Формы звуковой реализации консонанса и диссонанса

Значение консонансов и диссонансов как первичных факторов бытия музыкальной гармонии, раскрывается в многообразии форм их реализации в музыкальной ткани, в фактуре. Среди этих звуко­вых форм есть элементарные (прямое, непосредственное выявление) и развитые (где определенный консонансов или диссонанс лежит в основе более сложного целого, завуалированный, скрытый ответвля­ющимися от него другими созвучиями — как горизонтальными, так и вертикальными, как в элементарной форме, так и в развитой).

Элементарные формы:

1. Горизонтальный интервал — двузвучие в последовательности (например, e1-g1), пример 4.

2. Вертикальный интервал — одновременное двузвучие (напри­мер, g1-e1), пример 5.

В вертикальных и горизонтальных интервалах свойства консонан­сов и диссонансов проявляются не во всем одинаково. Если, например, свойства терций — мягкость, спокойствие, сливаемость друг с другом (горизонтально — в представлении интервалов) — проявляются гори­зонтально и вертикально со сходным выразительным эффектом, то свойства секунд (и большой, и малой) оказывают совершенно различ­ное воздействие. Диссонантность звуков секунд, их «враждебность» друг другу при одновременном звучании резко отличны от идеальной плавности их в последовании благодаря эффекту «стирания следа» предшествующего звука последующим, диссонирующим с ним.

Развитые формы:

3. Горизонтальный комплекс интервалов (мелодическое последо­вание), где наряду с прямыми интервалами (от звука к звуку) выяв­ляются остовные, лежащие в основе движения; особенно важна роль остовных консонансов (пример 6).

4. Вертикальный комплекс интервалов (аккорд, созвучие), пример 7. Среди таких комплексов (и горизонтальных, и вертикальных)

особенно важны консонирующие комплексы чистоквинтового осно­вания — консонирующие трезвучия (мажорное и минорное); в каче­стве «консонанса консонансов» (КК) они образуют самое сильное из возможных консонирующих созвучий (во французской терминоло­гии, «accord parfait» — «совершенный аккорд»), более сильное, чем составляющие его интервалы — квинта и каждая из двух терций. В многоголосной музыке (особенно мажорно-минорной системы XVII-XIX вв.) роль их настолько велика, что допустимо трактовать имен-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: