Учение о Благе, Эросе, Демиурге

Во главе всего сущего стоит БЛАГО. Любое действие или познание несёт в себе благо, иначе оно бесполезно. Благо уподобляется солнцу. Как солнце даёт чувственным вещам возможность быть познанными, так и благо наделяет умопостигаемое не только познанием, но и бытием. Оно даёт науку и истину. Благо, как и солнце, нельзя сразу увидеть. Нужно всю жизнь посвятить философии.

Мир умопостигаемый делится на МИР СУЩНОСТЕЙ и МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР. Мир чувственный делится на САМИ ПРЕДМЕТЫ и ИХ ОТРАЖЕНИЯ.

Знание о космосе изложено в диалоге «Тимей». Знание о космосе предположительно. Космос относится к чувственному миру, а значит есть причина его появления и он не вечен. Созадл его мастер, демиург. Для сотворения прекрасного космоса творец должен быть благ, не иметь зависти к своему творению. Демиург, приводя имеющийся материал в порядок, создаёт космос по своему подобию. Поскольку космос прекрасен, то он должен обладать разумом, а разум есть только у души, значит, создатель дал космосу душу. Космос един, такого больше нет. Космос связан четырьмя элементами: огонь, земля, воздух, вода. Космос совершенен, поэтому имеет форму шара и вращается вокруг своей оси. Время создал демиург вместе с космосом. Демиург создаёт лишь бессмертные части людей и животных – души, а их тела создают боги. Душа прикреплена к звезде, на которой получает информацию о Вселенной, затем переходит в тело. Если душа смогла открыть истину, то она возвращается на свою звезду, если нет, то её ждёт перерождение в низшее существо.

Диалог «Пир». Высшим объектом эротико-познавательного путешествия служит прекрасное само по себе. Началом здесь является страстная любовь (ЭРОС) к одному прекрасному телу, затем нужно понять, что красоты разных прекрасных тел суть одна, т. е., как говорит Платон, надо преследовать не единичную красоту, но красоту видовую, единую и тождественную во всех телах. Отсюда надо перейти к красоте душ и любить прекрасную душу, даже если ее тело уже не в самом цветущем состоянии. В душе же надо возлюбить то, что делает ее прекрасной, по Платону, это прекрасные занятия и прекрасные законы. Затем нужно устремиться к красоте, воплощенной во множестве прекрасных знаний или наук, не довольствуясь какой-то одной из них, но созерцая «великое море прекрасного». После этого духовным очам предстанет некая единая наука или знание прекрасного, в которой откроется нечто удивительное — прекрасное само по себе. Это и будет концом пути, в котором от одного тела мы восходим ко многим, от тел — к душе и ее прекрасным занятиям, от этого — к наукам, наконец, к последней науке, в которой и открывается прекрасное по природе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: