Еще одно серьезное возражение против идеи о непорочном зачатии заключается в том, что она не согласуется с ясным и определенным свидетельством о предсуществовании Христа. Если мы придерживаемся одного, то не можем принять другое. Эти понятия не дополняют, а взаимно исключают друг друга. В наши дни в наиболее ясной форме это возражение исходит от Вольфхарта Панненберга1119.
""Плутарх, Нума 4.4.
Dale Moody, «Virgin Birth» // The Interpreter's Dictionary of the Bible, ed. George Buttrick (New York:
Abingdon, 1962), vol. 4, p. 791.
1119 Wolf hart Pannenberg, Jesus - God and Man (Philadelphia: Westminster, 1968), p. 143.
тики од. пепорочное зачатие •:• 64,
Но обоснованно ли это возражение? По ортодоксальным христианские представлениям, Иисус полностью божественен и полностью человечен Его предсуществование связано с Божественностью, а непорочное зачатие — с человечностью. Слово, второе Лицо Троицы, было всегда. Но е определенный момент Оно приняло человеческий облик, родившись как человек — Иисус из Назарета. Нет никаких оснований для утверждений о несовместимости между предсуществованием и непорочным зачатием,
если мы верим, что в начале земной жизни Иисуса произошло подлинное воплощение"20.