double arrow

ДВА ОСНОВНЫХ МЕТОДА ОЦЕНКИ КОНСОНАНСОВ И ДИССОНАНСОВ


Согласно двум основным методам подхода к рассмотрению явле­ний консонанса и диссонанса — с точки зрения структуры звучаще­го объекта (математический и физический аспекты) и с точки зре­ния воспринимающего субъекта (музыкально-физиологический и музыкально-психологический аспекты) — исторически сложились и два метода оценки качеств звучания.

Один, идущий от древних пифагорейцев (по-видимому, истори­чески первый), основывается на оценке числовых отношений (точка зрения «каноников» — последователей Пифагора). Согласно этому методу, консонанс есть простейшее отношение, диссонанс — слож­ное. Другой, идущий от Аристоксена и его школы (так называемых «гармоников»), основывается на оценке субъективного впечатления от созвучия. Согласно второму методу, консонанс есть приятное для слуха сочетание, диссонанс соответственно — неприятное.

Оба метода схватывают существенные стороны консонирования и диссонирования и взаимодополняют друг друга. Первый (объек­тивный) метод более корректен и бесстрастен, но его недостаток — отсутствие обоснования границы между консонансом и диссонансом (хотя у самих пифагорейцев граница устанавливалась точно — по черте «священных четырех начальных чисел»: 2 :1, 3 : 2, 4 : 3 — консонансы, остальное — диссонансы). Второй (субъективный) ме­тод выразительно связывается с эстетическим переживанием созву­чий, однако открывает простор для субъективного произвола и слу­чайности в установлении того, консонирует ли данное созвучие или диссонирует. Так, если нам «приятно» прометеевское шестизвучие у Скрябина или полное двенадцатизвучие в конце одной из оркестро­вых пьес Веберна, то, согласно второму методу, эти аккорды, несом­ненно, консонансы. А если они кому-либо неприятны, он вправе объявить их диссонансами. (То же вообще возможно даже относи­тельно одного и того же аккорда и того же воспринимающего, на­пример, под влиянием каких-либо случайных причин — плохого или отличного исполнения, контекста, хорошего или дурного на­строения и т. д.)










Сейчас читают про: