Жан-франсуа Лиотар. Либо эти условия все-таки определимы; тогда определен и вкус, и мы возвращаемся к старому режиму поэтики

Либо эти условия все-таки определимы; тогда определен и вкус, и мы возвращаемся к старому режиму поэтики. Либо вкус не определен; тогда эс­тетика не может быть аргументирована, и чувство прекрасного остается погруженным в ночь интуи­ции, где ценны все суждения и серы все кошки. Кантовская критика разрабатывает эту фаталь­ную альтернативу под названием антиномии вку­са. Но, чтобы разрешить последнюю, она должна поддержать несколько логических монстров, та­ких как целесообразность без представления о ко­нечной цели, всеобщность без понятия, необходи­мость всего-навсего как образец и, прежде всего, свободное от всякого интереса удовольствие. За невозможностью приспособиться к этим парадок­сам эстетика падает в ту или другую сторону; ее либо изгоняет, либо берет в заложники аргумен-тативный дискурс. Как бы там ни было, с того шаткого порога, на котором она держится, эсте­тика отказывает простому понятию в способности определить чувство прекрасного. Едва родившись, отказывает рационалистической философии в на­деждах на свертывание совокупности опыта в еди­ную систему.

Загадка все же может разрешиться, но тайна должна остаться для разума непроницаемой. Кра­сота формы является загадкой для рассудка. Но что нас может взволновать «присутствие» в чув­ственном некоей «вещи», которую чувственное не в состоянии представить облеченной в формы, — это неразрешимая нормальной логикой тайна. Тем не менее все описания чувства возвышенного схо­дятся к этой неувязке. Закономерности природы приходят в расстройство, восприятию не удается


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: