Организация как объект управления

Организация представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства и реализации продукции, товаров, выполнения работ или оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

К основным особенностям организации как объекта управления можно отнести:

1. Экономическая структура, в которой основными элементами выступают ресурсы и технологии.

2. Характер и содержание труда в торговле.

3. Торговые предприятия в большей степени формируют малый бизнес.

4. Торговый бизнес находится в условиях неопределенности, что связано с рисками.

5. Торговые предприятия входят в группу предприятий, которые не имеют нужного инновационного потенциала.

Отмеченные характерные черты создают необходимость построения адекватных эффективных систем менеджмента в каждом конкретном случае. (Рис. 1)

Целесообразно рассматривать три основные модели организации как объекта управления:

1) взаимодействие внешней и внутренней среды (Рис. 2). Данная модель организации как объекта управления указывает на то, что профессиональное управление создает условия конкурентоспособности деятельности и менеджмента за счет понимания взаимодействия внутренней и внешней среды организации;

2) матричная модель функций управления (Рис. 3). Построение такой модели позволяет конкретизировать управленческое воздействие по элементам внутренней среды организации;

       
 
   
 



Функции управления Экономическая структура фирмы
Основные фонды Оборотные средства Трудовые ресурсы Финансовые ресурсы Закупка товаров Реализа-ция
Планиро-вание            
Организа-ция            
Мотивация            
Контроль            

Рис. 3 Матричная модель торгового предприятия

3) модель «7С», в соответствии с которой организация как объект управления в процессе управленческого воздействия формирует собственные присущие характеристики (Рис. 4). /15, с. 42/

Расшифровка схемы «7-С» следующая:

Структура. Организационная схема, описание работ, линии субординации: кто кому подчинен, как распределяются и интегрируются задачи.

Системы. Формальные и неформальные процедуры и потоки в организации, как распределяется повседневная работа. Система учета, контроля, качества, оценки результатов и т. д., символика поведения.

Стиль. Координата внимания. Ощутимые проявления того, что руководители считают важным, особенно в сфере невербальных коммуникаций; как руководители расходуют свое время, какие результаты они вознаграждают, какие средства избирают в кризисных ситуациях.

Состав. Люди в организациях, их демографические характеристики, их опыт, образование и подготовка, соответствие рабочих мест умениям тех людей, которые их заполняют.

Совместные ценности. Это то, что компания провозглашает и применяет на практике, хорошее и плохое, чем гордится или хотела бы гордится. Совместные (разделяемые персоналом) ценности стоят выше, чем поставленные цели, но могут и включать их. Хорошим индикатором служит поведение компании в трудные времена.

Стратегия. Строго говоря, это план распределения ресурсов и достижение успеха в конкуренции. Организация как динамическая система предполагает иметь такую систему менеджмента (механизм управления, структуру организации, процесс управления), которая формирует обновленные умения и навыки. Это аналогично понятию «новые способности», «особую компетенцию» или «доказанное преимущество конкуренции». В основе этих процессов будет стратегическое мышление к деятельности, управление изменениями.

Организационная модель со специфическими характеристиками для каждой организации, как объекта управления, определяет начало ее жизненного цикла.

Жизненный цикл организации - историческая эволюция, которую претерпевает компания, взаимодействуя с окружающей средой (Рис. 5)

Можно выделить пять основных фаз развития организации, каждая из которых имеет определенные цели, признаки, стиль руководства, задачи и организацию труда.

Фаза 1 - рождение организации. Для неё характерны: определение главной цели, заключающейся в выживании; кризис стиля руководства; основная организация труда - заключается в стремлении к максимальному увеличению прибыли.

Фаза 2 - детство и юность. Главная цель - кратковременная прибыли и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача - укрепление и захват части рынка; организация труда - планирование прибыли, увеличение жалованья и заслуг.

Фаза 3 - зрелость. Главная цель - систематический и сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство); основная задача - рост по различным направления; завоевание рынка, учет разнообразных интересов; организация труда - разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.

Фаза 4 - старение организации. По сути - это высшая степень зрелости. Главная цель в развитии организации сохранить достигнутые результаты (остаться на «завоеванных позициях»); в области руководства эффект достигается за счет координации действий; основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда.

Фаза 5 - возрождение организации. Главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям; рост за счет коллективизма; в области организации труда– внедрение научных способов организации труда, коллективное премирование.

Организация на каждом этапе своего жизненного цикла имеет определенную сумму навыков, для осуществления своей деятельности. Это определяет главное различие между организациями, с точки зрения их конкурентной силы. Поэтому развитие организации должно предполагать формирование суммы навыков, определенной компетенции на каждой фазе, с учетом готовности к изменениям деятельности. Это важнейшее условие для выживания в конкурентной борьбе, ведь конкурентоспособен не тот, кто работает хорошо, а тот кто выполняет ее отлично от остальных /15, с. 41/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: