Таким образом, положение V и XIV поправок к Конституции, имевших первоначально чисто процессуальный смысл, приобрело в конституционном и в гражданском праве материально-правовой характер. Оно превратилось в важное средство защиты права собственности (доктрина «материальной должной процедуры»), суть которого состояло в том, чтобы защитить права частных собственников от чрезмерных обременений со стороны государственных властей (федерации и штатов).
В последней четверти XIXв. в условиях бурного промышленного роста с установлением сложных отношений в предпринимательском мире новую жизнь получил институт треста (доверительной собственности). Однако запретительное антитрестовское законодательство не позволило развиться этой форме капиталистического предприятия.
Наибольшее развитие среди других гражданско-правовых институтов США в XIX—XXвв. имело договорное право. Именно этот институт, а не право собственности, стал стержнем всей правовой системы американского общества, основанного на свободе рыночных отношений и конкуренции.
|
|
Возросшая роль договора стала особенно очевидной после гражданской войны в период стремительного промышленного развития США и формирования динамичной рыночной системы. Совершенствованию договорного права способствовала политика экономического либерализма, при которой сложилась почти неограниченная свобода заключения самых различных соглашений, имеющих юридическую силу. В свою очередь свобода договора не связывалась собственническими интересами и открывала путь для индивидуальной и корпоративной предпринимательской деятельности.
К концу XIXв. в полной мере сформировалась характерная для договорного права США конструкция встречного удовлетворения, основанная на обещании совершить ожидаемые действия. При таком широком понимании договора рыночные отношения получили свое юридическое выражение именно в договорном праве и в основанном на нем правопорядке.
Значительную роль в становлении и развитии договорного права сыграли суды, доктрины Верховного Суда США. Во второй половине XIX в., когда договорные отношения получили широкое распространение, свобода договора в доктрине Верховного Суда была поднята до конституционного уровня. Так, в одном из своих дел суд прямо указал, что XIV поправка к Конституции включает право граждан заключать договоры.
До конца XIXв. договорные отношения закреплялись в прецедентном праве. В XXв. на первый план выступает законодательство штатов. В целом, в XIXв. договорное право было переработано в следующих направлениях: а) введение письменной формы для некоторых наиболее важных видов договоров; б) необходимость передачи договорных прав в качестве разновидности прав собственности.
|
|
В использовании письменного документа, придающего соглашению юридическую силу, стороны и суды во многом опирались на статуты об обманных действиях, которые восходили к английскому средневековому законодательству.
Разработка общего иска «о принятом на себя» с начала XVIIв. имела своим результатом то, что неформальные договоры стали в основном обеспечиваться исковой защитой. Неформальные договоры в отличие от формальных договоров нередко заключались устно.
Поскольку в таких делах американские суды сталкивались с некоторыми сложными проблемами, развитие договорного права шло в направлении признания обязательности письменной формы договора. Практически все штаты приняли по подобию Статута об обманных действиях Англии свои собственные законы. Большая часть этих законов содержала требование использования письменной формы (особенно при заключении договора на сумму более 500 дол.).
Эти положения о недопущении обманных действий при заключении договоров купли-продажи позднее получили свое выражение и в Единообразном торговом кодексе США.
Особое место среди гражданско-правовых институтов занимает брачно-семейное право. Исторически данное право относится к компетенции штатов. Федеральное право в вопросы семейно-брачных отношений практически не вмешивается.
Таким образом, источником семейного права является законодательство штатов, которое отличается большим разнообразием подходов к различным сторонам семейных и наследственных отношений.
В некоторых штатах в сфере семейного права сохранили свое значение прецеденты общего права.
Тема 14.8 Трудовое и социальное законодательство в Англии в новое время
Принудительное государственное регулирование условий труда было характерным для Англии в течение всего XVIIIв.: законы парламента о бродяжничестве, акты об установлении максимальной заработной платы и т. п.
В результате промышленной революции и укрепления экономических позиций предпринимателей государственная регламентация трудовых отношений стала обременительной для промышленников, поэтому в Англии в начале XIXв. были отменены старые законы о регулировании заработной платы. Используя «свободу договора», хозяева диктовали рабочим свои условия труда, которые часто были невыносимыми.
В 1834 г. английский парламент отменил старые законы о бедности (восходящие еще к Статуту времен Елизаветы I), что означало отказ от выдачи беднякам пособий деньгами и продуктами, осуществлявшейся ранее приходами. Закон 1834 г. предусмотрел лишь одну форму «помощи» безработным и бедным — помещение в работные дома, условия работы и жизни в которых приближались, по сути дела, к каторжным.
Официальное провозглашение экономического либерализма (государственного невмешательства в хозяйственную жизнь) отнюдь не означало того, что рабочий и предприниматель юридически находились в Англии в равном положении. Даже во второй половине XIXв. продолжали действовать нормы общего права, согласно которым предприниматель, нарушивший контракт с рабочим, мог преследоваться только путем гражданского иска. Если же трудовой контракт нарушал рабочий, то он мог быть привлечен к уголовной ответственности. В области трудовых отношений непоследовательность политики экономического либерализма проявилась также в многочисленных запретах и ограничениях, которые устанавливались в связи с появлением и ростом рабочих объединений.
Еще в 1799 г. английский парламент принял закон, согласно которому запрещались соглашения рабочих, а также любая деятельность, направленная на создание объединений с целью повышения заработной платы или сокращения рабочего дня. Нарушение закона влекло за собой применение уголовных наказаний, которые налагались судьей единолично, без участия присяжных. Правящим кругам Англии не удалось добиться эффективного применения этого закона.
|
|
Уже в начале XIXв. растущее рабочее движение, по существу, опрокинуло запрет на профессиональные союзы. В 1824 г. парламенту пришлось пойти на уступки и легализовать соглашения рабочих, которые ставили своей целью повышение заработной платы, сокращение рабочего дня или организацию бойкотов. Правда, уже в следующем году парламент объявил уголовно наказуемыми действия рабочих, которые сопровождались насилием над личностью или собственностью, угрозами, запугиваниями. Закон 1824 г., несмотря на последовавшие оговорки, сделал возможным образование в Англии профессиональных рабочих союзов и послужил толчком к развитию тред-юнионистского движения.
Организованное рабочее движение в Англии по мере своего роста все более и более выходило за рамки, отведенные ему либеральным государством, которое постепенно начинает в своей политике добиваться примирения интересов труда и капитала.
В последней трети XIXв. вопрос о легализации профсоюзов и различных средств профсоюзной борьбы встал с новой остротой. В 1871 г. был принят Закон о рабочих союзах, где цели тред-юнионов в принципе признавались правомерными и запрещались судебные преследования рабочих за участие в профсоюзной деятельности. Но одновременно в виде поправки к уголовному законодательству был принят другой акт, согласно которому ряд эффективных приемов профсоюзной борьбы (пикетирование и др.) рассматривались как наказуемые.
В 1875 г. парламент пошел на дальнейшие уступки рабочим и легализацию профсоюзного движения. Акт о предпринимателях и рабочих отменил уголовные наказания за одностороннее прекращение рабочими трудового договора. Другим законом было установлено, что доктрина общего права о преступном сговоре не может применяться к соглашениям рабочих, заключенным в связи с предстоящим конфликтом с хозяевами.
|
|
Но и в конце XIXв. английские суды неоднократно преследовали активных участников стачечного движения за угрозы штрейкбрехерам, бойкоты и другие действия, которые, согласно Закону 1871 г., по-прежнему считались преступными. При этом суды толковали эти понятия чрезвычайно широко. В 1899 г. в связи со стачкой железнодорожников в Таффской долине суд вынес решение о взыскании с профсоюза огромной суммы убытков, которые понесли компании.
Это откровенно антипрофсоюзное решение вызвало бурный протест в стране. В результате в 1906 г. был принят новый закон, согласно которому предпринимателям запрещалось предъявлять судебные иски о возмещении ущерба, если таковой был причинен в результате организованных действий членов профсоюза.
В XIXв. постепенный рост организованности и активности рабочего класса оказывал постоянное воздействие на позицию английского государства по вопросам регулирования труда. Хотя в Англии декларировалось государственное невмешательство в трудовые отношения, парламент был вынужден время от времени идти на уступки, вводить законодательные ограничения для некоторых наиболее грубых и заведомо антигуманных форм эксплуатации труда.
В первую очередь фабричное законодательство коснулось женского и детского труда. Попытки регламентировать само применение детского труда сделаны еще в 1802 г. В 1803 г. был принят закон, согласно которому в текстильной промышленности ночной труд детей запрещался, рабочий день для подростка от 9 до 13 лет не мог превышать 8 часов, а для подростков до 18 лет — 12 часов. Закон предусмотрел создание системы контроля в виде фабричных инспекторов. Но и это не дало сразу значительного эффекта, так как предприниматели стали использовать систему «группового труда»: смена рабочих происходила в течение всего дня, и контролировать продолжительность труда у отдельных подростков было сложно.
В 1842 г. был запрещен подземный труд для женщин и детей в возрасте до 10 лет. В 1847 г. появился закон, по которому в текстильной промышленности для женщин и подростков с 14 лет рабочий день не должен был превышать 10 часов. Это же правило распространялось на мужчин, работающих вместе с детьми и женщинами в одну смену. Только во второй половине XIXв. (законы 1867 и 1878 гг.) эти положения были распространены на все предприятия с числом рабочих свыше 50 чел.
Борьба за сокращение рабочего дня в Англии особенно усилилась после того, как в 1866 г. на Всеобщем рабочем конгрессе в Балтиморе было выдвинуто требование о 8-часовом рабочем дне, которое нашло свое отражение в законодательстве только в начале XXв., причем первоначально применительно к отдельным отраслям промышленности или к некоторым категориям рабочих и служащих (для железнодорожников, шахтеров, почтовых служащих).
Во второй половине XIXв. появляются первые законы (например, закон 1880 г.), предусматривающие возмещение вреда рабочим в случае производственных травм, а также материальную ответственность за производственный травматизм, которая возникала лишь в тех случаях, когда увечье было вызвано плохим качеством материала, небрежностью или неосторожностью лиц, осуществлявших контроль за производством.
Выплачиваемое вознаграждение составляло лишь незначительную часть заработной платы. В 1906 г. был принят закон, согласно которому предприниматель мог освободиться от ответственности, «доказав» вину самого потерпевшего. Важной вехой в развитии трудового законодательства стал закон 1911 г., который, наряду с социальным страхованием на случай болезни, инвалидности, родов, предусмотрел также страхование по безработице, хотя первоначальные размеры его были весьма скромными.
Развитие трудового законодательства в США в XIX — начале XXвв. В силу определенных исторических условий формирования рабочей силы в США в XIX в. организация профсоюзов и трудовое право прошли в своем становлении длительный и трудный путь.
Многие положения английского общего права были в условиях США использованы для создания преград организованному рабочему движению. Еще в 1806 г. в связи с забастовкой сапожников в Филадельфии суд использовал доктрину общего права о «преступном сговоре», которую применил к объединению рабочих, ставивших своей целью повышение зарплаты. По существу, в XIXв. на основе данной доктрины в судебной практике США выработалось представление о незаконности профессиональных союзов рабочих и организованных забастовок. Этому способствовала и доктрина экономического либерализма, согласно которой нормальным условием развития капитализма являлись индивидуальные трудовые соглашения рабочих и предпринимателей.
В США рабочим приходилось бороться за свои права на объединение. В 1842 г. суд в Массачусетсе был вынужден признать, что законность союза определяется средствами, которые он применяет. Это решение постепенно привело к отказу в судах США от презумпции виновности и незаконности профсоюза. Однако судебные преследования профсоюзов продолжались, но уже с упором на их «незаконные» методы борьбы с предпринимателями, а соглашения рабочих о стачке и других совместных действиях по-прежнему рассматривались как преступный «сговор».
После гражданской войны в США в некоторых штатах (Миннесота, Пенсильвания) появились специальные законы, устанавливающие тюремное заключение и штрафы за подстрекательство к забастовке, умышленные помехи в работе железных дорог, т. е. за организацию стачек железнодорожников и т.п.
Американские предприниматели широко использовали для борьбы с организованным рабочим движением свободу договора, т. е. договорные методы давления на рабочих. Так, в конце XIX — начале XXв. широкое распространение получили договоры «желтой собаки», согласно которым рабочий, поступая на работу, заранее отказывался от права присоединения к профсоюзу и от участия в забастовках.
В случае нарушения этих условий рабочего увольняли. Такая «договорная» практика была столь откровенно антирабочей, что Конгресс вынужден был запретить ее особым законом, но Верховный Суд США признал этот закон неконституционным, так как вмешательство в отношения собственности недопустимо.
Со вступлением Америки в эпоху индустриально развитого общества для нейтрализации организованного рабочего движения предприниматели стали использовать и такие специфические средства, как судебные приказы (injunctions) и антитрестовское законодательство.
В случае забастовки предприниматели обращались в суд с утверждением, что бастующие рабочие своими действиями могут принести собственности «непоправимый вред», и с просьбой выдать судебный приказ, запрещающий забастовку. Суды, как правило, выдавали такие приказы, и организаторы забастовки, если они не соблюдали запрет, привлекались к уголовной ответственности за «неуважение к суду». Так, в 1895 г. была подавлена одна из крупнейших в истории США забастовка железнодорожников, а ее руководитель — видный деятель рабочего движения США Е. Дебс был приговорен к тюремному заключению за отказ подчиниться судебному приказу.
Образец юридической казуистики представлял собой решения американских судов, усмотревших в забастовках и иных приемах согласованной профсоюзной борьбы нарушение антитрестовского закона Шермана. Суды произвольно приравнивали профсоюзы к «монополиям», а их деятельность — к «сговорам с целью ограничить торговлю». За первые 7 лет действия закона Шермана федеральные суды 12 раз признавали виновными рабочих организации, и только один раз нарушение закона было обнаружено в действиях предпринимателей. По антитрестовским процессам «виновные» профсоюзы присуждались к возмещению в тройном размере убытков, которые хозяева понесли в результате действий профсоюза.
В США во второй половине XIX — начале XXв. под давлением общественного мнения были приняты ограниченные, по сравнению с Западной Европой, законы о детском и женском труде, принятые легислатурами отдельных штатов, но попытки их осуществления натолкнулись на сопротивление федеральных судов. Верховный Суд США признал такие законы неконституционными и противоречащими XIV поправке Конституции.
Он заявил, что законодательное ограничение продолжительности рабочего дня лишает работника конституционного права на более продолжительный рабочий день. Так, с помощью юридической казуистики, пользуясь неоднородностью рабочего класса и расколом рабочего движения, Верховный суд США в течение длительного времени блокировал принятие законов о труде и иных социальных законов.
Договорные отношения рабочих и предпринимателей в Америке принимали искаженные формы благодаря законодательству, устанавливающему расовую сегрегацию и дискриминацию в области труда и условий жизни негритянского населения. Верховный Суд США своей печально знаменитой доктриной «раздельных, но равных прав», а также другими доктринами поддержал законодательство и фактическую практику в отдельных (особенно южных) штатах, направленные на установление более тяжелых условий труда и низкой заработной платы для темнокожих американцев по сравнению с белым населением.
Тема 14.9 Развитие уголовного права и процесса в Англии в XVIII—XIXв.
В уголовном праве Англии отчетливо проявляется консервативный характер английской буржуазной революции. В этой отрасли права феодальные институты очень медленно уступали место новым уголовно-правовым институтам. Только к середине XVIIIв. английское уголовное право было систематизировано Блэкстоном, крупнейшим юристом Англии.
Либерализация карательной политики в это время осуществлялась лишь в той мере, в какой это было необходимо для самих правящих кругов, стремившихся гарантировать себя от преследований со стороны короля и правительственной власти.
Характерно, что эти изменения коснулись прежде всего уголовного процесса. Об этом свидетельствует «Habeas corpus Act» 1679 г., а также отдельные уголовно-правовые и процессуальные нормы Билля о правах 1689 г. и Акта об устроении 1701 г.
Только в середине XIXв. были приняты акты парламента, которые существенным образом реформировали уголовное право, придав ему по существу (но не по форме, которая нередко оставалась старой) уже современный вид. С помощью консолидированных законов в Англии в XIXв. было отменено несколько сотен заведомо устаревших законов.
Особенно консервативным оказалось уголовное право Англии в вопросе о наказании. Еще в 1810 г. распространенными видами наказаний были колесование, четвертование, извлечение внутренностей из живого тела и т. д., а до 1873 г. смертной казни подвергался тот, кого в течение месяца видели в обществе цыган.
До конца XIXв. сохранялась сложившаяся еще в эпоху средневековья трехчленная структура преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление), мисдиминор (остальные, главным образом, мелкие преступления).
Тема 15.1 Особенности континентальной (романо-германской) правовой семьи
Континентальные правовые системы в XIXв. развивались под влиянием французского права, а в XXв. на их развитие повлияло германское. Для них характерно деление права на частное и публичное. Согласно господствующим в континентальной (романо-германской) правовой семье представлениям, частное право защищает интересы частных лиц от преступных посягательств со стороны как отдельных граждан, так и государства. К частному праву относятся гражданское, семейное, торговое право. Публичное право определяет порядок организации и деятельности органов власти и управления и защищает интересы всего общества и государства от любых посягательств. Понятие публичного права включает право конституционное, административное, международное, уголовное, процессуальное.
Континентальные правовые системы четко разграничивают право материальное и процессуальное. Основным источником права является закон, который устанавливает общие правила поведения и правовые принципы. В этих странах суд не занимается нормоустанавливающей деятельностью, а лишь применяет правовые нормы к конкретным случаям. Еще одна особенность континентальных правовых систем — широкое распространение кодификации как материального, так и процессуального права.
Тема 15.2 Французская революция XVIIIв. и право. Правовая система Франции в XIX — начале XXв.
Глубокое вторжение французской революции в сферу права объясняется конкретными историческими причинами, обусловившими эту революцию, острым противоречием между феодальным правом и насущными потребностями капиталистического развития. В отличие от Англии, во Франции правовая система мало соответствовала требованиям буржуазии, в стране отсутствовало единое национальное право.
Создание единой национальной правовой системы, которое французская буржуазия считала одной из важнейших задач революции, сопровождалось решительной ломкой феодальных отношений, реализацией новых правовых установок уже в ходе революции. С самого начала встал вопрос не только о новом законодательстве, но и о его систематизации. Об этом свидетельствуют попытки кодификации, предпринятые в ходе революции. В 1791 г. был написан проект Уголовного кодекса. В 1793, 1794, 1796 гг. предложены проекты Гражданского кодекса. Однако эти попытки не привели к положительным результатам. Причины вполне понятны: а) непрерывная смена стоявших у власти групп, имевших различия в идеологии и конкретных целях; б) временный характер ряда мероприятий; в) борьба крупной буржуазии против требований беднейших слоев населения. Все это препятствовало стабилизации новых общественных отношений и созданию единых кодексов. Наконец, не было еще той кристаллизации принципов права, которая является необходимой предпосылкой кодификации.
Лишь после упрочения власти крупной буржуазии правительство Наполеона окончательно отменило (путем закона) дореволюционное право, а также ряд законов, принятых во время революции и не соответствовавших интересам крупной буржуазии, и приступило к выработке кодексов.
Наполеоновская эпоха была ознаменована созданием Гражданского, Уголовного, Торгового, Гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального кодексов.
Тема 15.3 Гражданский кодекс Наполеона 1804 г.
Французский Гражданский кодекс (ФГК) был принят первым и вошел в историю под названием Кодекса Наполеона.
В состав комиссии по разработке проекта Кодекса, созданной 13 июля 1800 г., вошли такие видные юристы Франции, как Тронше, Порталис, Малльвиль, Биго-Преамке. Проект был составлен в сжатые сроки (4 месяца) и направлен на обсуждение высших судов. После того, как они представили свои замечания, проект должен был пройти обычный путь будущего закона — рассмотрение в Государственном совете, Трибунате, Законодательном корпусе и сенате. Однако в Трибунате и Законодательном корпусе проект Кодекса встретил серьезную оппозицию. Это объяснялось тем, что ряд его положений содержал значительные отступления от революционного законодательства. Первый титул «О праве и законах вообще» был отклонен. Опасаясь, что подобная судьба постигнет и другие титулы, правительство забрало проект на доработку. Наполеон, своей властью исключив из состава Трибуната и Законодательного корпуса основных критиков проекта и введя новых членов, создал послушное большинство. В результате рассмотрение проекта прошло быстро, и все титулы кодекса в виде отдельных законов были приняты и утверждены. Закон 21 марта 1804 г. объединил все 36 титулов в состав единого Гражданского кодекса французов. В 1807 г. он был назван Кодексом Наполеона, а в 1816 г. кодекс вновь получил название Гражданского. Однако в истории он справедливо остался как Кодекс Наполеона. Не принимая непосредственного участия в разработке, Наполеон четко понял необходимость кодекса для упрочения буржуазного режима, активно руководил работой по его созданию, благодаря чему документ был разработан и принят в кратчайшие сроки.
Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений во Франции, стал образцом для создания Гражданских кодексов в Италии, Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах.
Кодекс Наполеона воплощает и развивает гражданско-правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: юридическое равенство, законность, единство права и свободы.
Разработчики Кодекса опирались на юридическую доктрину, активно использовали революционное законодательство, сохранили некоторые положения французского обычного права и, конечно, не забыли римское право.
Влияние римского права отразилось на структуре Кодекса. Он построен по институционной системе и состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов, и трех книг. Первая книга посвящена лицам. Вторая — содержит правила об имуществах и различных видоизменениях собственности. В третьей — говорится о различных способах приобретения собственности.
Кодекс Наполеона невелик по объему, имеет четкое строение. Он устранил путаницу и противоречия, ранее существовавшие в несметном множестве законов.
Характерная особенность данного документа — непризнание юридических лиц в качестве субъектов права. Это объясняется отчасти неразвитостью капиталистических отношений. Кроме того, законодатель опасался, что под видом юридических лиц возродятся феодальные цехи и гильдии.
Таким образом, в качестве субъектов гражданского права Кодекс Наполеона признает только физических лиц. При определении объема их прав он исходит из принципа юридического равенства.
Характерно, что на содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали законодательство революционного периода и римское право. Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисляет основные правомочия собственника — пользование и распоряжение вещами. При этом провозглашается абсолютный характер собственности.
В соответствии с Кодексом Наполеона договор понимается как соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо. Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства. Принципы, на которых строятся договорные отношения, определены как:
1) принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;
2) принцип незыблемости договора: соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Эти соглашения должны быть выполнены добросовестно.
В Кодексе Наполеона рассматриваются различные виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон.
Помимо договора, к основаниям возникновения обязательств Кодекс относит причинение вреда — деликт.
Значительное место в данном законодательном акте было уделено брачно-семейным отношениям и их правовому регулированию. Так, брак рассматривается как договор,длязаключения которого необходимо было выполнить ряд следующих условий: взаимное согласие супругов; достижение брачного возраста (для мужчин — 18 лет, для женщин — 15 лет); отсутствие другого брака. Для детей, не достигших определенного возраста (сын — 25 лет, дочь — 21 год) требовалось согласие родителей.
Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства.
В некоторых случаях Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: а) прелюбодеяние; б) злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; в) присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; г) взаимное и упорное желание супругов развестись.
Характерно, что взаимоотношения между мужем и женойстроились на основе власти и подчинения. Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины, которая не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесудебные.
В области имущественных отношений супругов был предусмотрен брачный договор, заключенный до совершения брака. По общему правилу, если в брачном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа, и он распоряжался доходами с этого имущества. Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до достижения совершеннолетия или до эмансипации— освобождения из-под власти. Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узаконения, однако только на добровольных началах.
По ряду причин в конце XIX — начале XXвв. в Гражданский кодекс (ГК) Наполеона были внесены изменения, касающиеся порядка заключения брака. Так, например, отменены некоторые формальности, мешающие заключению брака. Кроме того, урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожденным ребенком, а также мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.