Богословский смысл непорочного зачатия

г»--—

Рассмотрев свидетельства за и против непорочного зачатия и придя к выводу, что есть достаточные основания для принятия этого учения, мы

должны теперь задаться вопросом, что оно означает. В чем заключается ее важность?

С определенной точки зрения, вера в непорочное зачатие важна просто потому, что об этом факте говорит Библия. Независимо от того, видим мы

Отто Пайпер пишет, что отцы церкви, в частности Татиан и валентиновские гностики, рассматривали лредсуществоэание и непорочное зачатие во взаимосвязи: «В то время как в писаниях Иоанна и Павла предсуществование Христа выглядит практически как замена непорочного зачатия, у этих отцов непорочное зачатие служит доказательством предсуществования» (Otto A. Piper, «The Virgin Birth: The Meaning of the Gospel Accounts» //Interpretation 18, no. 2 [April 1964]: 132).


или нет необходимость непорочного зачатия, если Библия говорит нам о нем, мы должны верить в это, ибо противоположная позиция означает молчаливое отвержение авторитета Библии. Если мы не принимаем учение о непорочном зачатии, несмотря на то, что его утверждает Библия, мы тем самым подрываем авторитет Библии, и в принципе у нас уже нет оснований придерживаться других ее учений. Таким образом, последствия отверже-ния непорочности зачатии выходят за рамки самого этого учения.

Но нам надо задаться вопросом, не имеет ли это учение значения в каком-то ином, более конкретном отношении? Высказывается мнение, что оно необходимо для правильного понимания воплощения. Без непорочного зачатия не было бы единства Бога и человека1121. Если бы Иисус появился в результате обычных половых отношений мужчины и женщины, Он был бы просто человеком, а не Богочеловеком. Но так ли это? Не мог ли Он быть одновременно Богом и человеком, если бы у Него было два человеческих родителя или ни одного? Как Адам был создан непосредственно Богом, так и Иисус мог быть прямым особым творением. С другой стороны, Иисус вполне мог быть Богочеловеком при наличии двух человеческих родителей. Утверждение, что существование человеческого отца исключает возмож­ность Божественности отдает аполлинаризмом, согласно которому божест­венный Логос занял место одного из компонентов человеческой природы (души). Но Иисус был вполне человеком и обладал всем, что привносят в человека отец и мать. Кроме того, был божественный элемент. Актом осо­бого творения Бог вложил человеческий компонент, обычно привносимый отцом (непорочное зачатие), и, кроме того, божественный фактор (воплоще­ние). Непорочное зачатие означает всего лишь, что нормальное человечес­кое существо было произведено на свет без участия человеческого отца. Это могло произойти без воплощения, как могло быть и воплощение без непо­рочного зачатия. Последнюю концепцию некоторые называют «мгновен­ным адопцианством», поскольку предполагается, что человек мог сущест­вовать какое-то время сам по себе без привнесения в него божественной природы. Но суть в том, что в случае воплощения в момент зачатия или рождения в жизни Иисуса не было времени, когда Он не был бы полностью Богом и полностью человеком. Иными словами, Его сущность как Бога и человека не зависела от непорочного зачатия.

Часто высказывается и другое мнение — непорочное зачатие было необ­ходимо для обеспечения безгрешности Иисуса1122. Если бы Он обладал всем, что обычно привносят мать и отец, у Него была бы развращенная, а следо­вательно, греховная природа, как и у всех нас. Но этот аргумент v.a.v. будто бы предполагает, что и мы были бы безгрешными, если бы не имели чело­веческого отца. А это в свою очередь означает одно из двух: 1) источник порочности — отец, а не мать, то есть женщина не обладает извращенной

Тертуллиан, Против Маркиона 4.10. К этой позиции близко подходит Карл Генри: «Разумеется, следует признать, что непорочное зачатие нельзя просто отождествлять с воплощением, как пустой гроб нельзя просто отождествлять с воскресением. Одно может быть без другого. Но связь между ними настолько тесная и по сути необходимая, что если отрицается непорочное зачатие или пустой гроб, то вполне возможно, что под сомнение будет поставлено либо воплощение, либо воскресение, или же они будут восприниматься совершенно иначе по сравнению с тем, как о них свидетельствуют Писание и исторические события. Непорочное зачатие можно считать основным историческим указанием на воплощение, а также выражением природы, цели и смысла Божьей спасительной работы» (Carl Henry, *0ur Lord's Virgin Birth» //Christianity Today, 7 December 1959, p. 20).

"^Hans von Campenhausen, The Virgin Birth in the Theology of the Ancient Church (Naperville, 111.: Alee R.Allenson, 1964), pp. 79-86.


природой (или, если обладает, не передает ее), 2) порочность исходит не от природы родителей, а от полового акта, ведущего к зачатию. Но ничто в Писании не подкрепляет вторую альтернативу. Слова Пс. 50:7: «Я в безза­конии зачат, и во грехе родила меня мать моя» — означают просто-напро­сто, что псалмопевец был греховным с самого начала своей жизни. К сожа­лению, такое представление о половом акте как по сути своей греховном приводит многих христиан к нездоровому отношению к сексу. Мы вспоми­наем, например, осуждение Августином «похоти».

Остается первая альтернатива — передача греха связана с отцом. Но и у нее нет никаких библейских оснований. Определенным ее подтверждением можно было бы считать слова Павла, что грехА9<ша (Рим. 5:12) сделал всех людей грешниками, но Павел указывает также, что не Адам, а Ева, «пре­льстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14). Нет никаких признаков большей греховности мужчин, чем женщин.

Встает вопрос: если весь человеческий род запятнан первородным гре­хом, не привнесла ли Мария какие-то его последствия в Иисуса? Высказы­вается мнение, что у Иисуса действительно была извращенная природа, но что Он фактически не грешил1123. В ответ мы можем указать, что ангел сказал Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Представляется вполне вероятным, что воздействие Святого Духа было настолько мощным и освящающим, что от Марии Иисусу не передалось никакой порочности или вины. Без этого освящающего воздействия Он обладал бы такой же порочной природой, как и все мы. Но если Святой Дух предотвратил передачу Иисусу греховности от Марии, разве Он не мог предотвратить ее передачу и от Иосифа? Мы делаем вывод, что безгреш­ность Иисуса не зависела от непорочного зачатия.

Мы уже отмечали, что непорочное зачатие не упоминается в благовест -нических проповедях книги Деяний. Поэтому вполне возможно, что это учение не входит в число первоочередных (т.е. необходимых для спасения). Это вспомогательное или дополнительное учение, оно помогает создавать и поддерживать веру в главные учения или подкрепляет истины, изложен­ные в других учениях. Подобно воскресению, это историческое событие, учение и свидетельство одновременно. Вполне можно ничего не знать о непорочном зачатии и все равно получить спасение. Таких людей наверня­ка было много. Но в чем же все-таки состоит значение этого учения?

1. Учение о непорочном зачатии напоминает нам о сверхъестественном характере спасения. Обращаясь к вопросу о необходимости второго рожде­ния, Иисус сказал Никодиму: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожден­ное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6). Иоанн пишет, что верующие и принима­ющие власть быть чадами Божьими рождаются «не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин. 1:13). Суть в том, что спасение приходит не от человеческих усилий или достижений. Непорочное зачатие указывает на беспомощность человека сделать даже первый шаг на пути

Карл Барт как будто бы придерживается взгляда, что Иисус облекся в ту же падшую природу, которой обладаем и мы; Его безгрешность состояла в том, что Он никогда не совершал реального греха (Karl Barth, Church Dogmatics [Edinburgh: Т. and Т. dark, 1956], vol. 1, part 2, pp. 151-155).

этого процесса. Человек не только не способен обеспечить сам свое спасе­ние, он не может даже ввести Спасителя в человеческое общество.

Вопрос о непорочном зачатии есть или, во всяком случае, должен быть препятствием для естественной человеческой склонности гордиться. Мария произвела на свет Спасителя, но Она никогда не смогла бы сделать этого даже с помощью Иосифа, если бы не присутствие и работа Святого Духа. Непорочное зачатие — доказательство работы Святого Духа. Павел писал в другой связи: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7). Непорочное зачатие напоминает нам, что спасение хотя и пришло через человека, однако исходит полностью от Бога.

2. Непорочное зачатие напоминает также, что Божье спасение — исклю­чительно дар благодати. В Марии не было ничего особенно выдающегося. По всей видимости, огромное число еврейских девушек могли бы родить Сына Божьего. Разумеется, Мария обладала качествами, которые Бог мог использовать, например верой и преданностью (Лк. 1:38, 46-55). Но Она не могла предложить ничего особенного, даже мужа. Тот факт, что человека, у которого в такой ситуации не могло быть ребенка, избрали для рождения Сына Божьего, служит напоминанием, что спасение — не человеческое достижение, а дар от Бога, причем дар незаслуженный.

3. Непорочное зачатие — доказательство уникальности Спасителя Иису­са. Хотя воплощение и могло произойти без непорочного зачатия, чудесная природа рождения (или, во всяком случае, зачатия) показывает, что Иисус был, как минимум, крайне необычным человеком, особым образом избран­ным Богом.

4. Это еще одно доказательство власти и всемогущества Бога над приро­дой. Во многих случаях (например, при рождении Исаака, Самуила и Иоанна Крестителя) Бог давал ребенка, когда мать была бесплодной или уже вышла из детородного возраста. Это были, без сомнения, чудесные рождения. Но это рождение было еще более изумительным. Когда Бог обещал ребенка Аврааму и Сарре, Он указал на Свою огромную власть, задав риторический вопрос: «Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:14). Бог всемогущ, для достижения Своих целей Он способен изменять и заменять законы природы. Способность Бога совершить представляющу­юся нам невозможной вещь — непорочное зачатие — символизирует Его способность решить еще одну казалось бы невозможную задачу — предос­тавить второе рождение грешникам. Сам Иисус сказал в отношении спасе­ния: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: