Источники римского права 15 страница

В 70—80-х гг. английское антимонопольное законодательство, как и многие другие институты гражданского права, подверглось широкомасштабной консолидации, а одновременно совершенствованию и упрощению. Были приняты: Закон о честной торговле (1973); Закон об ограничительной торговой практике (1976); Закон о перепродаже товаров (1976); Закон о конкуренции (1980).

Об усилении контроля над монополистической практикой и за антиконкурентной рыночной деятельностью свидетельствует тот факт, что новое законодательство установило более жесткие критерии «монополистических ситуаций». К таковым относилась поставка на рынок уже не одной трети, а лишь одной четверти какой-либо продукции или товаров.

К законодательству, направленному против установления ограничительных (монополистических) условий в торговле, сфере услуг примыкает принятое в последние десятилетия законодательство о защите потребителей, под которыми понимаются конечные получатели товаров и услуг.

В 1974 г. был принят Закон о потребительском кредите, регулировавший многие вопросы предоставления и использования кредитов, предусматривавший целую серию и других мер, направленных на защиту прав потребителя. Тем самым было положено начало обширному законодательству, которое привело к появлению в Англии специализированного «права потребителей».

Тема 18.7 Антитрестовское законодательство в США. Эволюция корпоративного права

В США с конца XIXв. особое значение приобрели нормы антитрестовского законодательства, содержащиеся в Законе Шермана (1890). В последующем были приняты Закон Клейтона и Закон о Федеральной торговой комиссии (1914).

Антитрестовское законодательство Соединенных Штатов Америки категорически запрещает некоторые виды договоров, если они приводят к уничтожению или существенному нарушению рыночной конкуренции. Такие договоры объявляются незаконными, а лица, их заключившие, наказываются штрафом до 5 тыс. дол. или тюремным заключением на срок до одного года, или обоими названными наказаниями по усмотрению суда.

Формулировка закона запретительная, что впоследствии позволило назвать американское законодательство «жестким» или прямо запрещающим любое монополистическое предприятие. По Закону Шермана любое лицо, понесшее ущерб в результате монопольных ограничений, было вправе претендовать на трехкратное возмещение убытков.

Однако американские суды использовали «туманную» формулировку данного закона для подавления забастовочного и профсоюзного движения, поскольку это могло «препятствовать торговле или коммерции».

Некоторое уточнение в антимонопольное регулирование внес Закон Клейтона 1914 г., в котором было дано четкое определение незаконных сделок, запрещалась ценовая дискриминация, вводилось понятие «нечестных методов конкуренции», запрещались «связывающие» и «исключительные» контракты, если в результате их исполнения происходило существенное ослабление конкуренции или обнаруживалась тенденция к созданию монополий, а также предусматривались меры, препятствующие влиянию советов директоров трестов.

Закон о Федеральной торговой комиссии (1914) предусмотрел, что на нее, наряду с ведением антитрестовских дел, возлагались меры по поддержанию определенного «качества» конкуренции и борьбе с «нечестными» методами. Так, комиссия проводила расследования по выявлению лживой рекламы, фальсификации товара, продажи товаров без должной маркировки, поскольку такая практика угрожала как принципам конкурентной борьбы, так и потребителям товара.

Антитрестовский Закон Робинсона — Патмена (1936) запрещал контракты, предусматривающие поддержание единой схемы цен, а также продажу товаров по демпинговым (неразумно низким) ценам с целью уничтожения не столько конкуренции, сколько самих конкурентов.

К антитрестовскому праву непосредственно примыкает и законодательство о защите прав потребителей. Собственно говоря, отдельные нормы, направленные на защиту прав потребителей, содержались еще и в Законе о Федеральной торговой комиссии (1914).

После того, как тресты по Закону Шермана фактически были запрещены, основной организационно-правовой формой капиталистического предприятия стала корпорация (акционерное общество). Ее положение регулировалось договором товарищества. Корпорация имела статус юридического лица, ее члены обладали правом на часть прибыли в соответствии с количеством акций. В случае краха фирмы акционер отвечал за долги только в пределах вложенного им капитала. Он не мог претендовать на право собственника имущества и заключать сделки от имени корпорации.

Уже с конца XIXв. (особенно в XXв.) корпоративное (акционерное) право США получило значительное развитие. Правовое положение предпринимательских корпораций устанавливалось и устанавливается главным образом законодательством отдельных штатов.

Федеральные власти воздействуют на предпринимательскую деятельность корпораций косвенно (через антитрестовское, налоговое законодательство, законы о выпуске и контроле за обращением ценных бумаг и т. д.). Решающую роль в развитии корпоративного права в XXв. сыграло законодательство отдельных штатов.

В настоящее время в каждом из штатов действуют свои собственные законы о корпорациях как общего характера, так и относящиеся непосредственно к предпринимательским корпорациям.

В XXв. Ассоциация американских адвокатов подготовила Примерный закон о предпринимательских корпорациях, который не являлся юридическим актом, но получил широкое признание в деловых кругах США. По его образцу были составлены законы о корпорациях в 35 штатах.

Среди законов отдельных штатов, принятых в последние десятилетия, по своему содержанию и юридической форме особо выделяются Общий закон о корпорациях штата Делавэр (1967), Закон о предпринимательских корпорациях штата Нью-Йорк (1963), Общий закон о корпорациях штата Калифорния (1977).

Во второй половине XXв. на первое место среди штатов, имеющих либеральное законодательство о корпорациях, выходит штат Делавэр. Из 500 корпораций-гигантов США 200 инкорпорированы в этом штате.

Удобным, а поэтому привлекательным для корпораций в законодательстве Делавэра является то, что оно предусматривает широкие возможности для распределения прибылей и выплаты дивидендов.

Большая свобода деятельности директоров, предоставленная законодательством Делавэра, сопровождается минимальным государственным контролем со стороны властей штата.

В XXв. законодательство штатов о предпринимательских корпорациях предусмотрело достаточно гибкие формы выпуска ценных бумаг, что позволяло руководителям компаний контролировать весь акционерный капитал при обладании сравнительно небольшой частью акций.

Именно к этому вела и демократизация акционерного капитала, при которой ценные бумаги корпораций распространялись среди относительно широкого круга лиц. Но множество мелких держателей таких бумаг реально не имели никакого отношения к контролю за финансами и деловыми операциями корпораций.

Регламентируя внутренние отношения, складывающиеся в предпринимательских корпорациях, законодательство штатов, как правило, расширяло полномочия правления (директоров), тем самым ограничивая права общего собрания акционеров. Практически правление во все большей степени стало подменять собой общее собрание.

Характерным для законодательства о корпорациях последних десятилетий является то, что, предоставляя директорам реальный контроль над деятельностью корпораций, оно предусматривает передачу повседневного управления их делами в руки наемных и профессионально подготовленных управляющих — менеджеров. Эти новые формы управления предпринимательскими корпорациями, рассматриваемые в США как «корпоративная революция», предполагают разделение между функциями собственника и оперативного руководства текущими делами.

Первая функция осуществляется акционерами — держателями контрольного пакета акций. Вторая функция связывается со специалистами в области управления и производства («технократами»). Они наделяются правом принятия самостоятельных решений, в основе которых лежат не только личные интересы в размерах непосредственных доходов акционерного общества. Менеджеры, будучи специалистами по маркетингу, осуществляют планирование дальнейшего развития хозяйственной деятельности корпораций с учетом рыночной конъюнктуры, производственных мощностей, требований законодательства и т. д.

Роль и значение менеджеров в управлении корпоративной деятельностью, повышении эффективности производства и его способности оперативно вбирать в себя достижения научно-технического прогресса, использовать передовые информационные и иные технологии в настоящее время быстро возрастают.

Само законодательство о корпорациях последних десятилетий, отражая реальные тенденции развития современного американского делового общества, существенно расширило права органов текущего или производственного управления.

Создание системы менеджеров не ущемляет интересов собственников, держателей ценных бумаг корпораций, которые осуществляют реальный контроль за управлением через правления и советы директоров.

В XXв. американское законодательство штатов и на федеральном уровне создало благоприятные условия для организации суперобъединений (холдинговых компаний и трестов), участниками которых являются не только отдельные предприниматели, но и целые предпринимательские корпорации.

Тема 18.8 Эволюция права собственности, обязательственного права в Англии в новейшее время

Важной вехой в освобождении права собственности от многих средневековых терминов и конструкций стал Закон о собственности (1925), дополненный четырьмя другими законами, связанными с распоряжением и управлением имуществом. Этим законом земельная собственность, утратившая свою архаическую специфику, была приближена к общему правовому режиму недвижимости.

Эволюционный путь развития английского права собственности позволил избежать в этой стране крайностей буржуазного индивидуализма и утвердить взгляд на право собственности как на социальный институт, корректирующий и сами правомочия собственника.

В XXв. в условиях далеко зашедшей урбанизации английское законодательство все чаще сталкивается с вопросом о соотношении прав собственника и арендатора на производственные помещения, дома и квартиры. Собственники домов (фригольдеры) выступают одновременно и как собственники земли, на которой расположены принадлежащие им строения. Однако фактически право распоряжения такими землями непосредственно связано с правовым режимом самого строения.

Особую значимость в последние десятилетия стали приобретать правовые отношения между фригольдерами и съемщиками домов или квартир (лизгольдерами). Последние не имеют права собственности на землю, хотя их права на снимаемую квартиру или дом приближаются к вещным правам. Это определяется тем, что арендные отношения часто становятся длительными и стабильными. Существенные права лизгольдеров были признаны Законом о реформе лизгольдов в 1967 г., который позволял жильцам домов, проживающих в них на основе длительных арендных отношений, выкупать фригольд на дом или в качестве альтернативы получать продление аренды на срок до 50 лет.

Еще более ярким примером социализации собственности было принятое сразу же после окончания второй мировой войны лейбористским правительством принципиально новое для английского права законодательство о национализации жизненно важных отраслей промышленности и инфраструктуры. Доля государственной собственности в совокупной промышленной продукции страны составила около 20%. Национализация, которая коснулась отсталых в техническом отношении и даже убыточных предприятий, содействовала реконструкции целых отраслей промышленности (угольной, сталелитейной, газовой и др.), перестройке их на основе достижений научно-технического прогресса. В соответствии с актами парламента национализированные отрасли инфраструктуры приобрели форму публичных корпораций. Национализация осуществлялась на основе социального компромисса. Бывшим собственникам предприятий была выплачена большая компенсация, они получили возможность сделать крупные капиталовложения в технически более оснащенные и прибыльные отрасли экономики.

В Англии юридические лица публичного права (государственные предприятия) не могут быть объявлены несостоятельными, но, исходя из принципа рыночных отношений, государство отказывается от помощи убыточным публичным корпорациям, которые вновь попадают в сферу влияния частного капитала.

В деликтном праве в большей степени, чем в других институтах гражданского права Англии, сохранило и продолжает сохранять до сих пор свое действие прецедентное право. Но архаизм деликтного права не мешает ему пополняться и новыми чисто современными правонарушениями, такими как разглашение или иное несанкционированное использование базы компьютерных данных и т. д.

Тема 18.9 Эволюция брачно-семейного права в Англии в новейшее время

В середине XXв. в Англии была принята целая серия консолидированных и отчасти кодифицированных законов, в результате которых произошли существенные изменения в сфере брачно-семейных отношений (например, Закон о жилище семьи (1967), Закон о реформе порядка расторжения брака (1969), консолидирующий Закон о брачно-семейных делах (1979), консолидирующий Закон о судопроизводстве по брачно-семейным делам (1984) и т. д.). Эти новые законы не исключали действия ряда предшествующих актов и прецедентов, которые сохраняли в сфере брачно-семейного права некоторые традиционные и своеобразные черты. Так, в Англии наряду с гражданским браком, совершаемым в государственных органах, сохраняется и церковный брак, который может быть избран в соответствии с Законом 1949 г. по желанию лиц, решивших соединиться брачными узами.

Браку может предшествовать помолвка, а отказ от последующего вступления в брак до 1970 г. рассматривался судами как нарушение договора. В настоящее время помолвка не имеет юридической силы и не принимается во внимание судами. По современному законодательству вступление в брак требует от сторон соблюдения пяти условий, отсутствие которых делает его недействительным: 1) добровольность; 2) отсутствие других брачных союзов; 3) достижение 16-летнего возраста; 4) лица, вступающие в брак, не должны принадлежать к одному полу; 5) отсутствие родственных связей. Возраст, необходимый для вступления в брак, повышен по сравнению с предшествующим законодательством (ранее 14 лет — для жениха и 12 лет — для невесты). Но в случае вступления в брак в возрасте от 16 до 18 лет, когда наступает совершеннолетие, для заключения брачного договора требуется согласие родителей или других лиц (опекуна и т. д.).

В Англии в законодательстве достаточно широко толкуется понятие «близкого родства», препятствующего заключению брака. В число близких родственников входят не только лица, связанные кровным родством, но и лица, брак с которыми невозможен в силу моральных устоев самой семьи. Так, например, вдовец не может жениться на теще, падчерице, невестке и т. д. Но традиционно разрешаются браки между кузенами и кузинами.

Вступление в брак означает возникновение новых прав и обязанностей для супружеской пары. Законодательство предусматривает их взаимную поддержку, совместное проживание и согласие на сексуальные отношения. В XXв. брачно-семейное законодательство Англии обращает особое внимание на выравнивание прав мужа и жены. Женщина, вступающая в брак, имеет право на новое имя, новое гражданство (если муж иностранец), самостоятельное место проживания (ранее местожительство жены определял муж), самостоятельный банковский счет и т. д. Брак, по английскому праву, представляет собой разновидность контракта, но суды не реализуют договорные отношения между мужем и женой. В суд можно обращаться только тогда, когда супруги предпринимают правовые действия, которые вытекают из использования или дележа имущества.

В английском праве по-прежнему сохраняются такие правовые институты, как фактическое разделение семьи и др. В случае, когда муж оставляет жену (при отсутствии развода) за ней признаются дополнительные жилищные и финансовые возможности. Но основной и единственной формой прекращения брака в настоящее время является развод.

Сами формальности и процедуры развода упростились. Так, например, был отменен существовавший ранее порядок, согласно которому церковный брак может быть расторгнут только специальным частным актом парламента. В 1937 г. был принят акт парламента, который практически уравнял права на развод жены и мужа, в частности, в случае супружеской измены. В 1969 г. был принят парламентом Акт о реформе разводов. В случае развода по причине супружеской неверности жены или мужа закон требует не только доказательств адюльтера, но и того, чтобы сторона, добивающаяся развода, показала, что жизнь с изменившим супругом является для нее непереносимой.

В законодательстве последнего времени более подробно рассматриваются имущественные взаимоотношения супругов с общей тенденцией к их выравниванию. Предусматривается не только взаимная материальная поддержка, но и право каждого из супругов претендовать на определенную долю доходов, которые дает общее имущество. Сохраняется и такое традиционное положение английского семейного права, как ответственность мужа по долгам жены. Но предусматривается также и режим раздельного семейного имущества. В этом случае не исключается возможность уплаты алиментов нуждающемуся супругу.

В лучшую сторону изменилось положение внебрачных детей, правовой статус которых в течение долгого времени являлся неблагоприятным. Была признана обязанность отцов внебрачных детей выплачивать алименты на их содержание. Если они не делали этого добровольно или платили неразумно низкие алименты, то против их мог быть возбужден формальный процесс о признании отцовства.

В семейном праве Англии сохранилась также правовая ответственность родителей за действия детей до достижения ими 18 лет. Акт об образовании (1944) обязал родителей нести ответственность за получение их детьми образования. Эта же обязанность была возложена на местные власти и на администрации школ. Данный закон установил обязательное школьное образование для детей в возрасте от 5 до 16 лет. Родителям была дана возможность выбора формы образования в зависимости от возраста и способностей детей. Закон о детях и подростках (1933) предусмотрел защиту детей в возрасте до 16 лет от грубого обращения с ними, от оставления их родителями или изгнания из дома. Сознательное проявление жестокости по отношению к детям (побои) могло рассматриваться и как уголовное преступление.

Тема 18.10 Развитие трудового и социального законодательства в Англии в новейшее время

В Англии, где профсоюзы и забастовки получили законодательное признание еще в XIXв., правительство консерваторов, напуганное всеобщей забастовкой 1926 г., провело через парламент в 1927 г. закон, запрещавший всеобщие и политические забастовки, а также стачки солидарности. Открыто поощрялось штрейкбрехерство и запрещал пикетирование предприятий бастующими. Этот откровенно антипрофсоюзный закон был в 1946 г. отменен лейбористами, стремившимися к более последовательному выравниванию интересов труда и капитала.

В 70—80-х гг. правительство консерваторов предприняло новую попытку ограничить права профсоюзов на забастовку. Так, в 1971 г. был принят закон о промышленных отношениях, предусматривавший отчетность профсоюзов в государственных учреждениях, их обязательную регистрацию, которая после победы лейбористов в 1974 г. была отменена, а право на забастовки было подтверждено, причем на такие, которые ранее признавались незаконными. В период правительства М. Тэтчер ряд профсоюзных прав (право на пикетирование, политические забастовки, стачки солидарности) был ограничен. Однако в целом профсоюзная демократия и завоеванные трудящимися социальные права характеризовались достаточно высоким уровнем.

Система социального страхования приобрела современный вид после второй мировой войны. Значительную роль в ее создании сыграли правительства лейбористов, придававшие большое значение сильной социальной политике.

В 70—80 гг. XXв. пенсионное законодательство подверглось консолидации. В настоящее время оно находит свое выражение в общем Законе о социальном обеспечении (1985) и в специальном законе, предусматривающем компенсацию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными болезнями (1975). Отдельных уступок от предпринимателей рабочие добивались и путем заключения коллективных договоров между тред-юнионами и хозяевами, в которых фиксировались конкретные условия труда и оплаты.

Длительное совершенствование законодательства о труде привело к тому, что после второй мировой войны в нем произошли существенные изменения, означавшие своего рода социальный прорыв, хотя в сфере трудовых отношений сохраняли свое действие некоторые нормы прецедентного права и законы XIXв. Основная масса законов по труду приходилась на 70—80-е гг. (Законы о занятости (1975, 1978, 1980), Закон о равной заработной плате мужчин и женщин (1970), Закон о профессиональном обучении (1982), консолидированный Закон о профсоюзах и трудовых отношениях (1992) и т. д.).

Трудовое законодательство, особенно принятое в период правления лейбористов, предусматривало целый ряд важных гарантий социальных прав трудящихся, включало разделы по охране труда и технике безопасности, нормы максимальной продолжительности рабочего дня для женщин и подростков, порядок выплаты заработной платы, а также определяло положение профсоюза на предприятии, организацию забастовок и т. д.

Характерной чертой современного английского трудового права является существенная роль коллективных договоров в регулировании важнейших аспектов трудовых отношений: условий труда, заработной платы и т. д. В Англии основные параметры труда, в том числе размер заработной платы и продолжительность отдыха, определяет не законодательство, а коллективный договор.

Для рассмотрения споров, возникающих по коллективным договорам, существуют специальные трибуналы. Особым источником трудового права в Англии являются кодексы практики, которые составляются государственными органами (например, государственным секретарем по вопросам занятости) и содержат ряд важных предписаний и рекомендаций. Хотя формально эти кодексы не являются правовыми документами, их содержание учитывается судами и другими государственными органами при применении норм права, но их несоблюдение не влечет за собой каких-либо санкций.

В Англии еще в 40-е гг. осуществлялись широкомаштабные законодательные программы дешевого жилищного строительства, создания национальной службы здравоохранения; получила развитие национальная система образования всех уровней, начиная от дошкольной и кончая университетской. Хотя в создании страхового фонда участвуют и сами работники, значительные ресурсы на социальную политику законодательство предусматривает из государственного бюджета. Государственная политика здравоохранения регулируется Законом о национальной службе здравоохранения (1977), который был дополнен Законом о здравоохранении (1980), консолидировавшим большую часть существовавших ранее актов по этому вопросу.

Тема 18.11 Право собственности, обязательства в новейшее время в США

Корпоративная революция XXв., в основе которой лежат научно-техническая и информационная революции, привела не только к изменению соотношения индивидуальной и ассоциированной частной собственности, но и вызвала саму модификацию частной собственности, ее диффузию, более тесную связь с общественным интересом. Дальнейшее обобществление производства и труда придали частной собственности все более ярко выраженный общественный характер.

В XXв. под влиянием научных, технических, экономических, международно-правовых и иных факторов институт договора претерпел существенные изменения. Значительно усложнились договорные отношения, в том числе под влиянием роста государственного вмешательства в рыночные отношения.

Появляются и получают правовое закрепление многочисленные новые виды договоров (договор лизинга, сочетающего в себе аренду и продажу товара, договоры о передаче разного рода научно-технической информации, обладающей коммерческой ценностью, ноу-хау и т. д.).

Дифференцируются и приобретают новые формы и традиционные договоры гражданского и торгового права, например, купля-продажа, получающая особую юридическую регламентацию в случаях продажи в кредит и с рассрочкой платежа, аукционы, публичные торги и т.п.

Значительная роль в этом принадлежит Единообразному торговому кодексу (далее ЕТК). Он кодифицировал многие важные сферы торгового права, которые ранее регулировались отдельными унифицированными законами.

Развивается и система способов обеспечения исполнения договорных обязательств. В законодательстве этот процесс получил полное воплощение в тексте ЕТК. Специальный раздел этого кодекса, посвященный обеспечению сделок, содержал понятие «обеспечительный интерес», который понимался как интерес в движимом или недвижимом имуществе, обеспечивающим оплату или исполнение обязательства.

В обстановке усиливающейся рыночной конкуренции, приобретающей нередко жесткий характер под влиянием крупного капитала, явное неравенство сторон в договоре обусловливается не только диспропорциями в их экономической силе. Оно юридически подкрепляется договорными формами, получившими признание в судебной практике, а в ряде случаев санкционированными самим законодательством.

В XXв. в США, как и во многих других странах Запада, были узаконены (с некоторыми антитрестовскими оговорками и изъятиями) отдельные виды картельных соглашений, ограничивающих договорную свободу участников, которые лишаются права вести дела с третьими лицами без согласия организаторов картели.

Договорная свобода мелких и средних контрагентов-бизнесменов ограничивается также посредством распространившихся в предпринимательской практике договоров присоединения.

Крупные компании нередко сами определяют условия заключения ими договоров, фиксируя их в заранее разработанном тексте, который и предлагают всем контрагентам, проявляющим желание вступить с ними в договорные отношения. Последние не могут повлиять на содержание таких договоров, а потому вынуждены или отказаться от них, или принять их в заранее подготовленном виде.

В области договоров присоединения четко прослеживается общая тенденция гражданского права США — расширить права судов в толковании договора вплоть до изменения или даже исключения из него условий, которые, по мнению суда, являются неразумными.

Большое распространение получают сделки, заключаемые в связи с реализацией государственных заказов (военных и других), приобретающие, по сути дела, императивный характер, поскольку одной из сторон в них выступают правительственные органы. В таких сделках, получивших название публичных контрактов, равенство сторон является относительным, так как правительственный орган в определенных случаях может своим распоряжением менять договорные условия или даже их прекращать.

Тема 18.12 Регулирование брачно-семейных отношений, наследование в США в новейшее время

Большой разнобой в семейном праве разных штатов, постоянно возникающие на этой почве правовые конфликты послужили причиной того, что национальная конференция уполномоченных подготовила, а в 1970 г. рекомендовала штатам принять Единообразный закон о браке и разводе. Однако уже сложившиеся традиции в брачно-семейном праве, отсутствие единства подходов в законодательстве разных штатов способствовали тому, что подавляющее большинство штатов этот закон не восприняли.

Законодательство разных штатов закрепило их различные подходы уже в самой процедуре регистрации брака. Можно выделить два основных подхода к регистрации брака: гражданское и церковное бракосочетание. Правда, в большинстве случаев для церковного брака необходима предварительная лицензия от соответствующих муниципальных органов.

В некоторых штатах возможно судебное признание в качестве юридического факта и фактически сложившихся брачных отношений, с вытекающими отсюда последствиями (прежде всего для признания детей). Но в принципе законодательство отдельных штатов допускает установление отцовства и для детей, родившихся вне брака.

Что касается разводов, то поводы для него и сами процедуры отличаются еще большим разнообразием, чем регистрация брака. В некоторых штатах на пути к разводу устанавливаются достаточно жесткие преграды, например, требуется доказать в ходе судебной процедуры вину одного из супругов, в том числе нанесение побоев, грубое обращение, супружескую неверность и т. д. Регистрации развода в отдельных штатах предшествует раздельное проживание супругов в течение установленного срока (обычно полугода). В то же время некоторые штаты не устанавливают серьезных препятствий для развода: достаточно обоюдного согласия супругов или одной лишь констатации непоправимого распада семьи. Среди штатов, законодательство которых в отношении развода является либеральным, особенно выделяется Невада, куда, как правило, и обращаются супруги, стремящиеся к скорейшему оформлению развода.

Законодательство штатов не совпадает и в вопросах имущественных взаимоотношений супругов, хотя по сравнению с XIXв. имущественные права женщин существенно расширились. Наиболее распространенным является режим раздельной собственности супругов, но в отдельных штатах допускается режим общности имущества.

Исторически в разных штатах сложился и неодинаковый порядок наследования, которое признается повсеместно не только по закону, но и по завещанию. Пропорции между этими двумя наследственными массами во многих случаях различны. Порядок наследования, как правило, существенно различается в зависимости от размера наследства. При наследовании небольшого по размерам имущества требуется лишь выполнение обычных формальностей. Когда речь идет о крупных состояниях, то формальности становятся более сложными, а главное — законодательство предусматривает особый судебный контроль на период открытия наследства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: