Гераклит

Первооснова – всегда существовавший огонь. При угасании огонь превращается в воду, вода в землю, возду. При возгорании из земли и воды идут испарения. Испарения могут быть душами. Светлые и чистые превращаются в в огонь, в планеты. Текучесть всего в мире.

Всё состоит из ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ противоположностей (ср. пифагорейцы). Так достигается гармония. ЛОГОС - разумный закон, управляющий миром, задаёт ему меры «возгорания» и «угасания».

Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс)

Единство и неподвижность бытия, не делится на части, не двигается, не стареет, дано лишь мысли, но не чувствам. Если мы отрицаем существование чего-то, то тем самым мы подразумевает его реальность. Пустота отождествляется с небытием, это значит что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо.

Парменид

Поэма «О природе». Юноша летит на колеснице в сверхчувственный мир, где богиня показывает ему истину и недостоверность мнений смертных. Существует лишь целое, нестареющее бытие. Мнения людей о том, что есть бытие (свет) и небытие (ночь) ошибочно. Ошибочна и мифология. Боги трактуются как аллегории небесных светил.

Зенон

Ученик Парменида. Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом (что сущее множественно, движение существует реально).

Книга из 45 апорий. «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадий». Парадокс движения.

Мелисс

Добавил к характеристикам бытия ещё две: 1)Не имеет границ, если бы имело, то граничило бы с небытием, а поскольку небытия нет, то нет границ. 2)бытие бестелесно, если бы имело тело, то имело бы части, а это невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: