double arrow

П. Чайковский. 4-я симфония, ч. IV

[Allegro con fuoco]

В приведенном фрагменте не без связи с тритоновой заменой:

возникает далекое отклонение в gis-moll (= as-moll), выход из тони­ческого трезвучия которого на DDнVI6< F-dur осуществляется ходом на квинту вниз (то есть так, как мог бы осуществляться и выход из d-moll, — ходом на квинту вниз на DD F-dur). Так как все стремится непосредственно к D Fdur, изобразим последование в его отношении к этой гармонии:

(Ср. тритоновые колебания в сцене Германа и Графини из 4-й картины «Пиковой дамы» Чайковского — при словах Германа «с па­губой блажества», 4 такта, начинающиеся за 2 до ц. 59.)

Наконец, проблема тритоновых замен, функциональных дублей особенно тесно связана с гармонией А. Н. Скрябина, точнее, с гармо­нией среднего периода его творчества, который непосредственно пред­шествует позднему, принадлежащему уже полностью новой гармо­нии XX в. У Скрябина помимо тритоновой замены двойной доми­нанты и доминанты (поэма ор. 32 № 1; «Вроде вальса» ор. 47; «Поэма томления» ор. 52 № 3; скерцо ор. 46; «Листок из альбома» ор. 58) функциональное дублирование постепенно захватывает и другие функции — S (пример 254), побочные доминанты. Функция дубль-субдоминанты () использована Скрябиным и в связующей партии

5-й сонаты (такты 16-15, 13 и 11 до Meno vivo). Тональность побоч­ной партии (B-dur) готовится своей субдоминантой (такты 14-13 и 12-11)» которая представлена также и дублем (А7), причем к этой дубль-субдоминанте и направлено модуляционное движение (так­ты 20-15 до Meno vivo).

Обратимся к примеру 254.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: