Источники римского права 14 страница

С 1925 г. битва за рейхстаг начинается путем создания широкой социальной базы фашистской партии. Программа партии была рассчитана на привлечение недовольных — рабочим обещали ликвидацию безработицы, крестьянам — повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, мелким лавочникам — ликвидацию крупных магазинов и т. д. Уже в 1928 г. эта тактика дала свои плоды — фашисты получили 12 мест в рейхстаге, а в 1932 г. — имели еще больше мест, чем у любой другой партии, представленной в рейхстаге. По распоряжению Гинденбурга Гитлер занял пост рейхсканцлераГермании 30 января 1933 г.. С этого времени рейхстаг сохранялся лишь формально.

Тема 17.4 Изменения в структуре власти. Законодательство Третьего рейха

Государственный строй, политические режимы фашистской Италии и гитлеровской Германии обнаруживают больше сходства, чем различий. Недаром Муссолини признавал, что фашизм и национал-социализм есть два параллельных течения в истории. В Германии нацизм, как в Италии фашизм, начал свою деятельность с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Этим целям служила целая серия чрезвычайных декретов, приходящихся на первые месяцы 1933 г.

Декрет «В защиту народа и государства» отменял свободу личности, слова, печати, собраний. Февральский же «чрезвычайный» декрет «В защиту германского народа» наделял неограниченными полномочиями полицию и т. д.

Неслыханные репрессии обрушились на коммунистов. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы, сама компартия запрещена в марте 1933 г.

В ночь на 28 февраля 1933 г. гитлеровцы подожгли здание рейхстага. Сделали они это для того, чтобы получить предлог для гонений на компартию. Находившийся в Германии болгарский коммунист Г. Димитров и некоторые другие коммунисты были арестованы и преданы суду по обвинению в поджоге рейхстага. С необыкновенным достоинством и мужеством Г. Димитров разоблачил преступление фашистов. Знаменитый Лейпцигский процесс, которым хотели дискредитировать не только германских коммунистов, но и все международное коммунистическое движение, закончился оправданием Г. Димитрова и других обвиняемых.

Однако в стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Начиная с 1933 г., тысячи членов Коммунистической партии Германии (далее КПГ) были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Коммунисты погибали в застенках и при «попытках к бегству». Был арестован и Эрнст Тельман, выдающийся вождь немецкого пролетариата, руководитель компартии. Незадолго до конца войны гитлеровцы его убили.

Вскоре начались гонения и по отношению к другим партиям, включая буржуазные. Преследованию подвергли и Социал-демократическую партию: нацисты преподали ей практический урок легальности и конституционности. Право на существование получила одна только нацистская партия. Воцарилась однопартийная система.

Нацистская партия стала частью правительственной машины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции и решали практически все существенные вопросы правления. Решения съездов партии получали силу закона.

Партия имела военизированную структуру. Ее члены должны были беспрекословно подчиняться приказам местных фюреров, которых (как и в Италии) назначали сверху. В непосредственном подчинении партийному центру находились штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера. Особое место в системе репрессивного аппарата заняла тайная полиция — гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.

Местное самоуправление и традиционное деление государства на земли в интересах централизации управления были ликвидированы. Областями управляли чиновники, назначаемые из Берлина центральным правительством. Германия по существу превратилась в унитарное государство.

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть — в особе фюрера.

Закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству, не испрашивая санкций парламента, издавать акты, которые «уклоняются» от Конституции.

Августовский закон 1934 г. уничтожал должность президента, а его правомочия передавал фюреру, который одновременно оставался главой правительства и партии, пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Иногда в демагогических и внешнеполитических целях гитлеровцы проводили «народные опросы». При этом заранее объявлялось, что всякий, кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться «врагом народа».

В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли (земельные ландтаги) упразднялось «во имя единства нации». Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально не отмененная Веймарская конституция прекратила свое действие.

Процессы, свойственные империализму, нашли свое законченное выражение в гитлеровском рейхе. Тесная и непосредственная связь существовала здесь между партией, государством и монополиями — экономическими гигантами типа «Фарбениндустри», автогигантами, например, «Крупп» и др.

Законом 27 февраля 1934 г. в Германии учреждались хозяйственные палаты — общеимперская и провинциальные. Их возглавляли представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни.

Результаты сказались быстро: средняя продолжительность рабочего дня выросла с 8 до 10—12 часов, тогда как реальная заработная плата составляла в 1935 г. всего только 70% от зарплаты 1933 г. В соответствии с этим происходил рост прибылей монополий: доходы Стального треста, например, составляли 8,6 млн марок в 1933 г. и 27 млн марок в 1940 г.

Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. Крестьяне и торговцы, ремесленники и кустари, ожидавшие от фашизма экономических благ, были обмануты: ни земли, ни кредита, ни отсрочки долгов они не получили.

Придя к власти, германские фашисты выдвинули расовую теорию, которая провозглашала немцев господствующей над миром нацией. Эта теория послужила идеологическим основанием «большой войны», в которой «великая» Германия завоюет себе «достойное жизненное пространство».

С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром. Односторонне, при благожелательном отношении США, Англии и Франции, Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В 1939 г. Гитлер отдал приказ о начале военных действий против Польши. Началась вторая мировая война.

Тема 17.5 Механизм японского фашизма

Япония вышла из первой мировой войны, увеличив свои колониальные владения за счет захвата германских колоний на Тихом океане. Рост промышленности, особенно военной, стимулировал усиление позиций крупных финансово-промышленных концернов «дзайбацу». Вместе с тем сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве, обрекавшее крестьян-арендаторов на крайне скудное существование, сдерживало развитие внутреннего рынка. Не менее тяжелым было положение и городских трудящихся. Социально-экономические и политические противоречия достигли особой остроты в период кризисов 20-х — начала 30-х гг. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в ужесточении военно-полицейского режима в стране и активизации колониальной экспансии. Подготовка к новой большой войне стала определяющим фактором государственной жизни.

В 1937—1939 и 1940—1941 гг. на посту министра-президента был принц Коноэ — сторонник тоталитарного строя, ставленник милитаристов и «дзайбацу». Его правительство, состоявшее из представителей армии и флота, а также крупнейших концернов «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», объявило о создании новой политической структуры. Всем легальным политическим партиям было предложено самораспуститься. Взамен создавалась полуобщественная, полугосударственная организация — Ассоциация помощи трону, низовые ячейки которой охватывали всю страну. Ее возглавлял министр-президент, а основные подразделения — представители военной и гражданской бюрократии, а также пользующиеся доверием руководители самораспустившихся партий. В состав Ассоциации вошли на правах коллективных членов бывшие партии, различные общества и союзы. Взамен распущенных профсоюзов были созданы общества служения отечеству, возглавляемые назначаемыми правительством должностными лицами. Формировались и другие подобные организации. Так, в деревне была введена по существу средневековая система «двенадцати дворов», когда одному из односельчан — самому благонадежному — поручался контроль за умонастроениями, выполнением налоговых обязательств остальных.

С помощью этих организаций в невиданных даже для Японии масштабах устанавливается режим всеобщей полицейской слежки, подавления инакомыслия, усиления культа императора, пропаганды шовинизма. В итоге фактически все взрослое население страны было включено в глобальную военно-бюрократическую структуру, призванную организационно и идеологически подготовить население к войне.

Новая экономическая структура. Новая политическая структура была дополнена новой экономической структурой, предусматривавшей принудительное объединение всех предприятий по территориально-отраслевому принципу. Каждое территориально-отраслевое подразделение возглавлялось лицом, назначаемым правительством, как правило, из представителей крупных предпринимателей. В их ведение передавалось решение следующих важнейших вопросов производства и сбыта: а) распределение сырья, энергоносителей, рабочей силы; б) определение цен, основных условий труда, зарплаты и др. Забастовки объявлялись государственным преступлением. Общества служения отечеству включались в новую экономическую структуру. Продолжительность и интенсивность труда рабочих резко возросли. Таким путем и экономика страны была милитаризована.

В декабре 1941 г. Япония, которая уже вела агрессивную войну с Китаем, внезапно напала на американскую военно-морскую базу Пирл-Харбор и начала войну с США, а вскоре и с другими государствами — членами антигитлеровской коалиции.

Тема 18.1 Эволюция партийной системы. Демократизация избирательного права в Великобритании новейшего времени

В XXв. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий, но ее структура претерпевает серьезные изменения.

Если с конца XVIIв. в Англии проявлялось противоборство двух основных партий — ториев и вигов (будущие консерваторы и либералы), то в начале XXв. у власти в Великобритании уже находилось коалиционное правительство либералов, консерваторов и лейбористов. Очередные выборы в декабре 1918 г. с подавляющим перевесом выиграла консервативно-либеральная коалиция. Либеральная партия ториев, находившаяся у власти почти сто лет, потерпела поражение, уступив место новым конкурентам — лейбористам.

После досрочных парламентских выборов 1923 г. вместо Либеральной партии образовалась Партия лейбористов, которая заняла место официальной оппозиции. Но окончательно закрепиться в двухпартийном тандеме с Консервативной партией она смогла лишь после второй мировой войны.

Значительные изменения в период после первой мировой войны произошли в государственном строе. Они были связаны с определенными реформами конституционного характера и модификацией прежних конвенций неписаной конституции.

Изменения прежде всего затронули избирательное право, которое в 1918 г. было предоставлено всем мужчинам старше 21 года и женщинам, достигшим 30-летнего возраста. Их доход был должен составлять не ниже 5 фунтов стерлингов. Женщина могла состоять в супружестве с человеком, имевшим именно такой доход.

В 1929 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами.

В 1948 г. был отменен двойной вотум (право англичанина голосовать дважды, как по месту жительства и по месту нахождения недвижимости). С 1969 г. избирательный возрастной ценз был снижен до 18 лет.

Тема 18.2 Основные изменения в государственном строе современной Великобритании: роль парламента, короля, кабинета министров. Делегированное законодательство

Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической системе нашли отражение во взаимодействии высших исполнительных и законодательных органов.

По Закону о чрезвычайных полномочиях, опубликованному в Англии в 1920 г., предписывалось право королю издать Указ о введении чрезвычайного положения и в пределах действия данной нормы предоставить право министру или иному ведомству исполнительной власти издавать распоряжения, обладающие силой закона. Закон о чрезвычайных полномочиях 1939 г. в разделе «Оборонные предписания» содержал право издания исполнительной властью в лице премьер-министра актов делегированного законодательства в целях «поддержания общественного порядка».

Таким образом, произошло значительное усиление роли исполнительной власти, кабинета министров. В руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. Делегированное законодательство — акты, издаваемые правительством формально, по поручению парламента. В настоящее время количество данных актов многократно превосходит количество законов, принятых парламентом. Делегированное законодательство, по существу, стало инструментом установления господства исполнительной власти в политической системе Великобритании.

Верховенство кабинета министров в британской государственной машине еще более усилилось в период второй мировой войны, причем произошло максимальное усиление роли премьер-министра. Он получил право без консультаций с кабинетом министров осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства, определять порядок работы кабинета и повестку дня, решать вопрос о созыве или роспуске палаты общин. Премьер-министр мог принимать единоличные решения по основным вопросам текущей политики. В результате система «правления кабинета» трансформировалась всистему «правления премьер-министра».

Парламент, несмотря на некоторое ослабление своих позиций, продолжал осуществлять общий контроль за исполнительной властью через депутатские запросы министрам и контроль за государственными расходами. Любой правительственный законопроект проходил не менее трех чтений в палате общин.

Особенностью Великобритании является сохранение в политической системе таких институтов, как палата лордов и королевская власть.

В течение XXв. роль и значение палаты лордов претерпели существенные изменения в силу перераспределения полномочий в пользу палаты общин. Так, в 1949 г. был принят закон, сокративший до 1 года вето палаты лордов для нефинансовых биллей. Но палата лордов, оставаясь высшей судебной инстанцией, сохраняла значительное политическое влияние.

