Электронные СМИ и реклама», прежде всего «Реклама в средствах массовой коммуникации» (2 семестр), «Технологии креатива в электронных СМИ» (3 семестр) и «Бренд-менеджмент» (3 семестр). Данный курс имеет методологическое значение в процессе научно-исследовательской работы студентов-магистров в рамках семинаров «Массовая коммуникация» и «Современный медиадискурс». Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, или 72 часа, из которых 18 аудиторных (6 лекционных, 12 практических занятий) и 54 – самостоятельная контролируемая работа студентов.

В результате освоения дисциплины «Современный медиатекст» у студентов формируются общенаучные и профессиональные компетенции:

· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к развитой саморефлексии, анализу своего социального и профессионального опыта (ОК-1);

· понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, развитая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-2);

· осознание важности гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-3);

· культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-4);

· способность к самостоятельному обучению новым методам деятельности, готовность к изменению профессионально-творческого и научного профиля своей деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-5);

· способность к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации (ОК-11);

· способность порождать новые идеи (ОК-15);

· способность осознать основные проблемы своей предметной области, ориентироваться в постановке задачи и определять способ решения проблем (ОК-16);

· способность и готовность применять знания о современных методах исследования (ОК-17).

· свободное владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналисткой деятельности (ОК-18);

· умение анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-22);

· основательное владение системой знаний, касающихся журналистики как части системы массовой коммуникации (СМК): роль СМК и СМИ в обществе, функции журналистики, механизмы и принципы функционирования, типология СМИ, аудитория, контент, проблемы эффективности, тенденции развития медиаиндустрии, отечественные и зарубежные медиаконцепции (ПК-1);

· понимание на углубленном уровне сущности и специфики, функций, содержания, этапов, оптимальных моделей, технологии, профессиональных стандартов, психологических особенностей журналистской деятельности определенного вида (ПК-3);

· владение информацией о научных исследованиях в данной сфере, отечественном и зарубежном профессиональном опыте, владение методами ее получения, анализа и накопления (ПК-4);

· умение выполнять, основываясь на полученных теоретических знаниях и практике СМИ, на высоком профессиональном уровне различные виды редакционной работы, связанные с решением задач повышенной сложности, и должностные обязанности в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры (ПК-5);

· основательное владение знаниями, касающимися объекта научных исследований - журналистики как части системы массовой коммуникации: роль СМК и СМИ в обществе, социальные функции средств массовой информации, механизмы и принципы функционирования, типология, аудитория, контент, проблемы эффективности, современная практика, тенденции развития, отечественные и зарубежные медиаконцепции (ПК-8);

· основательное знание видов и типов научных медиаисследований, принципов разработки их методологии, методики и правил организации исследования, методов анализа и интерпретации полученных данных (ПК-10);

· способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности (ПК-12).

· способность к критическому, аналитическому мышлению, к инновационной деятельности; умение самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий (ПК-13);

· владение навыками самостоятельной научно-исследовательской работы: умение анализировать литературу по теме, разработать концептуально-методологические основы, выделить и обосновать проблему, определить объект и предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезы, выбрать адекватные методы исследования (ПК-14);

· умение провести необходимое теоретическое и эмпирическое исследование, проанализировать его результаты, сделать значимые выводы теоретического и профессионально-практического характера (ПК-15).

Дисциплина «Современный медиатекст» призвана сформировать знания о структурно-типологических, когнитивных, семиотических, коммуникативно-прагматических особенностях медийного текста, принципах его организации.

В результате освоения дисциплины «Современный медиатекст» обучающийся должен:

знать:

· основные этапы работы журналиста над медийным текстом;

· структурно-содержательные параметры медийных текстов различных информационных и аналитических жанров;

· специфику конструктивного принципа организации полисемиотичного медийного текста;

· выразительно-изобразительные средства организации медийного текста на различных уровнях языка (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом);

· коммуникативные и лингвистические принципы подготовки текстов для различных каналов СМИ;

уметь:

· создавать медийные тексты в определенных информационных и аналитических жанрах;

· целенаправленно ориентировать лигвостилистические параметры медийных текстов для трансляции по различным каналам СМИ;

· осуществлять редактирование рекламных текстов на всех языковых уровнях;

владеть:

· методикой работы журналиста по созданию рекламного текста;

· навыками создания медийных текстов разных жанров;

· навыками редактирования медийных текстов в различных СМИ.

Реализация компетентностного подхода при подготовке магистров журналистики предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В процессе изучения дисциплины «Современный медиатекст» используются следующие образовательные технологии: интерактивная лекция, лекция-презентация, семинар в диалоговом режиме, беседа, работа с наглядными материалами, «круглый стол», исследовательская итворческая работа в группах, групповые проекционные задания, защита творческих проектов, защита авторских проектов с применением информационно-компьютерных технологий (презентаций) и др. Кроме того, в рамках дисциплины «Современный медиатекст» предусмотрены мастер-классы с сотрудниками редакций различных печатных и электронных СМИ (например, РЕН-Ставрополь, ГТРК «Ставрополье») и рекламных агентств.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 031300 – «Журналистика» (магистратура).


Учебно-тематический план изучения дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекционные занятия Практические занятия СКР
1. Тексты массовой коммуникации как особые знаки социального взаимодействия.   1–2       Опрос, проверка конспектов, рефератов
2. Структурная организация медийного текста.   3–4       Проверка конспектов, рефератов, опрос
3. Семиотическая организация медийного текста.   5–6       «Круглый стол», проверка конспектов, картотеки, опрос
4. Когнитивный подход к исследованию медийного текста.   7–8       Защита авторских проектов с применением информационно-компьютерных технологий (презентация), проверка конспектов, коллоквиум
5. Психолингвистический анализ медийного текста.   9–10       «Круглый стол», поверка конспектов, рефератов, групповых проекционных заданий
6. Коммуникативно-прагматическое измерение медийно-рекламного дискурса.   11–12       Проверка индивидуальных проекционных и творческих заданий, проверка конспектов, опрос
  Зачет           Зачет
  Итого:            


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: