Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: мягкая игрушка; картинки с изображением зимующих и перелетных птиц: ворона, воробей, дятел, голубь, сорока, галка, синица, сова, ласточка, скворец, кукушка, грач;
карточки к упражнениям «Найди ворон», «Продолжи ряд» (по количеству детей);
тарелочки, простые карандаши (по количеству детей);
аудиозапись мажорной музыки.
²В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.
² Психолог начинает занятие с задания, направленного на расширение и активизацию словаря антонимов. | |
— Ребята, вам нужно подобрать подходящие слова и закончить предложения: —Зимой холодно, а летом... — Днем светло, а ночью... — Дождик намочит, а солнышко... — Один теряет, а другой... — Карабас-Барабас злой, а Айболит... — Покупаем картофель сырым, а едим... — Ручей мелкий, узкий, а речка... — Ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники... — Осенью в теплые страны улетают перелетные птицы, а в наших краях остаются... | — Жарко. — Темно. — Высушит. — Находит. — Добрый. — Вареным. — Глубокая, широкая. — Крупные. — Зимующие птицы. |
² Психолог прикрепляет к магнитной доске изображения зимующих и перелетных птиц. | |
— Назовите птиц, изображенных на картинках. — Как вы думаете какая птица «лишняя»? — Почему? — Молодцы! | — Ворона, воробей, дятел, ласточка. — Ласточка. — Ласточка — перелетная птица, а ворона, воробей, дятел — зимующие птицы. |
Аналогичная работа по выделению «лишнего» предмета проводится с картинками, на которых изображены: голубь, сорока, скворец, галка; синица, кукушка, сова, воробей. | |
²— Вы запомнили названия многих птиц и научились их различать. Сейчас я покажу вам изображение перелетной птицы, которая называется «грач». | |
Психолог прикрепляет к магнитной доске изображение грача. | |
— С какими зимующими птицами можно спутать грача? —Верно. | —С вороной, с галкой. |
Психолог прикрепляет к магнитной доске изображения вороны и галки. | |
— Давайте внимательно рассмотрим и сравним этих птиц. | |
Дети сравнивают птиц, находя сходство и различия. ² Психолог раздает карточки к упражнению «Найди ворон». | |
— На этой картинке спрятались вороны. Найдите и раскрасьте всех ворон. — Сколько ворон вы раскрасили? ²— А сейчас постарайтесь выполнить сложное задание. Я буду читать стихотворные задачки, а вы внимательно слушайте, думайте, считайте. —К серой цапле на урок Прилетело семь сорок, Но из них лишь пять сорок Приготовили урок. Сколько лодырей-сорок Прилетело на урок? — Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок-сосед. На пенек зайчата сели И по две морковки съели. Кто считать, ребята, ловок, Сколько съедено морковок? — Молодцы, ребята! Вы умеете внимательно слушать и хорошо считать. А для того, чтобы правильно выполнить следующее задание, вам предстоит быть наблюдательными и сообразительными. | — Семь ворон. — Две сороки не сделали уроки. — Четыре морковки съели зайчата. |
² Психолог раздает детям карточки к упражнению «Продолжи ряд». | |
— Внимательно рассмотрите все фигуры ряда. В рамке найдите фигуру, которая продолжит ряд, и нарисуйте ее в конце ряда. | |
Дети выполняют задание. Психолог следит за работой, при необходимости предлагая помощь. | |
²— Пришло время отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Пятнашки по кругу». Встаньте вокруг меня. | |
Дети встают в круг, вытягивают руки вперед. Психолог является водящим. Он стоит в центре круга и старается коснуться ладоней малышей. Дети должны быстро убирать руки. Новым водящим становится игрок, который не успел убрать руки и был осален. Игра повторяется 3-4 раза. | |
²— Занятие подходит к концу. Вспомните и расскажите игрушке, чем мы сегодня занимались. | |
Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями. | |
— Давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем ласковые слова. | |
Звучит музыка. Дети и психолог свободно передвигаются по кабинету, подходят друг к другу, смотрят в глаза, дотрагиваются друг до друга и говорят комплименты. | |
— До свидания. Я буду ждать встречи с вами! |
|
|
|
|