Своеобразное место в политической системе Великобритания занимала « корона»,котораяпродолжает оставаться символом ее стабильности и в настоящее время. Формально сохраняются многие прежние прерогативы и полномочия королевской власти — право назначения премьер-министра, ни один законопроект не мог стать законом без подписи монарха, который имел право созвать или распустить парламент, пожаловать титул пэра. Согласно английской неписаной Конституции монарх должен действовать по совету министров, но в случае, если проводимая ими политика, по его мнению, «разрушает базис английской конституции», он может отказать в своем согласии на такую политику, т. е. отправить в отставку Кабинет министров, распустить парламент, не утвердить законопроект и т. д. Но поскольку многие свои полномочия английские монархи не использовали уже десятки лет, а другие применяются чрезвычайно редко, можно говорить о скрытом характере королевской власти.

Тема 18.3 Полиция и суд. Местное управление

Полиция Великобритании состояла из местных формирований. Специальный постоянный комитет, в который входили представители суда четвертных сессий и совета графства. Он назначал главного констебля графства, подбирающего полицейский персонал и управляющего им, находясь под контролем постоянного комитета. В городах имелась собственная полиция, начальника которой назначал городской совет. Самой многочисленной являлась полиция Лондона. Общее управление полицейскими силами страны осуществляло Министерство внутренних дел. Кроме регулярной полиции, существовали особые резервные подразделения, призываемые в случае чрезвычайных обстоятельств.

Высшая судебная инстанцияв Великобритании — палата лордов, которая являлась апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях. Верховный суд состоял из трех палат: Высокого суда (рассматривающего гражданские споры), Суда короны (специализирующегося по уголовным делам) и Апелляционного суда. На местах правосудие осуществляли мировые судьи.

Местное управление. В Великобритании длительное время сохранялась система местных органов управления, сложившаяся в конце XIXв. Закон 1972 г. внес изменения в эту систему, установив двухступенчатую систему органов в графствах и округах. В 1985 г. были упразднены муниципалитеты крупных промышленных городов. В целом основное направление развития местного управления выражается в усилении контроля со стороны центральных органов власти, в том, что ряд функций от местных органов перешел к центральным. Действующих источников дохода местных органов явно не хватает, и центральная власть, отказывая в установлении дополнительных источников финансирования, осуществляет дотацию, контролируя при этом расходование всех денежных средств на местах.

Тема 18.4 Эволюция государственного регулирования экономики

Великобритания в последней четверти XIXв. потеряла мировое первенство в промышленном производстве. В конце XIX — начале XXв. основой английского капитализма стала не промышленная и торговая, а колониальная монополия.

Трудности, связанные с утратой промышленной монополии и упадком традиционных отраслей промышленности обострились в результате мирового экономического кризиса 20-х — начала 30-х гг., тяжелые последствия которого заставили правящие круги расширить государственное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях ее стабилизации.

Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после второй мировой войны, когда правительство лейбористов осуществило национализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энергетической, а также транспорта, связи, гражданской авиации. Значительную долю государственной собственности составили жилой фонд и объекты здравоохранения.

Государственный сектор охватил 20% хозяйства страны, в результате чего в британском государственном аппарате была создана разветвленная система специальных подразделений, связанных с регулированием экономики. Среди них особое место заняли публичные корпорации, которые создавались главным образом в национализированных отраслях. Эти учреждения подчинялись общему руководству со стороны соответствующих министерств, но управлялись особым правлением и отличались административной и финансовой самостоятельностью в оперативной деятельности (Британское железнодорожное управление, Лондонское транспортное управление, Почтовое ведомство и др.). Значительное распространение получили и смешанные органы, в руководство которых входили как должностные лица государственного аппарата, так и представители крупнейших компаний, а иногда и представители руководства тред-юнионов (Национального совета экономического развития, Финансовой корпорации по делам промышленности и др.).

Расширение социальной функции британского государства сопровождалось созданием специальных органов: Комиссии по отношениям в промышленности, промышленных трибуналов, выступающих в роли «третьей стороны» в регулировании отношений в промышленности между рабочими и предпринимателями.

Вместе с тем на рубеже 80-х гг. правительство консерваторов одним из первых в мире осуществило радикальную переориентацию экономической политики, направленную на сокращение вмешательства государства в экономику в пользу «свободного рыночного хозяйства» и «личной инициативы», максимально возможную приватизацию экономики и ослабление влияния профсоюзов. Основной формой денационализации или приватизации в Великобритании стала открытая продажа акций инвесторам, в том числе продажа или безвозмездная раздача акций рабочим и служащим государственных предприятий, распродажа со скидкой государственного жилого фонда и т. п. Такая политика получила название «народного» или «рабочего» капитализма. Уже к началу 90-х гг. доля госсектора в английской промышленности сократилась по сравнению с 1979 г. практически наполовину, а число мелких акционеров утроилось.

Тема 18.5 Источники гражданского права Великобритании, США в новейшее время

Великобритания — ведущая страна в семье общего права. Ее общее право берет свое начало в XIв., и римское право почти не отразилось на нем. Из-за географической обособленности, раннего развития промышленности и торговли, особенностей истории страны в течение длительного времени английские юристы самостоятельно создавали право своей страны.

В Великобритании нет деления права на частное и публичное и строгого разграничения материального и процессуального права. Отрасли права не подразделяются структурно. Судебный прецедентпо-прежнему является основным источником права. Для стран, входящих в эту систему права, характерна своеобразная терминология и наличие ряда правовых институтов, которых нет в других странах.

Характерной особенностью английского права является его архаизм, унаследованный от феодального строя. Но с развитием буржуазных отношений осталась архаичной лишь форма права, а содержание обновилось. Поскольку, как уже отмечалось, Великобритания относится к странам общего права, причем кодифицированные нормативно-правовые акты там не приняты до настоящего времени, то иерархию нормативных актов в сфере гражданского права возглавляет статут. Статуты имеют преимущественно консолидированныйхарактер. Такими являются: консолидированный Закон о собственности (1925); Закон о продаже товаров (1980); Закон о компаниях (1985) и т. д.

К основным направлениям развития этой отрасли права можно отнести, например, тенденцию ограничения прав отдельного собственника в пользу государства и крупных компаний. Так, если прецедент 1843 г. установил, что собственник владеет своим земельным участком, то Закон о гражданской авиации (1949) установил, что воздушное пространство используется в публичных целях. А консолидированные законы о принудительном выкупе и приобретении земли (1981) признали реальную возможность принудительного выкупа земли у частных лиц, корпораций, муниципалитетов, если она производится в общенациональном масштабе.

Прецеденты (судебная практика) — ведущий источник права в современном гражданском праве Великобритании. Однако во второй половине XXв. статуты потеснили прецеденты, которые в настоящее время регулируют преимущественно сферу договорных и деликтныхобязательств.

Обычайв гражданском праве Великобритании применяется в современной форме торгового обыкновения. Им регулируются, например, реквизиты письменных сделок, поскольку ни статуты, ни прецеденты подобные вопросы не затрагивают.

Делегированное законодательство (указы короля в совете, приказы и постановления министров, распоряжения местных органов исполнительной власти) — также полноправный и очень распространенный источник гражданского права Великобритании. Имущественные правоотношения, урегулированные актами делегированного законодательства, становятся распространенными и общеприменительными. Таковы, например, правоотношения договорного и обязательственного характера, возникающие в конкретных сферах хозяйственной жизни графств страны.

Источники гражданского права в США отличаются правовым дуализмом, т. е. эта отрасль развивается на федеральном и локальном уровнях. Гражданско-правовая отрасль США, в отличие от Великобритании, кодифицирована. На уровне федерации действует в настоящее время Единообразный торговый кодекс (ЕТК) 1952 г., который часто именуют «кодексом банкиров».Этот нормативный акт, не являющийся Гражданским кодексом в общепринятом смысле (в США отсутствует дуализм частного права, т. е. торговое и гражданское право развиваются нераздельно), все же способствует унификации отрасли торгового права в пределах страны, поскольку он был рекомендован к принятию отдельными штатами.

Во многих штатах приняты свои Гражданские кодексы. Например, штат Луизиана еще в 1825 г. принял свой ГК, взяв за образец ГК Наполеона; в 1872 г. издан ГК Калифорнии. В XXв. всем штатам федерации было рекомендовано принять за основу в гражданско-правовой сфере положения Единообразный торговый кодекс (ЕТК).

Прецедент в гражданском праве США, особенно в договорных обязательствах, играет роль одного из ведущих источников как на уровне федерации, так и на уровне штатов.

Как и в Великобритании, делегированное законодательствоСША является полноправным источником гражданского права, регулируя преимущественно локальные гражданско-правовые отношения.

Обычай в форме торгового обыкновения также признается одним из источников гражданского права США. Единообразный торговый кодекс (ЕТК) определяет обыкновение как любую практику или порядок деловых отношений, соблюдение которых носит настолько постоянный характер, что оправдывает ожидание их соблюдения также и в связи с данной сделкой.

Тема 18.6 Эволюция законодательства о компаниях в Англии. Антимонопольное законодательство

В XXв. в Англии резкое увеличение роли корпоративного капитала повлекло за собой принятие целого ряда новых актов о компаниях (1929, 1948, 1985). Последним значительным источником акционерного права в Англии стал Закон о компаниях (1985). Этот акт заменил собой Закон о компаниях (1948), учтя при этом многочисленные поправки и дополнения, которые были приняты в 60—80-е гг.

Закон о компаниях (1985) как консолидирующий акт ставил своей целью объединить действующее законодательство о компаниях, но не кодифицировать или преобразовать его радикальным образом. Он не изменил существенно само правовое регулирование организации и деятельности компаний в Англии, а лишь упорядочил соответствующее законодательство. Но даже в переработанном виде английское законодательство о компаниях остается достаточно сложным и запутанным. Сам Закон о компаниях (1985) состоит из 27 разделов, 747 статей и 25 приложений.

В нем регулируется широкий круг вопросов по организации и функционированию компаний, включены уставные документы, порядок выпуска ценных бумаг, раскрыты вопросы несостоятельности. Большое внимание уделяется процедуре ведения и форме торговых книг компаний, предъявлению ежегодных отчетов о состоянии дел компании и т. д. Введены специализированные правила, касающиеся банковских, страховых и тому подобных компаний. Закон о компаниях (1985) был дополнен и рядом актов, которые регулируют отдельные виды деятельности компаний, в частности, Закон о сделках с ценными бумагами, Закон о слиянии компаний.

Законодательство о компаниях, заложившее в Англии основы корпоративного капитализма, создало одновременно благоприятный климат для вовлечения в деятельность миллионов англичан, держателей ценных бумаг. Но оно породило и условия, при которых стало неизбежным появление различных видов монополистической практики.

Антимонопольное законодательство. До окончания второй мировой войны (1945) английский парламент не придавал большого значения проблемам монополизма и ограничительной рыночной практики. В послевоенный период лейбористское правительство пришло к выводу, что быстрый рост монополистических объединений (различных видов картелей) препятствует восстановлению и обновлению английской промышленности, создавая потенциальную угрозу для экономики в целом.

В 1948 г. Закон о монополиях предусмотрел образование в Англии государственной комиссии по монополиям и ограничительной рыночной практике, которая должна была проводить расследования в тех случаях, когда при поставке товаров на рынок возникали монополистические условия. Это означало, что, по крайней мере, одна треть всех товаров определенного вида, которые продавались в Соединенном королевстве, поставлялись одним лицом или одному лицу. По результатам расследования составлялся доклад, представляемый в правительство с соответствующими рекомендациями — вплоть до ликвидации юридического лица.

В 1953 г. консерваторы в целях поддержания свободной рыночной системы провели через парламент Закон о комиссии по монополиям и ограничительной практике, который предусматривал более широкое обследование рыночных отношений для установления возможного вреда от монополистических условий и ограничительной торговой практики.

В 1956 г. при правительстве консерваторов был принят Закон об ограничительной торговой практике, основным нововведением которого было создание нескольких государственных органов, специально предназначенных для контроля за «монополистическими ситуациями».

В 60—70-х гг., когда выяснились недостаточная эффективность и неполнота предусмотренной Законом 1956 г. системы контроля над торговыми ограничениями, парламент принял следующую серию новых антимонопольных актов: Закон о ценах на перепродажу товаров (1964); Закон о монополиях и слияниях (1965), предусмотревший создание специальной комиссии по монополиям; Закон об ограничительной торговой практике (1968), позволивший осуществлять регистрацию не только торговых, но и информационных соглашений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: