Этот загадочный тезаурус, или тайная тайных

Я чувствую твое внутреннее затаенное недовольство: дескать, любовь,страсть, неземной восторг и... над этим еще работать надо... Фу, какаяпроза! Нельзя ли без нее? Отчего же нельзя? Вполне можно. Вот, правда, статистика при этомчуть-чуть подводит. Утверждает всезнающая, что число разводов растет. Чтосуществуют города сейчас, где это число такое же, как число заключаемыхбраков. В чем самая общая причина подобной аварийной ситуации? А в том, чтоусложнилась жизнь, что возросли требования женщины к мужчине, мужчины кженщине. Так что, если угодно, действуй "без прозы", множь ряды неудачников,разбивай сердце свое и сердца женские, бросай обездоленных детей, порхайэтаким стрекозлом на ярких крыльях вечной - длиной не менее чем в месяц -страсти с одного цветка любви на другой. Нет, мой дорогой, не хочу я тебе такой жизни, да и сам ты, нормальныйчеловек, конечно же, мечтаешь совсем о другом. Так вот, в том-то и дело, чтовоплотить любую мечту в жизнь, хотя бы и о счастливой любви, можно, толькоприложив усилия, да и немалые. И, так же как знание общих фундаментальныхзаконов будет помогать тебе в труде, который составляет важную часть нашейжизни, так и в любви и браке знание некоторых опорных принципов будетслужить тебе верой и правдой, станет опорой большого личного счастья. Собственно говоря, когда я рассказывал тебе о том, что современныемолодые женщины из всех качеств мужчины отдают сейчас предпочтениеинтеллигентной силе, я был уже близок к тому, чтобы сказать тебе самоеглавное. Это самое главное заключается в том, чтобы определить, наскольковелик твой тезаурус, т.е., выражаясь языком теории информации, твойпредварительно накопленный багаж, и насколько способен он увеличиваться втечение жизни. Что в данном случае будем понимать под тезаурусом? Это -богатство твоих знаний, это - твоя духовная развитость, это - твое умениеэмоционально сопереживать, это - твоя готовность к саморазвитию. Отбогатства тезауруса зависит твое конкретное поведение в каждой неповторимойситуации. Вот пример: двое парней замечают, что женщина плачет, слушаясимфоническую музыку. Один реагирует так: ну, тронутая баба, реветь от такой-то белиберды...А другой потрясение подумает: вот это уровень духовной жизни! Вот этоженщина! Нельзя сказать, что первый - плохой человек. Нет, просто егособственный багаж - мизерный, он неразвит, его тезаурус находится взачаточном состоянии, и если он не поймет, что тезаурус должен бытьувеличен, то, во всяком случае, этой женщине с ним придется несладко. А ведьхороший, работящий, веселый парень... Богатый тезаурус, основанный на истинном знании, позволяет человеку вобщении с другим человеком, в том числе и в самом близком общении с самымблизким человеком, правильно реагировать на все, что ни случится. Брак и отношения в семье - это и наука, и искусство; любовь наряду сбольшим тезаурусом, способным предохранять от аварий, т.е. от глупых илигрубых поступков в неожиданных ситуациях, требует также и специальныхзнаний, и постоянного пополнения их. Существуют, по крайней мере, две области специального знания вотношениях между мужчиной и женщиной, и каждая из них - это целая наука, икаждая из них предполагает твое постоянное совершенствование в них в течениевсей жизни. Одна из них - это отношения в быту, другая - интимные отношения. Сначала о первой. Широко известны печальные слова поэта: "Любовная лодка разбилась обыт". Боже мой, сколько таких лодок Проносит мимо каждого из нас стремнинажизни, да ведь и то досадно, что на иных из этих осколков, бывает, сидим имы сами. Чего же мы не знали, чего не учли? Нужен горький урок, да иногда и не один, для того чтобы человек понял иосознал крепко-накрепко: любовь не проходит, любовная лодка не разлетаетсяна рифах испытаний, если мы всеми силами и средствами сумеем превратить ее влюбовь-дружбу....В любовь людей, которым интересно друг с другом, которым интересныдела друг друга. Любопытная цифра: социологи установили, что мужчины,которые довольны браком, в подавляющем большинстве случаев обсуждают сженами свои рабочие дела; наоборот, мужчины, считающие свой брак неудачным,как правило, отвечают в анкете, что производственные отношения в семье либововсе не обсуждаются, либо обсуждаются редко. По-моему, более чеместественно, когда муж и жена, возвратясь с учебы или с работы, делятся другс другом всем, что произошло за день....В любовь людей, которые ценят индивидуальность друг друга ипонимают, что, чем больше разных красок внесет каждый из них в общуюпалитру, тем богаче будет общая картина. Так, например, для женской частинашей семьи самое большое наслаждение в субботу и воскресенье покрутиться наслаломной горе в Токсове или в Кавголове, где вместе с ними другиеслаломисты в ярких нарядах, на роскошных лыжах, в экзотических ботинкахкрутят свои замысловатые зигзаги и одновременно обмениваются новостями обовсем на свете. А мужской части гораздо большее удовольствие доставляютбеговые, лыжи, возможность уйти подальше в глухой лес, где нет многолюдья,где лыжня пересекает свежие лосиные следы. Ну и что? Зачем принуждать другдруга делать то, что немило, зачем заставлять друг друга испытывать вместоотдыха утомление? Домой возвращаемся все одинаково уставшие и одинаковорадостные, от снега, от неба, от пронзительной чистоты воздуха.... В любовь детей, которые готовы помочь друг другу, прийти на помощьи в большом и в малом. Я не буду говорить сейчас о вещах очевидных, о том,что если человек, например, заболеет, то все остальные члены семьи, бросаядругие, даже самые неотложные свои дела, идут ему на помощь. Нет, я хочу ещераз сказать о повседневной бытовой возне, потому что именно на ней оченьчасто линяет ореол влюбленности. Почему, собственно говоря, женщина, котораяработает не меньше тебя, должна еще и прислуживать тебе после своей, неменее напряженной, чем у тебя, работы? Почему бы, например, тебе, с твоим-тознанием техники, не взять на себя стирку белья в машине? Уборку пылесосом?Почему бы именно тебе, с твоими богатырскими мышцами, не приносить регулярнодомой картошку, хлеб и бутылки с молочными продуктами? И почему бы вообще наэту рутинную, но, к сожалению, неизбежную часть нашей повседневной жизни нераспространить своего отношения к труду вообще: да, подобная работа - несахар, но, поскольку она нужна, поскольку я доставляю радость своей жене,поскольку именно в моих силах всячески этот труд рационализировать,постольку я выполняю его и не вижу в этом ни трагедии, ни подвига....В любовь людей, которые стремятся познать и учесть психические ипсихологические особенности друг друга. И какого количества совершенноникчемушных семейных драм можно было бы избежать, если бы муж или женазнали, например, что от супруга, флегматика по темпераменту, практическибесполезно требовать немедленного решения? Что к вечернему походу в театрего надо начать готовить не в восемнадцать часов, когда он явится с работы,а хотя бы звонком по телефону в одиннадцать... Наука отношений - этодействительно наука, так почему же ее полезные данные не должны облегчатьнашу жизнь и почему мы должны быть элементарно невежественными людьми в этойважнейшей сфере?...В любовь людей, которые спорят уважительно (а без споров жизни небывает), стремясь не к унижению оппонента, не к обязательному утверждениюсвоей точки зрения во что бы то ни стало, но - к истине. Напомню: ведь речьидет о су-пругах, которые ищут наилучшее общее решение, необходимое обоим вравной степени, а не о соперниках. Надо помнить, что спор не должен бытьссорой, что лишь человек с элементарно бедным тезаурусом может во времяконфликтной стычки мнений извлекать из запасов памяти перечень всехпредыдущих обид и оскорблений. Я говорю сейчас о больших, капитальных, жизненно важных темах, каждаяиз них достойна особого разговора. Но все вместе они и ряд других - лишьчастица для понимания той удивительной человеческой ценности, о которой унас сейчас идет речь, для понимания, что такое любовь к женщине, если эталюбовь пронизана уважением к ней, неразрывно скреплена дружбой с нею,украшена самым большим богатством, какое только есть в мире, - богатствомвысокодуховного человеческого общения. И вот сейчас мы подходим с тобой к тайная тайных, к интимным отношенияммужчины и женщины, которые могут и должны стать венцом их подлинночеловеческих отношений в любви. Пусть с девочками на эту тему разговаривает мать, а я тебе как мужчинамужчине расскажу сейчас об одной из самых сложных загадок природы ипостараюсь дать тебе ее разгадку, такую, какой она видится мне единственновозможной. Я предвижу недоумение тех ханжей, которые предпочитают уровеньобъяснений "детей приносят аисты", хотя уже первоклашки втолковывают другдругу в подъездах то, что им "доподлинно известно" по этому поводу; хотямножество людей остается несчастными из-за своей безграмотности, потому чтов общем-то за всю жизнь практически не поднимаются выше уровня представленийэтих первоклашек... Но, в конце концов, хватит ханжества! Идет век НТР, так прислушаемся же к доводам статистики, котораясообщает, что значительное число супружеских пар элементарно неграмотны впроблемах половой жизни!.. Нет уж, хватит этой более чем вреднойлжестыдливости! Речь идет о таких важнейших категориях, как здоровьенравственное и здоровье физическое. Лучше расскажу тебе об этом я - во всей сложности и громадностипроблемы, - чем ты в извращенном виде "постигнешь" это от мудрецов изподворотни. Да, природа знала, как увлечь людей на продолжение рода:физическая близость мужчины и женщины способна привести их к необыкновенномуподъему чувств. А может и, напротив, привести к беде, особенно женщин,потому что здесь прячется одна поразительная загадка. Она заключается в том,что наивысший взлет чувств наступает не одновременно - у мужчин, какправило, раньше, чем у женщин. И если эту парадоксальную ситуацию изобразитьв виде графика, то получится нечто вроде контура двугорбого верблюда. Что же скрывается за этой загадкой? В чем смысл расстояния между этимидвумя несовпадающими точками взлета? Для чего оно нужно? Слушай менявнимательно! Я называю этот интервал между двумя, так сказать, горбами"интервалом человечности". И вот почему. Если мужчина думает лишь о себе итолько о своем удовольствии, если женщина для него - не более, чем предметсобственного наслаждения, он никогда, как это ни парадоксально, высшеговзлета чувств не получит, потому что у них не будет взаимной радости. Ноесли он действительно человек, если он понимает, что прежде всего он призваней служить, тогда дело обстоит иначе. Думая прежде всего о женщине, онсумеет вместе с нею сблизить и слить оба пика воедино. И тогда оба ониполучат наибольшую радость, действительно человеческую, действительнодоступную лишь тем, кто думает не только о себе. Вот почему я называю этот интервал "интервалом человечности". Егоспособен преодолеть лишь тот мужчина, который понимает истинное соотношениеценностей в мире, который знает, что золотой фонд человечества, которому онслужит, - это женщина. Подобное знание обязательно должно быть в тезаурусемужчины. И как приз за свою самоотверженность он обретает наивысшую радость. Позволю себе сказать, что мужчина с подобным взглядом на мир - этодействительно современный человек, ибо он видит жизнь по Копернику, а не поПтолемею. Он знает, что солнце, что центр коловращения - это женщина, а неон. И ты должен преодолеть старую эгоцентрическую систему представлений,согласно которой мужчина - центр, а вся Вселенная, в том числе и женщина,вращается вокруг него. Нет, все обстоит иначе, и если ты поймешь, чтоПтолемей со своими взглядами давно устарел, а Коперник был прав, то будетподлинно счастлива избранная тобой женщина и не в пример другимсамовлюбленным, а потому ограниченным мужчинам, счастлив будешь и ты.

ДО СВИДАНИЯ, НО НЕ ПРОЩАЙ!

Однажды мальчики и девочки 9 "Б" класса, о которых поведалаленинградская газета "Смена", решили узнать о себе все до конца: кто онитакие, чего хотят от жизни, к чему готовятся, что любят и что ненавидят,кого считают своими друзьями? Сказано-сделано: двадцать пять человек спредельной честностью ответили на тридцать вопросов анкеты, анкетыаномимной, чтобы опасение огласки не подействовало на откровенностьвысказываний. Учительница прочитала эти двадцать пять исповедей и пришла в ужас.Почему? Ведь ничего особенного, из ряда вон выходящего в этих ответах небыло. Напротив, она увидела живых, достаточно образованных юношей и девушек,грамотных, эрудированных, интересующихся проблемами литературы и искусства,науки и техники... Что же взволновало и удручило учительницу? Дух безмятежного покоя, полное отсутствие стремления превратить своижелания в реальность, отсутствие доминирующего любимого дела, инфантильноебезволие... Лишь трое из всего класса знали, кем они хотят стать и к чемустремятся. Лишь двое из всего класса уже начали исподволь готовить себя кбудущей взрослой, нелегкой жизни. Каждый из подростков хотел бы попасть на престижный спектакльзнаменитого театра, но никто из них не был готов ради этого постоять вочереди: он мог бы пойти лишь по "готовому" билету. Каждый из них готов былбы принять участие в веселом "капустнике", но организовать и поднять на"мероприятие" должен учитель... И так во всем, в большом и малом: готовностьпотреблять, готовность двигаться за кем-то, но полная неготовность ксамостоятельным волевым действиям. Короче говоря, стремление жить на всемготовом. И речь-то ведь идет о шестнадцатилетних! Можно сказать, что девизих: "главное - спокойствие". Это очень сложный, многоаспектный вопрос, каким образом дошли они дожизни такой. Но девиз их - самоубийственен. Следование ему неизбежно,автоматически ведет к пассивности души и вялости тела. Когда замечательногохирурга, изобретателя качественно новых аппаратов для излечиваниятравматизма доктора Г.А. Илизарова, о котором я уже говорил, спросили: "Вытак много работаете для других, а когда же вы живете для себя?", - онстрашно удивился. "А что же человеку делать? Спать? Пить? Стать лабораториейпо перевариванию пищи? Смысл жизни в том и состоит, чтобы трудиться нарадость людям. Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, чтохочу!" Но вернемся к нашим инфантам. Во многих семьях сейчас ребенка ограждаютот любой трудности сонмы бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, дядей итетей, не говоря уже о родителях. Все они как будто бы пекутся О нем. А насамом деле? Размагничивают все его душевные устремления. И не придем ли мы к той уродливой и парадоксальной ситуации, когда -спустя не столь уж длительное время появятся у нас не только инфантильныемолодые супруги, но и лишенные внутренней самостоятельности, всецелополагающиеся на опеку других, инфантильные... бабушки и дедушки?!.. Разумеется, не будем снимать вину с тех любвеобильных опекунов, которыес детства, с молоду калечат юные души своих отпрысков, лишая их возможностипостоянной тренировки характера и воли. Но все же, оправдывает ли это доконца нарождающихся то тут, то там юных барчуков, явившихся в сей мир лишьдля того, чтобы потреблять в нем бесчисленные блага? Замечательный русскийобщественный деятель, философ, автор бессмертного "Что делать?" Н. Г.Чернышевский в свое время, анализируя тип подобного безвольного молодогочеловека, высказался определенно. Он не сваливал все на обстановку. Онговорил и о слабостях самого "нашего Ромео", в которых повинны "дваобстоятельства, из которых, впрочем, одно проистекает из другого, так чтовсе сводится к одному. Он не привык понимать ничего великого и живого,потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны быливсе его отношения и дела, к которым он привык. Это первое. Второе: онробеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость иблагородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледноймелочности во всем...". И в те же примерно годы великий русский драматург А.Н. Островскийудивительно точными словами Жадова, одного из своих лучших персонажей (пьеса"Доходное место"), в его разговоре с перепуганной юной женой, котораятребует, чтобы пошел он поклониться дядюшке, вору и взяточнику, чтобыиспросил он доходного места, так сформулировал принципы выбора человекомсвоих нравственных ориентиров: "Всегда, Полина, во все времена были люди,они и теперь есть, которые идут наперекор устаревшим общественным привычками условиям... Борьба трудна и часто пагубна, но тем больше славы дляизбранных: на них благословение потомства, без них ложь, зло, насилиевыросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный..." Меняются исторические обстоятельства, меняются условия и цели борьбычеловека в обществе, но незыблемым остается принцип именно практическогопретворения человеком своих идеалов, который единственно и способен сделатьих реальностью. Эту мысль четко высказал на III Всероссийском съездеРоссийского Коммунистического Союза молодежи В. И. Ленин: "Без работы, безборьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведенийровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теориейи практикой, тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную чертустарого буржуазного общества". Слова эти молодые люди знают хорошо, но если они остаются для них лишьсловами, это уже вина их собственная, а не их дедушек и бабушек. Человек,который не сделает всего, зависящего от него, чтобы реализовать заложенные внем возможности, по-настоящему счастлив не будет. И причиной своейнесостоявшейся жизни, своего унылого поверхностного скольжения по ней будеттолько он сам! Я надеюсь, в твое сознание крепко-накрепко вошла главная мысль этойкниги: преодолеть себя и сопротивление обстоятельств, реализовать своиистинные возможности - это действительно великое счастье человеческой жизни.И мне хотелось бы еще раз подчеркнуть сейчас, на прощание, положение, чтодвижение к самосовершенствованию возможно лишь в том случае, когда человекпоставит перед собой такую цель, которая больше его самого, дальше техпределов, на которые он, как считают другие, может рассчитывать. Думают,например, что К.Э. Циолковский поставил себе целью создать необыкновенныйлетательный аппарат, и цели своей он добился - ракету изобрел. А как жесчитал сам Циолковский? "Многие думают, что я хлопочу о ракете и забочусь оее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы грубейшей ошибкой. Ракета для менятолько способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь несамоцель... Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное длялюдей, не прожить даром жизни, продвинуть человечество хоть немного вперед.Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но янадеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть, в отдаленномбудущем дадут обществу горы хлеба и бездну могущества". И еще одна существенная мысль, которую я подспудно здесь все времяразвивал, также, надеюсь, вошла в твою память: жить надо так, чтобы неослабевал твой азарт преодоления трудностей и сложностей, стремления решатьвсе новые и новые задачи. Да, трудности, посредством которых оттачивается и гранится наш характер- это средство для того, чтобы состояться в качестве человека разумного,человека действующего, человека благородного. А цель, далекий свет которой,как свет звезды, не меркнет от наших неудач в стремлении к ней, - это тоудивительное сочетание, когда воедино сливается благо человека с благом егостраны. Уже давно замечено, что постоянное напряжение во имя большой цели,необходимость рисковать, стремление действовать - все это как бы выжигает,вытравливает из души человека мелочность, суетность, трусость. Живязначительными чувствами и помыслами, человек становится значительнее,человечнее, и - счастливее. А вместе с ним становится более счастливым и егонарод. Жизненная задача заключается в том, чтобы прекрасными были не стольконаши слова, сколько мысли и поступки, сколько наши дела, которые и выражаютсамое существо нашей жизни....О многом важном мы с тобой поговорили, многого - лишь коснулись, а остольких предметах даже не упомянули! Что же, жизнь не кончается, некончаются и наши встречи и беседы, будут - и не раз - другие поводы длятого, чтобы встретиться и потолковать. Но вот о чем я думаю сейчас, напоследок: беседы эти со временем получатдругой характер, я думаю, исподволь получится так, что новое, незнакомое всечаще будешь рассказывать ты мне. Ты уже подрос, стал совсем большой,поступаешь подчас так, что я вижу: голова у тебя на плечах есть. Ислучается, что мне уже бывает трудновато решить, правильно или неправильноты поступил. Вспоминаю эпизод, о котором ты мне рассказал, вернувшись изспортлагеря под Туапсе. Ночью, во время шторма, один пьяный, бахвалясь,свалился с пирса в волны. И услыхав его захлебывающийся крик, ты стремглавкинулся в грохочущий мрак вслед за ним, нашел его и помог продержаться наводе до тех пор, пока он окончательно не протрезвел. А далее в течение оченьтрудного часа вы не могли выйти на берег, и только чудом вас не переломало ине расплющило неистовыми многометровыми волнами о бетонные опоры пирса. Иникто не мог придти вам на помощь, потому что любого смельчака бросило бы сплощадки в те же волны. Ты рассказывал, что не знаешь, как же вас все-таки вконце концов вышвырнуло на каменистый берег. Ты вспоминал, что был такоймомент, когда ревущие волны снова едва не унесли тебя, почти бездыханного, скамней назад, в пенящуюся грохочущую тьму... И снова и снова мысленно обращаясь к этому эпизоду, который мог статьпричиной непоправимой трагедии для всей нашей семьи, я вспоминаю однуудивительную историю, облетевшую весь мир. Это история спасения десятковлюдей, упавших в троллейбусе с моста в Ереванское озеро, многократнымрекордсменом мира по подводному плаванию Шаваршем Карапетяном. Волей случаякак раз на месте происшествия оказался, может быть, единственный человек,который был готов помочь попавшим в беду людям. Он сбросил на ходутренировочный костюм, прыгнул в воду и рванулся к еще бурлящей воронке. Емупришлось нырнуть на десятиметровую глубину, выдавить стекло, проникнуть втроллейбус и вытащить первого из попавшихся людей через окно наверх. Одногоза другим передавал он спасенных людей в лодку наверху и вновь погружался вомрак на дно. Один раз он вынырнул с троллейбусным сидением - ведьдействовать в темноте приходилось на ощупь... Он возвращался и с двумяспасенными, он поднимал их поодиночке, на воде наверху расплывались пятнакрови - его крови, пробираясь сквозь разбитое стекло он порезал себе живот,ноги, плечи. Двадцать человек он спас! Силы его были уже на исходе, чтобынырнуть, приходилось теперь брать тяжелый камень в руки. В конце концов онеще раз нырнул, чтобы привязать к троллейбусу трос подъемного крана. Послеэтого Шаварш заболел надолго - воспалением легких и заражением крови. Кстати говоря, газетчики, широко оповестившие мир об этом увидительномподвиге, в качестве его оборотной стороны, также удивительной, рассказали ио том, что никто из тех людей, которых Карапетян вернул к жизни, не приложилникаких усилий к тому, чтобы хотя бы узнать имя своего спасителя... И этасторона жизни тоже входит в обобщенную модель: подлинная добротабескорыстна, на стоящие люди достигают пика своих возможностей не в расчетена какую-либо благодарность, но потому, что в шкале их ценностей на самомвысоком месте стоят такие, как честь, совесть, чувство долга... Жизнь Шаварша Карапетяна - легенда. Дело в том, что спустя совсемнемного времени после выздоровления он - столь же неожиданно - оказался вдругой аварийной ситуации и принялся стремительно и самоотверженно спасатьлюдей, погибавших от другой страшной стихии - от огня, охватившего пожароммногоэтажный дом. И снова - множество спасенных людей и снова травмы, ожогиШаварша. Фантастика? Нет, реальность, быль, сотворенная действительностью ичеловеком. Ты в свои юношеские годы спас всего одного человека. И вот я спрашиваюсебя: правильно ли ты поступил? Ведь шансов на его и на твое спасениепрактически не было никаких, была полная вероятность того, что вас размозжито прямоугольники бетонных опор или убьет о прибрежные камни. Но ты рискнул ивыиграл! Значит, король на шахматной доске твоей жизни был выбран тобою со всейопределенностью. Значит, труды мои не пропали даром. Значит, жизньпродолжается, и наши дети идут дальше нас

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: