Письмо как эффективное средство изучения иностранного языка

Письмо представляет собой продуктивный вид речевой деятельности, объектом которого является письменная речь.

При обучении письму следует различать:

1. сначала овладение графической, а потом орфографической системами ИЯ;

2. овладение письменной речью как средством коммуникации.

Обучение технике письма. Учащиеся должны овладеть написанием всех букв французского алфавита. Достижение этой цели сталкивается с рядом трудностей. Поскольку некоторые буквы алфавита в РЯ и ИЯ имеют разное начертание для обозначение одного и того же звука (ф – f, л - l), а некоторые при одинаковом написании соответствуют разным звукам, первая трудность – это интерференция родного языка.
Трудность и в разном начертании печатных и письменных букв (Д - D).
Еще одну трудность представляют собой диакритические знаки: `, ´, ˄.
При обучении графической системе следует особо останавливаться на буквах, не имеющихся в алфавите РЯ, например: L, J, I, Q, R, такие буквы как X, Y известны учащимся из математики
Упражнения по овладеванию графикой сводятся к следующему:

1. Списывание букв (дома и в классе) с целью сравнения печатных и письменных букв.

2. Списывание слов по образцам, написание на доске.

3. Диктант букв на доске и в тетрадях.

4. Самодиктант букв в алфавитном порядке (после усвоения дома).

5. Упражнения с буквами, написанными на карточках.

Основная особенность французской орфографии – это отсутствие четкого звуко-буквенного соответствия.
Большую трудность во французском правописании представляют традиционные написания. Они не объясняются ни фонетически, ни морфологически, а отражают исчезнувшие формы произношения и старые орфографические приемы. При обучении орфографии их следует просто запомнить.
При обучении орфографии большое затруднение представляет явление орфографической дифференциации. Дифференцирующее написание – это различные графические отображения омофонических форм устной речи.
Для усвоения орфографии существует много упражнений:

1. прочитать слово по буквам;

2. написать буквы и буквосочетания, передающие один и тот же звук, в зависимости от их позиции в слове;

3. выписать из текста слова, содержащие идентичные словосочетания;

4. вставить пропущенные буквы в словах;

5. сгруппировать слова по тому или иному признаку правописания;

6. выписать из текста слова, в которых идентичные звуки передаются различными способами;

7. написать зрительный диктант под диктовку преподавателя;

8. записать текст под диктовку преподавателя;

9. записать текст по памяти.

Обучение письменной речи может быть как целью, так и средством обучения, т.к. этот процесс помогает овладеть монологической речью, отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность, логичность. Одной из главных задач при обучении письменно речи является преодоление интерференции, порожденной родным языков, лежащим в основе процессов мышления учащихся. Этому способствую различные упражнения на перифразы Работа начинается с устных упражнений на русском языке, например: зама – самое холодное время года и т.п. Следующие упражнения заключаются в интралингвистическом переводе небольшого русского текста, т.е. передачи его содержания другими словами русского языка. Эти 2 упражнения являются подготовительными, они не только отрабатывают гибкость мышления, но и «подсказывают» иноязычные способы обозначения. Затем аналогичные упражнения, а также упражнения в подборе синонимов предлагаются на ИЯ.
После проведения подготовительной работы переходят к таким завершающим упражнениям в письменной речи, как изложение, описание, сочинение и написание письма.
Изложение целесообразно начинать писать на базе схемы печатного текста и завершать изложением аудируемого текста, что также позволяет избежать интерференции.
Описание проводится чаще всего на основе картинок, содержание которых учитывает лексический запас учащихся.
Сочинение лучше всего задавать в виде тезиса, который может заинтересовать учащихся и который нужно аргументировать или опровергать. Например: «Велосипед – лучший вид городского транспорта».

Для написания делового письма используются уже изученные языковые средства, характерные для книжного стиля речи.

Письмо — продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста.
Письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище знаний и накопленного опыта, как зеркало культуры и традиций каждой страны.
При построении письменного текста автор следует, как правило, определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат. Пишущий проходит путь от мысли, осознаваемой в форме внутренней речи, к языковым средствам. Механизм внутренней речи, т. е. составление внутреннего плана или конспекта будущего текста, играет в процессе письма значительную роль.

При письме осуществляется переход от слова, произносимого вслух или про себя, к слову видимому. Пишущий сначала представляет себе или воспринимает (при записи со слуха) те звуковые комплексы, которые подлежат фиксации. Затём он соотносит их с соответствующими графемами.
Из всех форм устного и письменного общения письмо и говорение наиболее взаимозависимы. Тесная связь между ними проявляется не только в близости моделей порождения, но и в корреляции психологических механизмов — речевого слуха, прогнозирования, памяти, внимания, а также в использовании таких анализаторов, как зрительный, речедвигательный и слуховой, так как «сначала мы пишем под диктовку собственного голоса, затем просматриваем и мысленно произносим написанное, выслушивая ритм и интонацию». В процессе письма функционируют еще и тесно взаимодействующие с ними словесно-логическая, образная и моторная виды памяти, способствуя созданию опор и ориентиров для речемыслительной деятельности пишущего.


Письмо как дистантная форма общения рассчитано на реципиентов, не связанных с автором письменного текста общностью языковых средств и ситуаций непосредственного общения, оно лишено и паралингвистических средств, которые значительно облегчают устное общение. С учетом вышесказанного письменный текст должен быть развернутым, логичным, точным и последовательным, с более тщательным отбором лексических и грамматических средств.


Отсутствие партнера по общению и соответственно жестов, мимики и др. накладывает отпечаток на выбор языковых средств и знаков пунктуации, которые выполняют роль «заместителей реальной паралингвистической ситуации, свойственной устной речи». Используя пунктуационные знаки, пишущий обращает внимание реципиента на те факты, которые он считает особо важными. Наиболее часто употребляются с этой целью восклицательные знаки со скобками — «приглушенная восклицательность». Восклицательный знак обладает, по мнению некоторых авторов, сходством с лексическими средствами, с выражениями типа: обратите внимание, еще раз повторяю /подчеркиваю и т.д. Разные оттенки дополнительной информации передаются с помощью многоточия, двух восклицательных знаков, сочетанием восклицательного знака с вопросительным и т.д. Все перечисленные средства употребляются для облегчения адекватного понимания письменного текста реципиентом. Текст как продукт письма должен обладать следующими особенностями:

1. композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой;

2. единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;

3. соотнесенностью заголовка с содержанием;

4. индуктивной или дедуктивной формой изложения, которая облегчает вероятностное прогнозирование самого пишущего и реципиента;

5. предметным содержанием;

6. коммуникативными качествами;

7. монообъектными или полиобъектными связями.

Письмо — процесс более медленный, в отличие от говорения, так как при порождении текста пишущий может изменить первоначальный замысел, скорректировать содержание, дополнить или видоизменить его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: