Источники римского права 13 страница

Японское правительство не было конституционно закреплено в своем статусе и полномочиях. Правительственная власть рассредотачивалась между разными институтами, среди которых полностью монархические и даже военно-монархические играли главную роль. Конституция стала определенным шагом вперед по пути крайне ограниченной демократизации японского общества.

В 1890 г. был принят закон, в соответствии с которым учреждалась единая судебная система. В каждом округе, по всей стране, создавался местный суд, рассматривавший большинство уголовных и гражданских дел. Губернские суды являлись следующей инстанцией. Существовали семь апелляционных судов, а также Высокий имперский суд. Последний не только рассматривал наиболее важные дела в качестве первой инстанции, но и толковал законы. В этот период расширялись полномочия прокуратуры и уточнялось правовое положение адвокатуры. В 1890 г. был принят в новой редакции Уголовно-процессуальный кодекс, но в реальной жизни большими правомочиями обладал полицейский аппарат.

В целях преодоления технического и военного отставания от передовых капиталистических государств японское государство не только стимулировало развитие частного капиталистического предпринимательства, но и само активно участвовало в промышленном строительстве, которое субсидировалось за счет налогов.

Сращивание банковского и промышленного капиталов, относительно раннее образование японских монополий были ускорены последующей передачей за бесценок банковским домам промышленных предприятий, принадлежавших государству. Возникли монополистические концерны («дзайбацу»), представляющие собой ряд связанных фирм, контролируемых одной материнской фирмой или группой финансистов.

Однако по уровню развития Японское государство еще долго уступало Европе и США. Феодальные пережитки консервировались во всех сферах жизнедеятельности японского общества. В социальной области сохранилось полуфеодальное помещичье землевладение, кабальная эксплуатация крестьян-арендаторов, засилье ростовщиков, сословные различия, но и жесточайшие формы эксплуатации, социальное бесправие рабочих, а в политической области утверждается абсолютистский характер японской монархии с преобладающей ролью помещиков в правящем блоке.

· Тема 16.3 Государство и право Китая. Статус Китая в середине XIXв. Тайпинское восстание

Многолетняя внутренняя борьба в Китае периода династии Мин привела к установлению иностранного господства. В 1644 г. в Пекин вошли маньчжуры, которые провозгласили установление маньчжурской династии Цин (к 1683 г. подчинили себе весь Китай), правление которой продолжалось более двух с половиной веков (до 1911 г.).

Правители династии Цин взяли в свои руки политическую власть, но целиком сохранили традиционные китайские порядки в экономической и социальной сфере. Маньчжуры восприняли китайскую культуру, а к XIXв. они даже забыли собственный язык.

В Китае существовала индивидуальная собственность на землю, однако из-за высокой численности населения крупное землевладение не сложилось. Средний размер помещичьих владений составлял 3—6 га, а крестьянских наделов — 0,3—0,6 га. Многие крестьяне арендовали землю у помещиков, отдавая в виде арендной платы до 70% урожая.

Основа социальной и экономической жизни Китая — община, которую составляли родственные семьи. Общинные земли делились на коллективные и индивидуальные. Доход от коллективных земель шел на содержание деревенской школы, храма и на другие благотворительные цели. Земли, находившиеся в индивидуальном пользовании, могли быть проданы и сданы в аренду. Меньшая часть обрабатываемых земель принадлежала государству.

В Китае не существовало четкого сословного деления. Единственной привилегированной прослойкой, стоявшей над всеми сословиями китайского общества, являлись маньчжурские завоеватели. На следующей иерархической ступеньке стояли шэньши (ученые), из которых набирались чиновники. Стать шэньши мог любой китаец, успешно сдавший экзамен на ученую степень. В то же время помещики и крестьяне составляли одно сословие землевладельцев, выполняли трудовые повинности. В единое сословие объединялись также ремесленники и торговцы. Вне сословной системы находились нищие, оружейники, рабы.

По политическому устройству Цинский Китай являлся неограниченной монархией. Император, как и в средние века, считался божественной особой и сосредоточивал в своих руках всю полноту власти. Существовала система церемоний, которые подчеркивали верховенство императора над его подданными. Под страхом смерти запрещалось видеть лицо императора и даже произносить его имя.

На протяжении XVII—XVIIIвв. китайское правительство осуществляло агрессивную внешнюю политику. В результате завоевательной политики территория Китая была значительно расширена. В то же время она требовала огромных расходов. Покорение одной лишь Центральной Азии обошлось в сумму, равную доходам казны за два года. Примерно третья часть налоговых поступлений уходила на охрану границ Цинской империи.

В результате уже в последней четверти XVIIIв. стали заметны признаки кризиса и нарастания социальной напряженности. Увеличилось налоговое бремя на землевладельцев и ремесленников. Стала остро ощущаться нехватка земли, ухудшились условия аренды. Деревенские низы нищали, превращались в безземельных тружеников, и даже в бандитов.

Центральная власть не могла остановить процесс обнищания и обезземеливания, поскольку государственный аппарат к этому времени оказался коррумпированным. Усилились антиправительственные и антиманьчжурские настроения, на рубеже XVII—XVIIIвв. по стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Императору с большим трудом удалось подавить эти выступления, однако они еще больше ослабили Китай.

В период Цинской династии Китай представлял собой деспотическую монархию. Китайский император сосредоточил в своих руках верховную законодательную, судебную и административную власть, обладал исключительным правом принесения жертв и молений «верховному небу».

Он был неограниченным монархом, замещавшим трон наследственно и по принципу первородства, но мог перед кончиной избрать своим преемником из своих сыновей или (если их не было) любого из принцев императорской крови. Высшими государственными органами империи Цинов являлись Императорский секретариат и Военный совет. Высшая исполнительная власть осуществлялась через ведомства (приказы) чинов, налогов (финансовое), церемоний (обрядов), уголовных наказаний, общественных работ и военное ведомство. Управление на местаххарактеризовалось наличием сильной власти. Страна делилась на провинции, а последние подразделялись на области, округа и уезды. Каждую провинцию возглавляли два губернатора, военный и гражданский, подчинявшиеся наместнику. Областями, округами и уездами управляли начальники при помощи чиновников и старост. Судебная властьна всех уровнях была соединялась с административной.

Характерная черта правления Цинской династии — осуществление политики изоляции страны от внешнего мира. Однако с конца XVIIIв. капиталистические государства Европы усилили давление на Китай, стремясь проникнуть на его рынок любой ценой. Так, Великобритания предприняла попытки получить новые рынки сбыта и источники сырья. С 1839 г. англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало «опиумным войнам» 1840—1842 гг. Следует отметить, что государственный бюрократический аппарат Цинской империи был сильно ослаблен коррупцией и взяточничеством. Армия, оснащенная устаревшим оружием и имевшая плохую подготовку и выучку, не была в состоянии эффективно оборонять разросшуюся вследствие завоевательных войн империю, не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии.

В результате военных действий в августе 1842 г. в Нанкине был подписан неравноправный договор Китая с Англией, а в 1844 г. — с США и Францией.По этим договорам цинское правительство обязалось открыть для английской торговли пять портов, уплатить огромную контрибуцию, установить льготные таможенные тарифы, а также предоставить иностранцам ряд привилегий, таких как право экстерриториальности, право на концессии, принцип наибольшего благоприятствования.

Поражение Китая означало его превращение в полуколониальную страну. Иностранные товары подрывали ремесленное производство, увеличивалось налоговое бремя, вводились произвольные поборы.

Одним из следствий «опиумной войны» стало Тайпинское восстание,которое в 1850 г. организовала религиозная секта тайпинов (легальная христианская организация). В ходе восстания была создана дисциплинированная повстанческая армия, и провозглашено создание Небесного государства всеобщего благоденствия. После ряда крупных военных успехов тайпины в марте 1853 г. захватили Нанкин, который переименовали в Небесную столицу.

Руководители восстания в Нанкине опубликовали «Земельную систему Небесной династии», представлявшую собой программный документ преобразования китайского общества и государства. Он был основан на идеях «крестьянского коммунизма», т. е. на равенстве всех членов общества, и предусматривал распределение земли на уравнительных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, предоставление равноправия женщинам, государственное содержание нетрудоспособных, борьбу с коррупцией и др. Земля и основные средства производства были национализированы; иметь значительные денежные суммы или иную крупную собственность было запрещено.

Создавалось Небесное государство всеобщего благоденствия. Возглавлял его тяньван («небесный князь»), носитель высшей законодательной и распорядительной власти. Другие руководители получили титулы ванов более низких рангов и должны были помогать ему в управлении в основном советами. При дворе главы государства функционировал многочисленный бюрократический аппарат. Каждый из ванов имел свою правительственную канцелярию, состоявшую из служб по налогам, военным делам и т. д. Сколько-нибудь четкого разграничения полномочий между отдельными органами власти не было.

Политика тайпинов на практике свелась к уменьшению арендной платы за землю с крестьян и переложению значительной части налогового бремени на помещиков и богачей. Однако в 1856 г. среди руководящей верхушки тайпинов начались распри, и в 1857 г. часть повстанцев ушла в юго-западные провинции. Затем с 1862 г. в гражданской войне приняли активное участие англо-французские интервенты на стороне цинского правительства, и в июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин была взята цинскими войсками. С захватом столицы и гибелью главных руководителей перестало существовать и тайпинское государство.

· Тема 16.4 Реформы. Программа «Сто дней»

«Опиумные войны» и Тайпинское восстание потрясли Цинский Китай и подтолкнули правящие круги к признанию необходимости реформ.В структуре государственных органов были произведены некоторые преобразования: а) учреждена Главная канцелярия по иностранным делам; б) отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского); в) местная власть сосредоточилась в руках наместников. Кроме того, в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка.

В период с 1860-х — до начала 1880-х гг. император проводил политику «самоусиления», основное назначение которой сводилось к укреплению существовавшего режима. Сторонники этой политики выступали за более тесное сотрудничество с иностранными державами, заимствование иностранного опыта в модернизации вооруженных сил, создание своей военной промышленности, что привело к широкому проникновению в Китай иностранных держав. Используя права и привилегии, иностранцы попытались усилить свое политическое влияние. В результате в 60—90-е гг. XIXв. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших в антиправительственные.

Примерно в это же время стали создаваться первые китайские капиталистические предприятия. Первоначально это были казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строились провинциальными властями за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринимательство. Капиталистический укладв Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капитала, причем ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики.

В 1895 г. Китай потерпел поражение в войне с Японией. Действия западных стран активизировали деятельность патриотических сил. Буржуазно-помещичья партия реформ,руководимая Кан Ювэем и представлявшая интересы национальной буржуазии, выступила за модернизацию страны и проведение реформ с помощью императорской власти. В июне 1898 г. она добилась того, что император Гуансюй (Цзай Тянь) издал Указ об установлении основной линии государственной политики, а затем привлек группу молодых реформаторов (учеников и единомышленников Кан Ювэя) для разработки серии радикальных указов, посвященных вопросам экономики, просвещения, деятельности государственного аппарата. Этот 1898 г. вошел в историю Китая под названием «Сто дней реформ».

За «сто дней реформ» был издан ряд указов о реорганизации центрального управления, приняты меры, содействующие развитию промышленности и ее связи с наукой, в столице открыт университет, поощрялись изучение европейских дисциплин, перевод иностранных книг по науке и технике и т. д. Реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистического развития Китая, однако проводились в большой спешке, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и, по существу, остались на бумаге. В сентябре того же года вдовствующая императрица Цы Си (Ехонала) произвела дворцовый переворот. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия.

Таким образом, попытки проведения буржуазных реформ в Китае оказались неудачными. К началу XXв. Китай оставался полуфеодальной абсолютистской монархией.

Тема 17.1 Государственно-политические последствия первой мировой войны

Сразу после первой мировой войны на политической арене появился фашизм, идеология которого в своей основе объединила идеи расизма и социального равенства и вылилась в форму доступной популистской доктрины и демагогической политики.

Фашизм возник как массовое движение. Его социальной опорой являлись разорившиеся мелкие предприниматели, крестьяне, разнорабочие, торговцы, демобилизованные солдаты, безработные, т. е. политически и психологически неустойчивые слои населения, выражавшие острое недовольство своим положением и в поисках выхода готовые примкнуть к любому движению. Лидеры же фашистских партий обещали покончить с безработицей, установить справедливую заработную плату, снизить налоги, предоставлять дешевые кредиты, ввести твердую дисциплину и порядок в обществе.

С первых шагов фашисты зарекомендовали себя непримиримыми антикоммунистами, антисемитами, но хорошими организаторами, способными охватить все слои населения. Однако их деятельность не была бы столь успешной без поддержки реваншистских монополистических кругов своих стран. Финансовые средства монополий способствовали укреплению фашизма, призванного не только уничтожить коммунистический режим в СССР (антикоммунистическую идею), неполноценные народы (идею расизма), но и перекроить карту мира, уничтожив Версальскую систему послевоенного устройства (реваншистскую идею).

По существу, это политическое и идейное течение представляло альтернативу всей западной цивилизации и имело целью создать новый мир путем сворачивания демократии, рыночных отношений, строительства общества социального равенства для избранных народов, культивирования коллективных форм жизни, антигуманного отношения к иным нациям. Высшим нравственным мерилом провозглашалась нация, а выразителем ее интересов — всесильное государство. Пропагандировалась исключительность своих наций по сравнению с другими, что граничило с откровенным расизмом. Так, в Германии фашисты утверждали, что все человечество делится на две части: элитарное меньшинство (германцы) и малоценное большинство (евреи, цыгане, славяне). Пропаганда этих идей привела в конечном итоге к истреблению миллионов людей.

Характерной чертой фашизма являлся тоталитаризм, который характеризуется:

наличием официальной идеологии;

господством одной массовой партии, контролирующей силовые структуры и средства массовой информации;

наличием развитой полицейской системы;

руководством со стороны центральной власти хозяйственной жизнью страны.

Кроме того, высшей формой управления провозглашается принцип вождизма (фюрер — в Германии; дуче — в Италии). Подобная характеристика тоталитаризма применима практически ко всем фашистским режимам, сложившимся в Германии, Италии, Испании и в других западных странах.

Характерными чертами фашизма являются также:

национализм и расизм (интересы нации всегда выше индивидуальных, групповых, классовых интересов);

неприятие демократии;

стремление создать тоталитарное государство;

преклонение перед насилием;

милитаризм.

Тема 17.2 Установление фашизма в Италии: причины, социальная база, идеология. Государственно-правовой механизм в Италии

Фашизм раньше, чем в других странах Европы, утвердился в Италии. Здесь он зародился. Первая фашистская организация была создана в Италии в марте 1919 г. Ее руководителем стал Бенито Муссолини. Уже в октябре 1922 г. итальянские фашисты пришли к власти в стране. Массовость фашистских партий во многом способствовала их приходу к власти в ряде стран. Так, фашистская партия в Италии насчитывала 300 тыс. членов, и, признавая эту силу, король Италии в 1922 г. поручил Б. Муссолини сформировать кабинет министров.

Среди больших европейских держав-победительниц Италия была больше всех истощена первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в отчаянном положении. Нигде не было такой безработицы и нищеты, такого подъема стачечной борьбы, как в Италии. Все говорило о революционной ситуации: а) быстрый рост профсоюзов; б) необычайная победа социалистов на выборах в парламент 1919 г.; в) захваты заводов и фабрик рабочими, помещичьих земель — крестьянами и батраками.

Революционная обстановка вынуждала буржуазные правительства Италии к важным реформам, среди которых можно отметить Закон о социальном страховании от безработицы, Указ о допустимости самовольного захвата необработанной земли. В 1921 г. появилась Коммунистическая партия Италии. На съезде социалистической партии в г. Ливорно эта партия раскололась на центристов (группа Серрати) и коммунистов. Последние высказались за присоединение к Третьему интернационалу.

Вскоре, по окончании мировой войны, возникли первые фашистские организации в Италии. Составленные из разнообразных элементов, они выступали первоначально с программой, которая уводила трудящихся от социалистического движения. Она была настолько лживой, что впоследствии, когда фашисты пришли к власти, о ней не разрешалось даже упоминать. В программе говорилось о 8-часовом рабочем дне, всеобщем, прямом и равном избирательном праве для мужчин и женщин, свободе печати и даже равенстве наций.

Революционные события 1920 г. заставили фашистов занять ту классовую позицию, которая соответствовала их действительным целям. Боевые группы, руководимые демобилизованными и озлобленными армейскими офицерами, громили и уничтожали народные дома, созданные на деньги рабочих, рабочие клубы, типографии, принадлежащие прогрессивной печати, и пр. Массовому террору подверглись руководящие деятели рабочих союзов, крестьянских объединений, кооперативов. Ничего подобного Италия еще не знала.

Правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их.

В 1922 г., воспользовавшись расколом рабочего движения, фашистское руководство создало комитет для захвата власти и направило 40 тыс. «чернорубашечников» в поход на Рим. Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч, но король и его приспешники приняли иное решение — глава фашистской партии Муссолини был назначен премьер-министром Италии.

Новое правительство отменило указ о праве крестьян захватывать необрабатываемые земли, внесло реакционные изменения в рабочее законодательство, установило жестокий контроль над профсоюзами, преследовало демократические организации. Фашистские боевые отряды сделались частью репрессивного правительственного аппарата. Не решаясь еще на разгон парламента, Муссолини издал закон, согласно которому автоматически получает две трети депутатских мандатов та партия, за которую проголосует одна четвертая часть избирателей.

Результаты выборов (1924) подозрительно точно совпали с планами Муссолини: из 12 млн голосов 4 млн были сочтены профашистскими. Фашистская милиция — главный виновник «победы» — торжествовала, но демократия не была убита. В лице социалиста Матеотти, депутата, оратора, мужественного человека, она разоблачила комедию выборов, продажность и подкупность деятелей нового режима, а также самого Муссолини. За это фашисты убили Матеотти. Страну охватила волна негодования. Нужно было воспользоваться моментом. Но оппозиция, состоящая из социалистов, республиканцев, «пополяри» (представителей католической партии), имевшая влияние, предпочла тактически ошибочный уход из парламента, бойкот последнего.

Расправившись с оппозицией и укрепившись у власти, правительство Муссолини переходит в наступление на демократию.

Январским законом 1926 г. оно присваивает себе право издания декретов. Особенностью этих «чрезвычайных законов» было то, что они:

запрещали профессиональные союзы (за исключением огосударствленных фашистских) и политические партии (за исключением одной фашистской);

устанавливали смертную казнь за «политические преступления», вводили чрезвычайную юстицию (трибунал) и административную (внеcудебную) высылку;

упраздняли коммунистическую партию, объявляли вне закона органы местного самоуправления: на их место встали назначенные правительством чиновники (подеста).

Политический режим итальянского фашизма определился быстрее, чем сложился его государственный строй.

Известный Пьемонтский статут отменен не был, но никакого соответствия между ним и тем, что стало при фашизме, не существовало. Сохранялась монархия, но в таком жалком виде, что никто не принимал ее в расчет. Считалось, что Муссолини отвечает перед королем (так даже писалось в законах), но никто этому не верил и меньше всего король. Какие бы то ни было упоминания об ответственности дуче не рекомендовались. Прежде других в Италии определилась тенденция «вождизма», единоличной диктатуры.

Уже закон 1925 г. «О полномочиях главы правительства» делал премьер-министра неответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превращались в простых помощников, ответственных перед своим главой, и назначались (смещались) по воле последнего.

В течение многих лет (до 1936) Муссолини занимал семь министерских постов одновременно.

Закон 1926 г. «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» предоставил исполнительной власти, т. е. тому же главе правительства, право на издание декретов-законов. При этом никакой грани между законами, оставшимися компетенцией парламента, и декретами-законами проведено не было.

Парламент, у которого отняли привилегию издавать законы, стал ненужным. Но его сохраняли для «демонстрации единства» между народом и правительством. «Должный» состав парламента обеспечивался реформой политического представительства, осуществленной в 1928 г.

Выборы депутатов производились следующим образом: а) кандидаты в депутаты выдвигались профсоюзами (на практике — руководящими центрами фашистских союзов); б) Большой Национальный совет фашизма (штаб партии) отбирал из общего списка, представленного профсоюзами, 400 депутатов; в) избирателям предоставлялось право одобрить это назначение. Право голоса давалось мужчинам старше 21 года, если они отвечали одному из следующих требований: 1) платили взносы в профессиональный союз; 2) уплачивали налог в размере не менее 100 лир; 3) держали ценные бумаги (государственные или банковские); 4) принадлежали к церковному клиру.

Таким образом, партийный орган фактически назначал депутатов парламента. Одновременно и сама партия становится составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие иные формы партийного «самоуправления». Большой Национальный совет фашизма состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Данный орган ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.

Устав партии утверждался королевским декретом, официальный руководитель партии (секретарь) назначался королем по представлению главы правительства. Провинциальные организации партии руководились назначенными сверху секретарями. Директории, состоявшие при них имели совещательные функции, но даже членов директорий назначали указом главы правительства.

Значительно усиливается роль полицейских служб. Помимо общей полиции существовали: Организация охраны от антифашистских преступлений (ОВРА); Особая служба политических расследований; Добровольная милиция национальной безопасности. Для расправы с врагами режима были созданы особые комиссии, названные «полицейскими судами». Членами этих комиссий являлись должностные лица фашистского репрессивного аппарата: начальник полиции, прокурор, начальник фашистской милиции и др. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в «политической неблагонадежности». Наиболее важные политические дела рассматривались особым трибуналом.

Однако, никакой антидемократический режим не может держаться только насилием. Отсюда проистекала потребность прикрыть тоталитарную диктатуру какой-нибудь видимостью «заботы» о трудящемся человеке. Так родилось теория «корпоративного государства», которое было создано законами 1926—1934 гг. Его официальной, напоказ выставляемой, целью являлось «примирение» между трудом и капиталом, а действительным результатом — усиление экономического и политического господства монополий.

В стране было создание 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находились представители фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем 22 корпораций являлся сам Муссолини, он же возглавил министерство корпораций. Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработную плату) и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись). Но каждый раз решения принимались с выгодой для предпринимателей, а не для рабочих.

Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом. Вместо него была создана палата фашистских организаций и корпораций (1938). Ее члены назначались Муссолини. Права палаты определялись сотрудничеством с правительством в издании законов. Фашистское корпоративное государство служило орудием монополий. Но и они охотно служили интересам фашистской партийной и государственной верхушки. В руках Муссолини и его родственника Чиано находились контрольные пакеты акций известного концерна «Монтекантини» (прибыли этого химического концерна возросли с 67 млн лир в 1934 г. до 160 млн лир в 1939 г.) и многих других.

Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры являлась внешняя экспансия. Муссолини заявлял претензии на то, чтобы «возродить Римскую империю». Фашистская Италия требовала себе некоторые французские земли (Савойю, Ниццу, Корсику), претендовала на Мальту, пыталась захватить остров Корфу, надеялась установить господство над Австрией (до союза с гитлеровской Германией), готовилась к захвату Восточной Африки.

Осуществляя данную программу, никак не соответствовавшую военной способности Италии, Муссолини удалось захватить слабую, отсталую Абиссинию (1936 г.), оккупировать Албанию (1938). В июне 1940 г. Италия — партнер Германии и Японии по антикоминтерновскому пакту — объявила войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию.

Важнейшим направлением внешней политики Италии являлись агрессивные устремления и активная подготовка к войне. Она рассматривала Средиземное море как свое «внутреннее озеро». Германия уже в 1935 г. отказалась от выполнения военных статей Версальского договора. За этим последовала оккупация Рейнской демилитаризованной зоны, выход из Лиги Наций, помощь Италии в оккупации Эфиопии (1935—1936), интервенция в Испании (1936—1939), расчленение Чехословакии (1938—1939) в соответствии с Мюнхенским соглашением и т. д. В апреле 1939 г. Германия в одностороннем порядке расторгла англо-германское морское соглашение и договор о ненападении с Польшей. Тем самым были ликвидированы все препятствия для начала второй мировой войны.

Тема 17.3 Истоки германского нацизма

После окончания первой мировой войны нацизм появился и в Германии в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений.

Так, уже в 1921 г. складывается организационная основа фашистской партии — Национал-социалистическая рабочая партия, основанная на принципе неограниченной власти вождя (фюрера). Главными целями ее создания становятся: распространение фашистской идеологии; подготовка специального террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил; смена власти. В 1923 г. в Баварии на юге Германии нацисты предпринимают прямую попытку захватить государственную власть. Провал путча заставляет нацистских лидеров изменить тактику борьбы за власть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: