Можем ли мы услышать живопись

Звучание музыки иногда может вызывать в нашем воображении зрительные образы. Развивая эту тему и рассматривая ее со всех сторон, мы обнаружим, что, внимательно и сосредоточенно всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы нередко Можем своим внутренним слухом услышать ту или иную музыку (речь идет, конечно, необязательно о каком-либо конкретном музыкальном произведении, а о музыкальном звучании вообще, о том или ином характере этого звучания). Здесь надо обратить внимание на то, что словом «картина» мы называем не только картину, нарисованную художником, то есть произведение изобразительного искусства, но и картину природы и картину жизни (что-либо увиденное в жизни — дома, в школе, на улице и т. д.). Для лучшего усвоения этой мысли можно дать учащимся несколько заданий: описать ту или иную картину, которую они в состоянии представить себе мысленно (внутренним зрением). Выяснить, не возникнут ли у них при этом какие-либо музыкальные представления. Вопросы могут быть разные: какая музыка возникнет в сознании, если мысленно представить такие картины, как «Богатыри» В. Васнецова, «Тачанка» М. Грекова, «Александр Невский» П. Корина? (Это будут, очевидно, «Симфония № 2» («Богатырская») А. Бородина, «Песня о тачанке» К.. Листова, хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский С. Прокофьева.) Какие музыкальные сочинения вспоминаются если представить мысленно какую-нибудь картину природы — широкую, полноводную реку, или полет птицы в безоблачном утреннем небе, или цветущий весенний сад, или наступающий вечер (в первом случае это может быть «Вниз по матушке, по Волге», во втором — «Жаворонок», в третьем — «Вишня», в четвертом — «Заход солнца»)?

Количество подобных вопросов может быть значительно расширено учителем и (что очень желательно!) самими учащимися. Здесь важно усвоить ход мысли и воображения: от зрительного образа — к музыкальному. Учитель предлагает школьникам мысленно увидеть, например, такую жизненную картину: покой и красота вечерней крымской природы, еле слышны плеск прибрежных волн успокаивающегося моря, шепот притихших деревьев. Как они «услышат» эту картину, какого характера музыка будет ей соответствовать? Такого рода вопросы могут предварять разучивание песни Д. Кабалевского «Спокойной ночи».

Можно предложить учащимся представить праздничную картину ночного карнавала. Поможет им в этом симфоническая картина французского композитора К. Дебюсси (современника Равеля) «Празднества» — музыка красочная, нарядная и при этом изящная, воздушная. В «Празднествах» следует обратить внимание на трехчастность сочинения: в крайних частях — мерцание праздничных огней, веселая суета ночного карнавала; в средней части — праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам (три трубы с сурдинами звучат опять по-новому — таинственно и завораживающе). Музыка «Празднеств» очень живописная, она вызывает в представлении слушателей яркие зрительные образы — картины природы, народного гулянья.

Этой музыке созвучна картина французского художника К. Писсаро «Бульвар капуцинок в Париже».

Праздничное настроение продлит песня А. Цфасмана «Здорово, здорово!», перенеся воображение ребят из карнавальной Франции в их родной город.

От праздничного слушания картин жизни школьники переходят к рассматриванию живописных полотен, в которых звучит музыка.

Пусть ребята внимательно всмотрятся в репродукцию картины М. Грекова «Трубачи Первой Конной армии» (его же картину «Тачанка» они уже знают) и скажут: «безмолвная» эта картина или она в их сознании «звучит»? А если они слышат «звучание» этой картины, то пусть попытаются определить, какая здесь звучит музыка. Ведь на картине изображены играющие музыканты, можно сказать, что изображена сама музыка. Конечно, ребята заметят, что на картине не только трубачи, но целый духовой оркестр (Греков условно назвал трубами все духовые медные инструменты, словно все это трубы, только разной величины). Интересно, что художник нарисовал самые большие, самые громогласные инструменты впереди, хотя они обычно находятся в задних рядах духового оркестра, а впереди располагаются обыкновенные, небольшие, но очень яркие по звучности трубы. Почему художник так сделал? Ведь нельзя же допустить мысль, что он никогда не видел духового оркестра и не знает, как он строится! Да ведь художник хотел изобразить на своей картине не просто фотографически точную картину военного оркестра — это и ему самому, да и нам с вами, пожалуй, не очень интересно было бы. Он хотел гораздо большего: воплотить на живописном полотне образ легендарной. Первой Конной армии, которой командовал С. Буденный. И конечно же, могучие трубы помогли ему в этом.

Затем учащиеся могут попытаться определить, какую по характеру музыку играют трубачи. После беседы можно предложить ребятам послушать несколько маршей, в том числе и один из популярных в то время «Марш Буденного» Д. Покрасса в исполнении духового оркестра.

После звучания музыки маршей важно рассказать учащимся о том, что большинство музыкальных инструментов обладает очень разными выразительными возможностями. Взять хотя бы трубу. Мы привыкли думать, что труба — это инструмент воинственный, боевой, призывный или героический. Действительно, ни один инструмент не сравнится с трубой в этих качествах, ни один не сыграет военный сигнал так ярко, как это может сделать труба. Но в то же время труба может быть инструментом мягким, нежным, задумчиво-лирическим. Испанский танец французского композитора М. Равеля «Хабанера» в исполнении на трубе может служить примером необычного звучания этого инструмента (в «Хабанере» композитор использует трубу с сурдиной, которую музыкант вставляет в раструб инструмента, приглушая таким способом его звучание).

Картина М. Грекова может быть показана ребятам по контрасту с картиной М. Караваджо «Лютнист». Школьникам предлагается ответить на следующие вопросы: к какому времени, к каким эпохам относятся эти картины? Какому народу (стране) они принадлежат, «безмолвны» они или «звучат»?

Обязательно надо дать послушать ребятам старинную музыку Д. Готье «Гавот», которая по стилю, характеру звучания, инструментовке соответствует картине Караваджо. В связи с восприятием этих произведений возможно и разучивание старинной французской народной песни «Господин ля Палисс», изящной, грациозной, шутливой, с юмором.

Более сложный пример музыкальной живописи — картина И. Левитана «Вечерний звон». Это одна из лучших работ замечательного художника-пейзажиста. Уже само название картины говорит о том, что, когда художник писал ее, он не только видел свое произведение, но и слышал его. Естественно, что и ребята обязательно почувствуют, что картина вовсе не «безмолвна».

Что же звучит в ней? Одни, возможно, скажут, что звук тихих колоколов доносится до нас из далекой монастырской церкви: другие назовут какую-нибудь народную протяжную песню, которую поют (точнее, могли бы петь) плывущие на лодке люди; третьи, может быть (исходя из названия картины), скажут, что звучит русская народная песня «Вечерний звон»...

Все эти, казалось бы такие разные, предположения будут одинаково правильны, все они имеют под собой почву и рождены самой картиной, а не произвольным фантазированием, ни на чем не основанной выдумкой ребят. Ведь можно поручиться, что, во-первых, ни один из них не скажет, что это «безмолвная» картина; а во-вторых, никто не назовет здесь музыку, далекую по характеру от настроения «Вечернего звона».

В связи с образами русской природы можно привлечь и строки из стихотворения И. Рыленкова «Все в тающей дымке...».

Дальнейшее рассмотрение темы «Можем ли мы услышать живопись» продолжится в процессе знакомства с картиной Б. Кустодиева «Масленица». Следует обратить внимание ребят на то, как мастерски объединил художник множество, казалось бы совершенно разрозненных, деталей в единое целое. Картина очень пестрая, с резкими контрастами, а вместе с тем очень цельная. Неподвижная белая масса инея на деревьях и яркие краски движущейся, шумной толпы составляют основной контраст картины. Вслед за этим рассказать, что в начале XX в. русский композитор И. Стравинский сочинил балет «Петрушка» в четырех картинах, с подзаголовком «Потешные сцены». Это произведение можно исполнять и в концертах как «симфоническую сюиту» (тогда оно уже называется не «в четырех картинах», а «в четырех частях»).

Вот краткое содержание первой картины этих «потешных» сцен, которую предлагается детям послушать.

Народное гулянье на Масленой. Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Шарманщик играет на шарманке, потом, продолжая одной рукой крутить ручку шарманки, другой рукой берет трубу и играет на ней. Танцовщица танцует, отбивая такт треугольником. В другом конце сцены танцует другая танцовщица. Два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивлению толпы, Петрушка, Арап и Балерина дружно пускаются в пляс.

Перед слушанием музыки можно спросить ребят, какой представляют они себе музыку «Петрушки»: какую бы они сочинили музыку для такого балета, если были бы композиторами; какими словами могли бы они определить характер музыки отдельных эпизодов (праздничное гулянье толпы, веселые выкрики балаганного деда, шарманщик, танцовщицы, фокусник, дружный пляс оживших кукол); какой национальный характер, по мнению ребят, должен быть у этой музыки, на каких «китов» она будет главным образом опираться? Пусть учащиеся внимательно прислушаются к музыке, когда она будет звучать: наверняка они услышат и общее веселье толпы, и балаганного деда, и шарманку с трубой, и музыку обеих танцовщиц, и барабанщиков, и флейту фокусника (даже три «прикосновения» этой волшебной флейты к трем куклам), и заключительный пляс. И уж, конечно, ребята обратят внимание на то, что в музыке Стравинского, так же как в картине Кустодиева, множество самых разнообразных контрастных деталей соединяется в единую, цельную музыкальную картину. И все это ребята не только услышат, но и увидят в своем воображении, даже если не будут смотреть на картину Кустодиева.

Образностью, красочностью отличается Этюд-картина ми-бемоль мажор С. Рахманинова. Если эту пьесу ребята услышат на одном из уроков после знакомства с «Петрушкой» И. Стравинского, они, конечно, обнаружат некоторые сходные черты: фанфары словно возвещают о начале балаганного представления, в котором выступает фокусник (музыка звучит таинственно), кривляется Петрушка. Сам Рахманинов называл это произведение «Ярмаркой» или «Сценой на ярмарке». Его можно сравнить с такими картинами Б. Кустодиева, как «Ярмарка», «Праздник в деревне».

Народные обряды и праздники связаны с яркой зрелищностью, живописностью, праздничностью убранства и оформления, красочностью костюмов. Их проведение основано на выработанной веками последовательности действий участников, своеобразных сценариях.

Например, веселый праздник Масленицы приходится, как правило, на конец февраля или начало марта и предшествует Великому посту. Древние славяне верили, что в конце февраля, ворча и огрызаясь, убегает прочь Морана — языческая богиня зимней смерти природы, а по земле едет на санях богиня весны — светлая Лада. Прошли века, и злая Морана превратилась в Масленицу — широкую, румяную, неуклюжую. Возят ее по селу в расписных санях. На Масленичной неделе положено ходить в гости к родне и звать к себе на блины, кататься с ледяных гор. В «широкий» четверг — строить и штурмовать снежные крепости. А в воскресенье за околицей сжигать на последнем сероватом снегу исполинское соломенное чучело Масленицы, олицетворяющей зиму, холода.

Пусть ребята споют знакомые им масленичные песни, вспомнят хороводы, игры, а дома прочитают стихи и рассказы с описанием примет и обычаев любимого в народе древнего праздника Масленица.

Сопоставление эмоционально-образного строя музыки и изобразительного искусства может быть проведено на примере таких произведений русского и западноевропейского искусства, как хор «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского (из «Литургии») и икона «Богоматерь Владимирская» или вокальное сочинение «Аве, Мария» Ф. Шуберта и алтарная картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Пусть ребята, всматриваясь в картины и иконы, попытаются определить, какой может быть музыка, выражающая чувства художника (или какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства). Наверное, учащиеся прежде всего скажут, что эта музыка должна быть задумчивая, ласковая, напевная. Песенность лучше всего передает лирические, поэтические чувства. В подтверждение их высказываний прозвучит музыка Чайковского и Шуберта, полная большой внутренней силы, — торжественный и вместе с тем проникновенный гимн женском доброте и благородству.

Обобщение по материалу всего года надо сделать как можно проще и яснее для всех ребят, отведя для этого последние уроки музыки в текущем учебном году.

Именно на этих уроках учителю надо особенно ясно осознать смысл слов Ромена Роллана, приведенных в «Предварительных замечаниях» к V классу, о том, что «границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты», что «искусства ежеминутно переходят одно в другое», что «один род искусства находи свое продолжение в другом».

Цитировать эти слова ребятам, разумеется, не надо — они пока еще слишком сложны для них, но примеры, которые будет приводить учитель (и обязательно они сами!), должны сделать для них абсолютно ясной и очевидной мысль, в этих словах заключенную.

Вот тип вопросов, постановка которых поможет успешному решению этой задачи: можно ли провести точную грань между музыкой и литературой в народной сказке «Музыкант-чародей», в басне Крылова «Квартет», в рассказе Паустовского «Старый повар»? Если нельзя, то что этому мешает?

Что сближает звучание «Петрушки» Стравинского с картиной Кустодиева «Масленица»?

Что роднит между собой, как бы сливает в единый художественный образ стихи и музыку русской народной песни «Вечерний звон», «Колокольные звоны русских храмов и монастырей» и картину Левитана «Вечерний звон»?

Примеров подобного рода можно привести очень много, даже если опираться только на материал, о котором шла речь, который ребята видели, в который вслушивались на занятиях музыкой в одном лишь V классе.

Восприятие музыки в ее связях с литературой и изобразительным искусством расширит художественный и жизненный горизонт учащихся, однако учитель ни на минуту не должен забывать, что он проводит уроки музыки и поэтому музыка при всех обстоятельствах должна оставаться в центре внимания. Ни один из жанров литературы и изобразительного искусства не должен возникать на этих занятиях вне музыки, вне связей с музыкой.

Необходимо, чтобы все вопросы, которые будут ставиться на последних уроках перед учащимися для более глубокого уяснения основной темы года, сопровождались звучанием музыки (в исполнении самих детей, в исполнении учителя, в записи на пленку или пластинку).

Как усвоены ребятами темы V класса, желательно проверить на новых для них произведениях. Например, прочитав учащимся два стихотворения А. Пушкина — «Зимнее утро» («Мороз и солнце! День чудесный!..») и «Зимняя дорога» («По дороге зимней скучной тройка борзая бежит...»), предложить им послушать фортепианную Прелюдию соль-диез минор С. Рахманинова и попросить не только определить, какому из двух стихотворений ближе по построению музыка, но и пояснить свои предположения в опоре на восприятие жизненного содержания музыки.

В прелюдии как будто слышны и «унылая песнь ямщика», разливающаяся «по ровному полю», и «однозвучный» голос колокольчика.

Чтение двух фрагментов из повести «Слепой музыкант» Б. Короленко сопроводить звучанием музыки П. Чайковского и Л. Бетховена. (В действительности же слепой музыкант играл свои собственные импровизации, но словесное их описание вызвало в нашем сознании звучание музыки именно этих композиторов.)

Так подчеркивается мысль о важности слышания музыки в тех литературных произведениях, которые ребята читают.

Значительная часть времени на последних уроках года должна быть посвящена подготовке к заключительному уроку-концерту, который может быть немного длиннее обычного урока (до одного часа), но должен быть не просто «концертом», а обязательно содержать те элементы, которые дадут слушателям (родителям и Педагогам) ясное представление о том, как проходят уроки музыки в течение года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: