Классификация торговых зданий и сооружений и требования, предъявляемые к ним

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

• капитальности сооружения;

• размещению;

• особенностям объемно-планировочного решения;

• материалу стен и конструктивных элементов.

По капитальности торговые здания и сооружения под­разделяют на два вида — капитальные и облегченные.

Ка­питальные здания и сооружения представляют собой строительные системы, имеющие замкнутый объем, проч­но связанные фундаментом с земельным участком и под­соединенные к инженерным коммуникациям. В зданиях капитального типа располагаются магазины.

В зданиях облегченного типа устраивают павильоны, киоски, ларьки. Упомянутые виды зданий и сооружений различаются между собой стоимостью и сроками строительства, расходами строительных материалов, долговечностью постройки.

В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые ком­плексы.

Отдельно стоящие здания специально предназна­чены для магазинов. Встроенно-пристроенные помещения находятся на первых этажах жилых домов или в пристро­енных к ним специальных блоках.

Торговые комплексы — совокупность торговых предприятий, реализующих уни­версальный ассортимент товаров и оказывающих широ­кий набор услуг, объединенных единством хозяйственного обслуживания торговой деятельности. В торговый ком­плекс наряду с магазинами входят предприятия общест­венного питания и т. д.

В зависимости от особенностей объемно-планировоч­ного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания.

Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических решений наиболее просты и удобны в эксплуатации, так как в них упрощаются пути движения товаров, нет необ­ходимости в устройстве лестниц и применении средств междуэтажного перемещения товаров. Они наиболее удоб­ны для покупателей, и для организации торгово-технологических процессов в магазина.

По материалу стен и конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, камен­ные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и де­ревянные. Последние по степени огнестойкости относят к группе сгораемых зданий. В современных условиях ши­рокое внедрение получило строительство торговых зданий из сборных железобетонных конструкций индустриаль­ным методом.

Для размещения магазинов и предприятий обществен­ного питания могут быть использованы модульные торго­вые павильоны. Их можно устанавливать в виде конструк­ции «свод». Особенностью этих конструкций является проз­рачный или полупрозрачный свод в центре основного зала для магазина высотой до 3,5 м. С двух сторон от централь­ного свода расположены торговые модули.

Модули могут соединяться между собой и образовывать единые помещения значительной площади. Каждый мо­дуль имеет мощный металлический каркас, оцинкованную двухскатную крышу со сливами. Боковые стены отделаны рифленым оцинкованным листом, окрашенным краской. Для внутренней отделки используется пластик или рифле­ный крашеный металлический лист. В качестве утеплителя используется экологически чистый негорючий и сверхтеп­лый материал «пеноизол». Окна и двери модулей могут быть с зеркальными тони­рованными стеклами.

Здания и сооружения, в которых размещают магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

Технологические требования предполагают такое уст­ройство здания, которое создает возможность рациональ­ной организации торгово-технологического процесса в ма­газине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом техноло­гических требований определяются состав помещений ма­газина, их размещение и взаимосвязь, схема движения то­варных и покупательских потоков.

Архитектурно-строительные требования предполага­ют прочность здания, строительство индустриальными ме­тодами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и ин­терьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой. Архитектурно-художественный образ магазина достигается композиционным решением отдельных элементов экстерьера и интерьера магазина (витрин, дверных проемов, стен и т.п.)

Экономические требования предусматривают оптими­зацию материальных и трудовых затрат не только в про­цессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использова­нием унифицированных деталей.

Санитарно-гигиенические требования определяют уст­ройство систем вентиляции, отопления, освещения, водо­снабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех по­мещениях магазинов необходимо предусматривать осве­щение, обеспечивающее нормальный режим работы пред­приятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически выключаться и включаться в определенное время.

Особые требования предъявляются к генеральному пла­ну и благоустройству участка, на котором размещен ма­газин.

Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.

Зона для посетителей предусматривает наличие не­скольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; паркинга индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благо­приятные санитарно-гигиенические и комфортные усло­вия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин ма­газина. Для сезонной торговли необходимо предусматри­вать площадки для установки сборно-разборных павильо­нов и организации базаров. Постоянное расширение парка автотранспортных средств покупателей требует устройст­ва у магазинов специальных стояночных площадок. Пло­щадь стоянки транспорта покупателей отводится с учетом действующих строительных норм и правил.

Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирова­ния, а также для построек хозяйственного назначения соз­дается хозяйственная зона. Как правило, от основной зоны она отделяется линией озеленения или тротуаром. Не ре­комендуется устройство дворов и надворных построек. В хозяйственной зоне могут размещаться и технические со­оружения (пожарные резервуары и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: