Цель задачи, информационное обеспечение и методика анализа эффективности торговли

Цель анализа эффективности торговли заключается в выявлении резервов повышения конечных показателей деятельности организации и разработке мероприятий по улучшению качества торгового обслуживания

Информационными источниками для проведения экономического анализа эффективности организации являются баланс организации, статистическая, бухгалтерская и оперативная отчетности. Основными из них являются отчет о прибылях и убытках, о расходах на реализацию товаров (для организаций потребкооперации), о финансовых результатах, по труду и заработной плате.

Укрупнено задачи анализа эффективности торговли заключаются в следующем:

1. выявление тенденций основных показателей эффекта (РТО, Др, Пр), экономической эффективности (рентабельности продаж, ресурсоотдача, производительность труда, оборачиваемость средств и др.), а также социальной эффективности (среднедушевая реализация товаров, степень охвата покупательных фондов, емкость и доля рынка);

2. комплексная оценка использования ресурсов и затрат организации, обеспечивающие процесс реализации товаров по следующим направлениям:

· Эффективность торгово-производственной деятельности (фондоотдача, соотношение общей и торговой площади, фондовооруженность, товарооборачиваемость, размещение торговой сети и т.д.)

· Эффективность финансовой деятельности (коэффициенты ликвидности, коэффициент оборачиваемости, коэффициент соотношения собственных и заемных средств и т.д.)

· Эффективность использования трудовых ресурсов (производительность труда, средняя заработная плата)

· Эффективность коммерческой деятельности (формирование ассортиментной политики, гибкость ценообразования, уровень расходов на рекламу, доля рынка)

· Эффективность организационно-управленческой деятельности (организационная структура, оптимизация численности работников и управленческого персонала, организация планирования).

3. разработка практических рекомендаций по улучшению деятельности торговли, обоснование резервов роста розничного товарооборота и прибыли.

Анализ начинается со сбора и обработки цифрового материала для проведения комплексной оценки деятельности организации. Составляются макеты аналитических таблиц, которые состоят из названия, отражающего содержательность таблицы, наименование объекта и периода анализа, а также перечня показателей, информационного ряда (не менее 3-5 лет, цепных и базисных темпов роста.

Перечень показателей для экономического анализа эффективности может включать 2 блока. Первый включает составляющие показатели для расчета показателей эффективности (показатели эффекта, ресурсов и затрат). Второй ─ непосредственно показатели эффективности.

Анализ тенденций основных показателей деятельности проводится за 3-5 последних лет. К основным показателям, характеризующим эффект торговой детальности относятся РТО, Др, прибыль от реализации и отчетного периода.

Перечень показателей для оценки показателей эффекта может состоять из РТО в действующих и сопоставимых ценах, ДР в сумме, и % к РТО, сумма и уровень расходов на реализацию товаров, прибыль от реализации и рентабельность продаж.

На этом этапе дается оценка темпам роста РТО в действующих и сопоставимых ценах. Это позволит исключить влияние ценового фактора. В процессе анализа целесообразно сопоставить темпы роста РТО, Др, Пр

Такая оценка позволит выявить

─ полноту получения доходов от реализации товаров (в случае если Др> РТО).

─ рост прибыли от реализации продукции за счет увеличения РТО (П > Др)

─ или упущена возможность получения части прибыли (П < Др) за счет увеличения расходов на реализацию товаров

Таким образом, оптимальным считается следующая модель развития основных показателей эффекта торговли П > Др > РТО

Эффективность торговли можно оценить, изучив показатели рентабельности продаж (П/ РТо *100) и затрат (П / РР * 100). Эти показатели показывают сколько рублей прибыли получено с каждого рубля РТО и расходов, обеспечивающих реализацию продукции.

Кроме того повышение эффективности торговли характеризуется ускорением оборачиваемости товаров, что свидетельствует об удовлетворенности спроса населения, правильности проведения ассортиментной политики, привлекательности, высвобождении оборотных средств и вложении их в развитие деятельности и т.д.

Оценка социальной эффективности торговли осуществляется по показателям среднедушевой реализации товаров, в том числе по обеспечению продовольственными и непродовольственными группами товаров обслуживаемое население. Такой анализ позволит выявить степень конкурентоспособности организации в регионе, ее долю рынка и перспективные возможности расширения (целесообразность открытия или закрытия торговых точек, изменения режима их работы, совершенствование ассортимента, наличие конкурентов и т.д.)

Далее дается оценка эффективности использования ресурсов и затрат. Аналитические таблицы целесообразно составить по показателям эффективности каждого вида ресурсов (ОС, ОбС, ТР, РР) (перечень показателей см вопрос 2)

Изучить тенденции функционирующего капитала (ОС + ОбС), что характеризует обеспеченность процесса реализации товаров материальными и финансовыми ресурсами. Также следует изучить изменения экономического капитала, представляющего сумму ОС, Обс и РОТ в составе расходов на реализацию товаров. Кроме того, следует дать оценку эффективности их использования, рассчитав показатели отдачи ФК, рентабельность ФК, ресурсоотдача, ресурсорентабельность, рентабельность ФК, ФК на 1 работника и др.

Данный анализ позволяет оценить ситуацию рационального использования экономических ресурсов и текущих затрат. В процессе такой оценки можно установить факт:

· улучшения ситуации (в случае установления тенденции роста показателей),

· снижения эффективности использования ресурсов и затрат,

· скачкообразности в изменении показателей (в случае наличия увеличения и снижения).

В связи с этим оценка темпов роста должна проводиться не обособленно, а во взаимосвязи с другими показателями. (модель оптимального управления интенсивного развития будут представлены в следующей теме)

Для обобщения диагностики эффективности использования ресурсов и затрат следует составить обобщающую таблицу с выделением значимых показателей и дать комплексную взаимосвязанную оценку показателям

Выявленные тенденции позволяют обосновать необходимость более глубокого и детального анализа эффективности использования ресурсов в отдельности

В завершении анализа эффективности торговли формулируются выводы и предложения по дальнейшему развитию организации с указанием конкретных путей и обоснованием резервов улучшения результатов деятельности.

6. Понятие упущенных возможностей повышения эффективности деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: