Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе:Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал

Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64 с.

В пособии содержатся рекомендации по диагностике и разви­тию познавательных процессов и эмоционально-личностной сфе­ры детей старшей группы ДОУ. Даны подробные конспекты коррекционно-развивающих занятий, в том числе занятий, на кото­рых используется сказкотерапия, способствующая расширению сознания и совершенствованию взаимодействия старших дошколь­ников с окружающим миром. Приложение к пособию поможет специалистам оснастить заня­тия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом. Адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям дошкольных учреждений и коррекционно-развивающих центров.

ПСИХОДИАГНОСТИКА [1] (сентябрь)

В компетенцию и обязанности детского психолога входит про­ведение психологической диагностики, направленной на выявле­ние особенностей психического развития ребенка и уровня сфор­мированности у него определенных личностных новообразований.

Основная цель психодиагностики — создание психологическо­го портрета обследуемого, который включает в себя характерис­тику поведения, описание особенностей познавательных процес­сов и развития личности ребенка. Анализ полученных данных по­может организовать целенаправленную коррекционно-развивающую работу, создать оптимальные условия для развития индиви­дуальных способностей дошкольников. Опираясь на результаты психодиагностики психолог разраба­тывает индивидуальную систему коррекционных мероприятий для детей группы «риска», нуждающихся в специальной работе по развитию определенных психических процессов, и одаренных дошкольников, с целью развития их потенциальных возможностей.

Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится всентябре. Особое внимание уделяется изучению эмоционально-личностной сферы ребенка. Психолог оценивает уровень тревож­ности, определяет наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.

Подробное описание методик для диагностики эмоциональных процессов, межличностных конфликтов и внутриличностных про­блем ребенка вы можете найти в пособии Панфиловой МЛ. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, в книге Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога.

В данный блок рекомендуется включить методику «Игровая комната». Ребенку предлагают представить, что он пришел в вол­шебную комнату, гдеесть любые игрушки и можно играть в раз­личные игры. В эту комнату ребенок может взять с собой двух зна­комых ребят и придумать игру, в которую он мог бы поиграть со своими друзьями. При этом задается ряд вопросов, типа: «Как иг­рать в такую игру?»; «А если дети не захотят играть в твою игру, что ты будешь делать?» По рассказу ребенка и по ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне об­щения со сверстниками, о способности выходить из конфликтных ситуаций.

В блок методик, предназначенных для определения умственного развития дошкольников, можно включить шкалу Бине-Симона.

Детям предлагаются следующие задания:

ð определить время дня;

ð рассказать о назначении нескольких предметов обихода (калькулятора, секундомера);

ð нарисовать ромб по образцу;

ð сосчитать тринадцать предметов;

ð сравнить людей (детей) с эстетической и моральной точек зрения. (Кто самый аккуратный в вашей группе? Почему? Кто самый добрый в вашей группе? Почему? И т.д.)

Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на странице, отведенной для старшей группы, с помощью условных обозначений:

задание выполнено — «+»;

задание выполнено, но имеются отдельные ошибки, неточнос­ти — «+?»;

задание не выполнено — «—»

№ п/п Фамилия, имя ребенка Время дня Назначение предметов Рисование по образцу Счет Сравнение
Калькулятор Секундомер
1. Саша А. +? + +? + +?
2. Ира В. +? + +? +?
3. Катя Д. +? + + +?
4. Алеша 3. +? + + + + +
5. Даша Р. + + +? +? + +
6. Антон С. +? +

Затем проводится исследование психических процессов: внима­ния, восприятия, памяти, мышления и речи.

Для диагностики внимания используются следующие игровые задания:

1. «Сравни картинки». Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначи­тельными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмот­ри картинки, сравни их и найди отличия».

2. «Небылицы». Ребенку предлагают внимательно послушать текст и найти в нем небылицы. Например:

Сел воробышек на дом — Мухи съели паука,

Провалилась крыша. Рыба ловит рыбака,

Под березкою с котом На телегу села лошадь,

Пляшут польку мыши. Погоняет ездока.

3. «Найди несоответствие». Ребенку показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие: «Внимательно посмотри на картинку. Определи, что нарисовано неправильно. Отметь крестиком каждую нелепицу и объясни, почему это не так и как должно быть на самом деле».

Изучение особенностей восприятия начинается с восприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по ко­робочкам». Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый; серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый) и раскладывают набор разноцвет­ных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу пред­лагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цве­том. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)

Восприятие формы проверяется с помощью игры-классифика­ции «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таб­лицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соот­ветствии с их формой.

Диагностика восприятия величины проводится с помощью за­дания «Разложи полоски». Ребенку дают 5-7 полосок одного оп­ределенного цвета, отличающихся друг от друга по длине на 2 см, и предлагают разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребен­ка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тон­кой моторики.

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью про­бы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать неболь­шой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После предъявления текста психолог спрашивает у ребенка о том, что делала Таня в разное время суток.

Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого раз­вития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связность речи).

Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов». Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить сло­ва, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом поряд­ке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».

При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».

При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сей­час я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».

На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хоро­шим результатом является:

ð повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления;

ð повторение ребенком 8-10 слов после пятого предъявления. Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в таблицу.

______________________ _________ ________ _________________

Фамилия, имя возраст группа дата исследования

Слова Ко- личе- ство предъяв- лений часы утюг слон кошка пятно солома яблоко лото солнце дорога
    +     +   + + + +
  + + + +            
  + + + + +   + +    

Кроме того, результаты могут быть представлены графически, с показом особенностей процесса заучивания, удержания в памя­ти стимульного материала.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картин­ки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.

При изучении процесса опосредованного запоминания можно использовать модифицированный вариант методики А.Н. Леонть­ева, предложенный Л.Н. Поперечной для обследования детей в предшкольный период. Его суть заключается в упрощении сти­мульного материала и сокращении количества предъявляемых слов и карточек.

Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев. Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш [2].

Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызываю­щих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нуж­но выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую картинку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обу­чающая работа не проводится. Но при предъявлении первого сло­ва («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснова­ния выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет запомнить слово «пожар».

Для выбора карточки-подсказки отводится 30 сек. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Пси­холог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют в таблице.

____________________ _________ __________ ______________

Фамилия, имя возраст группа дата исследования

Слова, предъявляемые для запоминания Время выбора карточки (сек) Мотивы выбора карточки Воспроизведение
       

При оценке результатов учитываются следующие факторы:

ð понимание ребенком инструкции;

ð способность к нахождению опосредствующих символов;

ð содержательность объяснения того или иного выбора;

ð продуктивность опосредования в целях запоминания;

ð необходимость и количество оказанной помощи.

Определение уровня опосредованного запоминания может про­водиться с помощью методики пиктограмм[3] — записи предъявлен­ных на слух слов с помощью схематических рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 11-12 слов, используя собственные свободные зарисовки.

Примечание. С помощью данных методик можно выявить не только характер ассоциативной, опосредованной памяти, но и особенности мыслительной деятельности.

Для изучения умственной работоспособности детей использу­ют фигурные таблицы. Диагностику проводят коллективно по ме­тодике «Найди и вычеркни». Дети работают 2,5 минуты. Каждые 30 секунд психолог дает команду «Стоп!», дети проводят верти­кальную черту рядом с той фигуркой, на которой остановились. При анализе результатов уровень умственной работоспособности может определяться как высокий, средний или низкий.

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволят следующие методики:

1. «Дополнение фраз».

Ребенку последовательно предъявляют ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее окончание, указав либо последовательность событий, либо причин­но-следственные связи. Например:

Девочка взяла карандаш и...

Мальчик быстро бежал, потому что... И т.п.

2. «Классификация» (методика Гольдштейна-Выгодского-Зейгарник[4]).

3. «Свободная классификация».

Ребенку предъявляют набор картинок, которые он должен раз­делить на группы, самостоятельно выделив принцип группиров­ки. В качестве стимульного материала психолог может использовать лото «Парочки», тогда в основе классификации будут обоб­щающие понятия: «фрукты», «овощи», «ягоды», «грибы» и т.д., или игру «Логический поезд», что дает возможность сгруппиро­вать картинки различного цвета, рассортировать по группам изоб­ражения игрушек, транспорта, животных, посуды, одежды, гри­бов и т.д.

4. «Последовательность событий» (методика А.Н. Бернштейна).

Психолог подготавливает серию из трех-пяти картинок, отра­жающих быт детей. Сюжеты должны быть простыми, понятными для дошкольников. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Пси­холог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было вид­но, где начало и где конец, и придумать по ним рассказ.

В протоколе регистрируется очередность разложения карточек, ход рассуждений, рассказ ребенка.

Данные проведенной психодиагностики заносятся в таблицу.

№ п/п Фамилия, имя ребенка Внимание Восприятие Память Мышление Речь Особенности эмоционально-личностной сферы
цвет форма величина слуховое слуховая зрительная опосредованная
                         

Результаты психодиагностики обрабатываются, затем со­ставляются протокол и локальный акт. Данные психодиагности­ческого обследования передаются руководителю детского образо­вательного учреждения.

В течение сентября психолог собирает диагностические сведе­ния о детях, ведет наблюдение за дошкольниками в процессе иг­ровой, трудовой и учебной деятельности и составляет план коррекционно-развивающих занятий, исходя из полученных результатов психодиагностики детей и основных положений программы учеб­но-воспитательного процесса в старшей группе детского сада.

Коррекционно-развивающие занятия начинаются в октябре. Они проводятся два раза в неделю в кабинете психолога. Наполня­емость группы — 6 детей. Они посещают 8 занятий. В ноябре кор­рекционно-развивающие занятия начинаются у следующей груп­пы детей, таким образом, в январе у психолога занимается после­дняя группа. В феврале возобновляются занятия с первой группой детей, т.е. с теми, которые посещали занятия в октябре. Список детей, занимающихся с психологом, вывешивается для родителей, которые могут присутствовать на занятиях, наблюдая, как их ре­бенок общается с детьми, справляется с заданиями, а затем дома повторить, закрепить пройденный материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: