Материя и форма. Возможность и действительность

Возможность и действительность - философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность — это то, что уже возникло, существует. Возможность — это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью. Аристотель предложил новое понимание, связанное с удвоением бытия: «... Возникновение может совершаться не только — привходящим образом — из несуществующего, но также можно сказать, что всё возникает из существующего, именно из того, что существует в возможности, но не существует в действительности.

Всё мыслится Аристотелем как переход от возможности к действительности. То, что может существовать, не обязательно существует на деле, а то, что может не существовать, не обязательно не существует. Вещь, имеющая возможность, имеет её к чему-то определённому в известное время и в известной форме. По Аристотелю, действительность предшествует возможности. По времени действительность раньше возможности потому, что семени (человеку в возможности) предшествует уже существующий человек. С точки зрения сущности действительность также стоит впереди возможности, поскольку у действительного сущего форма уже дана, а у сущего в возможности – ещё нет. Форма = действительность, материя = возможность.

Если речь идёт о вечном, то оно только действительно, а не возможно.

Пользуясь понятием возможности, Аристотель решает проблему, стоявшую перед ранней греческой мыслью, проблему возникновения. Эту проблему можно сформулировать таким образом: если есть возникновение сущего, то оно должно происходить из несущего, бытие из небытия. Поэтому одни (элейцы), отрицавшие существование небытия, стали отрицать возникновение и всякое изменение, другие (атомисты) были вынуждены признать существование небытия (пустота у Демокрита), чтобы объяснить возможность движения и изменения. По Аристотелю, они исходили из неправильной постановки вопроса: нет возникновения из небытия в бытие, но есть переход из сущего в возможности к сущему в действительности. Значит, нет более необходимости ни отрицать возникновение, что губительно для нашего познания изменяющегося мира, ни признавать сущее небытие, что невозможно с логической точки зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: