Значение консонансов и диссонансов как первичных факторов бытия музыкальной гармонии, раскрывается в многообразии форм их реализации в музыкальной ткани, в фактуре. Среди этих звуковых форм есть элементарные (прямое, непосредственное выявление) и развитые (где определенный консонансов или диссонанс лежит в основе более сложного целого, завуалированный, скрытый ответвляющимися от него другими созвучиями — как горизонтальными, так и вертикальными, как в элементарной форме, так и в развитой).
Элементарные формы:
1. Горизонтальный интервал — двузвучие в последовательности (например, e1-g1), пример 4.
2. Вертикальный интервал — одновременное двузвучие (например, g1-e1), пример 5.
В вертикальных и горизонтальных интервалах свойства консонансов и диссонансов проявляются не во всем одинаково. Если, например, свойства терций — мягкость, спокойствие, сливаемость друг с другом (горизонтально — в представлении интервалов) — проявляются горизонтально и вертикально со сходным выразительным эффектом, то свойства секунд (и большой, и малой) оказывают совершенно различное воздействие. Диссонантность звуков секунд, их «враждебность» друг другу при одновременном звучании резко отличны от идеальной плавности их в последовании благодаря эффекту «стирания следа» предшествующего звука последующим, диссонирующим с ним.
|
|
Развитые формы:
3. Горизонтальный комплекс интервалов (мелодическое последование), где наряду с прямыми интервалами (от звука к звуку) выявляются остовные, лежащие в основе движения; особенно важна роль остовных консонансов (пример 6).
4. Вертикальный комплекс интервалов (аккорд, созвучие), пример 7. Среди таких комплексов (и горизонтальных, и вертикальных)
особенно важны консонирующие комплексы чистоквинтового основания — консонирующие трезвучия (мажорное и минорное); в качестве «консонанса консонансов» (КК) они образуют самое сильное из возможных консонирующих созвучий (во французской терминологии, «accord parfait» — «совершенный аккорд»), более сильное, чем составляющие его интервалы — квинта и каждая из двух терций. В многоголосной музыке (особенно мажорно-минорной системы XVII-XIX вв.) роль их настолько велика, что допустимо трактовать имен-