double arrow

Понятие «эффект» и «эффективность» торговли. Классификация показателей эффекта и эффективности

Тема Экономический потенциал торговли и ее социально-экономическая эффективность

1. Понятие «эффект» и «эффективность» торговли. Классификация показателей эффекта и эффективности.

2. Характеристика видов ресурсов и затрат организации, их сущность, значение и влияние на конечные результаты деятельности торговли. Показатели эффективности использования совокупных ресурсов и затрат в торговле.

3. Обобщающие и частные показатели социально─экономической эффективности. Подходы к оценке результативности использования ресурсов: ресурсный и затратный.

4. Матричный метод оценки эффективности организации, его характеристика. Пропорции интенсивного развития организации.

5. Цель задачи, информационное обеспечение и методика анализа эффективности торговли.

6. Понятие упущенных возможностей повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования

Понятие «эффект» и «эффективность» торговли. Классификация показателей эффекта и эффективности

Рыночная экономика воздействует на эффективность функционирования субъекта хозяйствования, которое независимо от собственности, видов деятельности, размера должен быть конкурентоспособным и прежде всего экономически эффективным.

Торговой организации для эффективной деятельности необходимо не только изучение информации об использовании своего экономического потенциала, но и обязательная оценка внешних факторов, что определяет его конкурентные преимущества и конкурентоспособные позиции

Для выяснения сущности экономической эффективности, определения ее критерия и показателей необходимо выяснить различие содержания понятий "эффективность" и "эффект". Эффект - абсолютная величина, обозначающая результат какого-либо процесса. Под экономическим эффектом понимается результат человеческого труда, направленного на производство материальных благ. Экономическая эффективность проявляется через сопоставление эффекта (результата) с затратами или примененными ресурсами.

Эффективность =

Сущность экономической эффективности как экономической категории состоит не в относительных величинах между результатами и затратами, а в самих отношениях по поводу производства, распределения и обмена, для достижения поставленной стратегической цели – получения полезного эффекта.

Повышение эффективности связано с улучшением использования ресурсов и со снижением совокупных затрат живого и овеществленного труда для достижения наибольших экономических результатов.

Под эффективностью торговли в общем виде следует понимать достижение отраслью наибольшего эффекта в процессе движения и реализации товаров при наименьших текущих затратах или ресурсах, наиболее полном удовлетворении спроса населения на товары при высоком качестве торгового обслуживания как главной стратегической цели торговли.

Социальная эффективность торговли отражает выполнение ею социальных функций и характеризуется степенью удовлетворения материальных и культурных потребностей населения и качеством торгового обслуживания, от которого в конечном итоге зависит уровень издержек потребления и рациональное использование рабочего времени.

Экономическая эффективность выступает в двух видах: во-первых, как народнохозяйственная эффективность, отражающая общественный интерес и измеренная в масштабе экономики страны в целом; во-вторых, как хозрасчетная (коммерческая) эффективность хозяйствующего субъекта, отражающая его экономический интерес и измеренная на этом уровне.

Экономические и социальные аспекты эффективности тесно взаимосвязаны. Однако, если любая организация, в том числе и торговая, ориентируется на стабильное преуспевание на рынке, она должна заботиться об удовлетворении торгового обслуживания, то есть на социальные факторы.

Таким образом, социальный аспект эффективности связан с удовлетворением потребностей людей, с хорошим обслуживанием. С другой стороны, именно рост экономического эффекта и экономической эффективности служит основой для решения важнейших социальных задач.

Поэтому несмотря на то, что определяющим является социальный эффект торговли, экономическую эффективность следует рассматривать в качестве единственного средства повышения общей социально-экономической эффективности. Прежде всего должен обеспечиваться рост экономической эффективности торговли при условии сохранения и повышения культуры обслуживания, постепенного насыщения рынка товарами.

2. Характеристика видов ресурсов и затрат организации, их сущность, значение и влияние на конечные результаты деятельности торговли. Показатели эффективности использования совокупных ресурсов и затрат в торговле.

Функционирование товарного обращения осуществляется на основе использования экономических (основных, оборотных и трудовых ресурсов). В совокупности применение этих ресурсов направлено на организацию процессов закупки, транспортировки, хранения, подработки и реализации товаров. Их возмещение осуществляется за счет доходов от реализации товаров в составе расходов на реализацию товаров (соответствующие статьи затрат). В производстве расходы по содержанию и обслуживанию экономических ресурсов включены в себестоимость производства продукции и возмещаются за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Эффективность использования ресурсов оценивается по следующим блокам.

1. Показателями эффективности использования основных средств являются фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность. фондовооруженность труда. Обобщающая оценка материально-технической базы дается на основе комплексного интегрального показателя фондоотдачи (Iфо), который рассчитывается путем извлечения квадратного корня из произведения показателя фондоотдачи и прибыли в расчете на один рубль основных фондов — фондорентабельности. Интегральный показатель выражается формулой

.

Данный показатель отражает условный средний уровень обобщенного экономического эффекта (результата) в виде товарооборота и прибыли, приходящихся на каждый рубль средств, вложенных в основные фонды. В случае наличия убытков от реализации, расчет данного показателя нецелесообразен.

Кроме названных показателей оценки эффективности основных средств целесообразно дать оценку структуре основных средств, коэффициентам годности, полноты загрузки, рационального использования торговых и складских помещений, РТО на 1 кв. м торговой площади, соотношения торговой и складской площади, прибыли на 1 кв. м торговой площади, интенсивности покупателей и времени их обслуживания, рационального размещения торговых точек и режиму их работы.

Такой анализ позволит выявить причины снижения эффективности использования МТБ торговли и позволит улучшить деятельность по усилению качества обслуживания населения, обеспечению прироста РТО, доходов и прибыли от реализации товаров и укрепить позиции в регионе.

2. Анализ эффективности использования оборотных средств оценивается по следующим показателям: оборачиваемость средств (в днях, в разах), капиталоемкость, рентабельность активов

Также оценка оборачиваемости активов должна проводиться по их структурным элементам, то есть оборачиваемость запасов всего, в т.ч. по товарным группам, а также дебиторской задолженности и т.д. Следует изучить изменение доли залежалых товаров, наличие перебоев в продаже товаров, рентабельность реализации отдельных товарных групп. Это позволит внести коррективы в действующую ассортиментную политику.

3. Эффективность трудовых ресурсов работников торговли оценивается по следующим показателям: производительность труда по объему деятельности (в действующих и сопоставимых ценах), чистой продукции (в торговле), прибыли от реализации, средняя заработная плата, средний доход работника, уровень расходов на оплату труда, зарплатоотдача, рентабельность расходов на оплату труда трудоемкость и другие

Анализ эффективности использования труда работников торговли направлен на изучение состояния трудового потенциала, его рационального использования и оплаты труда во взаимосвязи с конечными результатами деятельности. Такой анализ позволит разработать мотивационный механизм стимулирования труда работников.

Повышение эффективности деятельности организации определяется не только рациональным использованием отдельно взятых ресурсов, но их совокупностью, сбалансированностью.

Для повышения эффективности деятельности организации важно

· определить оптимальное соотношение экономических ресурсов,

· систематически обновлять и совершенствовать виды ресурсов в соответствии с изменяющимися условиями рынка для поддержания конкурентных позиций организации,

· проводить экономический анализ использования всех видов ресурсов в совокупности (существуют определенныепропорции развития),

· выявлять упущенные возможности и учитывать их при разработке стратегии деятельности организации.

Сумма основных и оборотных средств организации называется функционирующим капиталом. Показателями эффективности использования функционирующих ресурсов являются: а)отдача функционирующего капитала, характеризующая прирост РТО на рубль вложенных основных и оборотных ресурсов (РТО / ФК).

б) рентабельность ФК, рассчитываемая как отношение прибыли к сумме ФК, выраженное в % и показывает сколько рублей прибыли получено на каждый рубль средств

Сумма функционирующего капитала и расходов на содержание трудовых ресурсов (расходы на оплату труда, относимые на расходы на реализацию товаров) называется экономическим капиталом (потенциалом, совокупными ресурсами ). От правильного соотношения ресурсов организации зависят конечные результаты ее деятельности. Эффективность использования экономических ресурсов можно оценить по показателям: а) ресурсоотдача, (РТО / ЭР), характеризует увеличение объемного показателя (РТО) за счет улучшения использования основных средств, ускорения оборачиваемости средств и повышения производительности труда работников

б) ресурсорентабельность, определяется отношением прибыли к сумме экономических ресурсов, выраженное в процентах и отражает роль эффективного использования всех ресурсов организации в достижении конечных результатов деятельности.

3. Обобщающие и частные показатели социально─экономической эффективности. Подходы к оценке результативности использования ресурсов: ресурсный и затратный.

Анализ экономической эффективности торговой организации направлен на определение состояния хозяйственной деятельности и оценку экономических последствий, связанных с реализацией управленческих решений. Изучение системы показателей экономической эффективности торговли начинается с определения эффекта.

Экономический эффект торговой деятельности может выражаться в виде: розничного товарооборота, дохода, прибыли. Главным оценочным показателем является прибыль и выступает как обобщающий показатель деятельности торговой организации. В качестве обобщающих критериальных показателей в торговле, как фазе воспроизводства, могут быть использованы

o ресурсная (основные + оборотные средства + фонд заработной платы) и

o затратная (расходы на реализацию товаров) формулы экономической эффективности

Ресурсная формула Затратная формула
название расчет название расчет
Ресурсоотдача Затратоодача
Доходность ресурсов Доходность затрат
Ресурсорентабельность Издержкорентабельнсость

Ресурсная формула критерия эффективности торговли (показатель ресурсоотдачи) позволяет оценить эффективность использования экономического потенциала организации и сравнить имеющиеся у него ресурсы с основным конечным результатом деятельности. Чем выше значимость этого показателя, тем лучше выполняется основная функция - обеспечение потребностей населения в товарах и услугах.

Затратная формула выражается показателем затратоотдачи

Эффективность различных видов затрат определяется для решения двух видов задач: во-первых, для выявления и оценки уровня использования отдельных видов затрат и ресурсов, экономической результативности торговли; во-вторых, для выявления и оценки уровня лучших вариантов производственно-хозяйственных решений - внедрение нового оборудования техники, организации торговли, размещение новых торговых объектов.

Для полноты проведения экономического анализа представляется целесообразным наряду с обобщающими показателями использовать частные показатели. К частным показателям экономической эффективности относятся показатели, характеризующие эффективность использования отдельных видов ресурсов.

Затраты Эффект
    Розничный товарооборот Доход от реализации товаров Прибыль от реализации
Ресурсы Основные средства
Оборотные средства
Трудовые ресурсы
Затраты Расходы организации

Результативность использования ресурсов будет увеличиваться в двух случаях:

а) тогда, когда на единицу ресурсов будет произведена большая масса экономического эффекта

б) или когда для производства единицы экономического эффекта будет использована меньшая масса ресурсов производства.

В первом случае эффективность использования ресурсов можно оценить через показатели отдачи (производительности труда, фондоотдачи, оборачиваемости средств, расходоотдачи). Значения данных показателей должны увеличиваться

Во втором случае оценка производится по показателям емкости (трудоемкосчть,фондоемкость, капиталоемкость, расходоемкость).

Виды ресурсов и затрат Показатели отдачи (увеличение) Показатели емкости (уменьшение)
название показателей расчет название показателей расчет
Трудовые ресурсы (Ч) Производительность труда (ПТ) Трудоемкость (Те)
Основные средства (ОСС) Фондоотдача (ФО) Фондоемкость (Фе)
Оборотные средства (ОБС) Оборачиваемость средств (Ос) Капиталоемкость (Ке)
Расходы на реализацию (РР) Расходоотдача (РО) Расходоемкость (РЕ)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: