Постальтерация

Усиление самостоятельности функциональных дублей, обрете­ние ими основного тона, вполне равноправного с исходным, и ряд других обстоятельств постепенно способствовали их «эмансипации», что существенно повлияло на характер использования этих — по происхождению альтерированных — гармоний.

Если у венских классиков альтерация — звучание, обостряю­щее тяготение, как бы «нетерпеливое», причем цель альтерации тут же достигается в точном согласии с направленностью вводнотонного стремления (Бетховен, 3-я симфония, часть I, такт 22; 5-я симфония, ч. IV, такты 56-58), то со второй половины XIX в. все чаще встречаются альтерированные аккорды необыкновенно кра­сочные и яркие, но вязкие, тонально инертные, «ленивые» (Ваг­нер, Григ, Скрябин). Все чаще они действуют в режиме «аккордо-лада» (см. с. 340).

Даже будучи несомненными альтерациями, такие аккорды пере­рождаются по своему внутреннему смыслу. Если классические аль­терации существуют ради более энергичного достижения цели то­нального стремления, то в таких поздних альтерациях художествен­ный интерес сосредоточивается больше на самом альтерированном аккорде, чем на его разрешении (пример 257).

В примере 257А выразительно отсутствие альтерируемой 2 сту­пени (вместо нее фигурирует апподжиатура н3); таким образом, «на­туральная» основа забыта полностью и полностью же отсутствует и само альтерирование 2-н2. Уже нет причины, да, пожалуй, и воз-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: