Размещение помещений должна определяться их функциональным назначением и особенностями торгово-технологического процесса магазина.

Рис 131 Схема размещения основных групп помещений магазина
При планировании размещения помещений магазина торговый зал связывают с помещениями для хранения товаров и подготовки их к продаже. Это обеспечивает своевременное пополнение товарных запасов в торговом зале кратчайшими путями движения товарных потоков, они должны размещаться так, чтобы их можно было изолировать от других помещений При размещении продовольственного и непродовольственного магазинов в одной многоэтажном здании торговые залы продовольственного магазина следует размещать на первом этаже, а непродовольственного - на высших этажах.
Помещения для хранения товаров размещают в соответствии с последовательностью выполнения торгового технологического процесса, создавая возможности максимальной механизации работ по перемещению грузов и обеспечивая кратчайшие пути в торговый зал. С целью сокращения затрат труда по перемещению грузов рекомендуется помещения для трудоемких и громоздких товаров размещать на первых этажах магазинов. Для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей они должны быть непроходимыми Вход в холодильные камеры необходимо предусматривать через тамбур или помещения для подготовки товаров к продаже. Двери холодильных камер должны открываться наружу.
Помещение для распаковки, фасовки, хранения товаров должны размещаться согласно последовательностью выполняемых операций и связываться между собой и торговым залом транспортными коридорами их раз смещение в одну линию позволяет максимально механизировать работы по перемещению грузов.
Административно-бытовые и технические помещения следует размещать отдельно от помещений для подготовки товаров к продаже и хранение, но они должны иметь удобную связь с другими группами помещений. Не допускается делать проходы в эти группы помещений через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже Однотипные помещения целесообразно объединять в один блок.
Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей в торговых организациях.
Устройство и планировка торгового зала магазина.
Главными помещениями магазинов являются торговые залы, где непосредственно осуществляется реализация товаров и обслуживания покупателей их размеры, формы и пропорции должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления завершающей фазы торгово-технологического процесса. Поэтому устройство и планировка торговых залов должны соответствовать следующим требованиям:
· создавать покупателям максимальные удобства для приобретения ими товаров с минимальными затратами времени;
· обеспечивать эффективное использование площади торгового зала под выкладку товаров;
· обеспечивать персоналу магазина условия для осуществления контроля за ходом реализации товаре и сохранностью товарно-материальных ценностей;
· препятствовать возникновению перекрестных и встречных потоков покупателей в магазине;
· создавать кратчайшие пути движения товаров из помещений для приема и подготовки товаров к продаже в торговый зал
Всю разнообразие торговых залов можно свести к трем планировочных схем:
· квадратной,
· фронтальной (вытянутой вдоль улицы)
· глубинной (вытянутой перпендикулярно улице)
Удобными является торговые залы прямоугольной формы с отношением сторон от 2:3 до 1:2, поскольку сильно вытянутая форма торгового зала создает трудности при внедрении самообслуживания, удлиняются пути потоков людей, ухудшается их ориентация в магазине.
В технологических планировках торгового зала выделяются следующие функциональные зоны:
- входа и выхода;
- расположение и выкладки товаров;
- проходы для передвижения покупателей;
- расчетного узла (в магазинах самообслуживания);
- предоставление дополнительных услуг