А. Скрябин. Прелюдия ор. 48 № 1

Родство функций S и DD и соответственно функциональных ос­новных тонов терцового отношения 4 и 2 (см., например, комматическое приравнивание еще в «двойном применении» Рамо) при взаи­модействии с тритоновыми заменами ведет к образованию сходно-функциональной, а далее и о дисфункциональной малотерцовой цепи Eis-Gis-H-D (в будущем — уменьшенного или малотерцового лада, в сочинениях позднего периода творчества; ср. приведенный пример с началом этюда ор. 56 № 4).

По мере того как на месте тоники постепенно утверждается под разными предлогами мягко диссонирующая гармония с тритоном, тритоновая замена начинает сближать данную тонику с ее тритоно­вой транспозицией, что объективно ведет к будущему скрябинскому дважды-ладу, уменьшенному ладу. Поводами для укрепления «до­минантовой» структуры тоники могут быть значения:

(поэма ор. 32 № 2 D-dur; «Сатаническая поэма» ор. 36, начало, см. пример 292, такт 1, а также 33);

(прелюдия ор. 31 № 4, начало; «Нюансы» ор. 56 № 3; «Желание» ор. 57, № 1, такты 1, 2).

Но в результате развития структуры тонического аккорда его роль оказался в состоянии выполнять обычно и «доминантовый» тритоно-диссонантный аккорд — функциональный дубль (пример 255).

В примере 255А «доминантообразный» аккорд тоники уже пол­ностью лишен функции ; его следует сравнить с последним аккордом 5-й сонаты (в Dis-dur): тритоновый дубль тоники на тони­ческом басу завершает огромное произведение; дубль-тоникой в Dis оно и начинается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: