Концепция идей

Как дать определение предмету? Ощущение даёт нам возможность сказать, что есть вещь, только применимо к данной вещи и в данную минуту. Но где найти общее знание о вещах? Может, истинного знания о вещах нет? Платон говорит, что есть. Это математика. Значит, истинное знание следует искать вне чувственной области. Выходит, что знание мы уже имеем, но оно непроявленное. Душа из-за своего контакта с телом забыла все знания, их нужно ПРИПОМИНАТЬ. Доказательство – собеседника всегда можно направить на выявление истины путём постановки правильных вопросов. До всякого опыта наша бессмертная душа обладает опытом, знанием о сущностях вещей. Знание телу недоступно.

Главное различие между знанием и мнением - мнение бездоказательно. Есть ещё невежество, но оно граничит с небытием. Мнение может быть как истинным, так и ложным, но оно ничего не докажет, в отличие от знания.

МНЕНИЕ делится на ВЕРУ и УПОДОБЛЕНИЕ. Вера – это та способность, с помощью которой мы познаём вещи чувственные. Уподоблением мы познаём отражения в воде, зеркалах. СВЕРХЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ делится на МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РАССУДОК и ДИАЛЕКТИКУ.

Математический рассудок несовершенен, хотя он мыслит нечувственные вещи, числа, точки, линии, он пользуется образами чувственного мира – схемами и чертежами. И также оперерует гипотезами, то есть вещами, принятыми на веру. Мат. Рассудок должен быть дополнен более высоким знанием, диалектикой. Диалектика – это беседа души с самой собой. Это движение мысли выше и выше, к более общему, а в итоге к БЕСПРЕДПОСЫЛОЧНОМУ НАЧАЛУ, которое является пределом знания. Диалектик также должен разделять единство на множество.

Образ пещеры. Человек, сидящий в пещере и смотрящий в одну точку, видит лишь тени предметов на стене. Он видит только уподобления (отражения предметов). Если он оглядится по сторонам, то сможет узреть, что видел лишь тени. Но до тех пор, пока он не выйдет из пещеры, он будет руководствоваться лишь верой. Истинное знание – вне пещеры. Однако человек не сможет сразу узреть истину (взглянуть на солнце), он должен привыкнуть к его отражению в воде, к предметам. Это будет область математического рассудка.

Мир истинно-сущего постигается разумом, мир изменений – чувствами. Истинно-сущее есть «САМО ПО СЕБЕ». Например, есть много разных столов, но идея стола есть одна, общая, неизменная, не обладающая ничем другим, кроме своих свойств. Она может быть постигнута лишь чистым мышлением. Истинными причинами вещей являются идеи(истинно-сущее). Если одна вещь больше другой, то она принадлежит идее большего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: