Стоическая этика не более религиозна, чем, например, аристотелевская. Бог не имеет каких-либо антропоморфных черт. Стоицизм исходит из общей картины мира и рассматривает бытие, по сути, с материалистической точки зрения. Повсюду ему видится только природа, вмещающая все разнообразие вещей и явлений, материальных объектов, движущихся по кругу, циклически, и рано или поздно возвращающихся к начальной точке. Космология стоиков также имеет материалистический характер. Так, Посидоний и Аполлодор полагали, что мир есть живое, мыслящее существо. Природа разумна, душа — всего лишь физическое тело. Стоицизм не стремился поместить нормы поведения человека в сверхчувственной сфере, по примеру Платона, отказывался от любых форм метафизики.
Стоицизм — теория о практическом мышлении, ошибках этого мышления, философия, исправляющая мнения о мире, преодолевающая локальную точку зрения, обозревающая мир в объективной и нечеловеческой перспективе, в целом. Людям мешает неопределенность, и потому невозмутимый разум может и должен воссоздать
|
|
Глава 9. Этика стоиков
«правильный мир» хотя бы для отдельного сознания. Но сделать это трудно. И даже успех не принесет облегчения и счастья. «Правильный мир» не создан человеком, изменить его также невозможно. Страдания узаконены. Поэтому сознательно жить в «правильном мире» — значит к нему приспособиться. Нельзя нападать, но должно обороняться, защищая не жизнь, а нравственные ценности. Страсти являются мнимыми и должны быть уничтожены. В этике стоицизма мы не встретим любви индивида к самому себе, любовь к другим является извращением естественного чувства (чувства родителей к детям) и не может служить филантропическим началом.
Вначале стоики шли по стопам киников. Так, Зенон учился у Кра-тета и заимствовал у киников утверждение «Только добродетель есть благо». Иначе говоря, есть добродетель и порок, а между ними нет ничего, значимого для морали. Все остальное, в том числе внешнее, определяется как безразличное, не имеющее никакой ценности. Поэтому мораль образует тесное пространство. К ней имеют отношение только крайности, а не середина или другие градации. Стоикам не потребовалось понятия меры Аристотеля. Безразличным живут дети, крайностями — мудрецы и глупцы. Мудрец «правилен во всем», и наоборот — «ничто не полезно дуракам».
Однако стоики не смогли выдержать строгую киническую позицию до конца. Им пришлось откорректировать кинический тезис о жизни добродетельной в согласии с природой ради множества простых людей, желавших самой обычной жизни — не маргинальной — и не имевших сумасшедших амбиций философов-мудрецов.
|
|
Стоицизм — теория действия, учение о правильных действиях, о выборе. Правильно поступать может только мудрец, способный отличать добро от зла и читать императивы природы. Стоики описывают действия в терминах: надлежащее, похвальное, прекрасное, симметричное, гармоничное, своевременное. По Эпиктету, действия делятся на 1) направленные на сохранение существования, 2) имеющие формальный характер, 3) моральные (долг). Последние составляют малую часть поведения. Правильно поступить означает сделать то, что надлежит сделать, когда надо, ради того, для чего следует. Только мудрец может найти хорошую причину для действия в противовес недостаточной или плохой причине. Мудрец в любом виде деятельности служит образцом, но не как ремесленник и исполнитель, а как мастер добровольной осмысленной деятельности. Стоики присваивали моральной деятельности высший ранг, определяя ее как условие счастья.
Особая черта стоицизма — фатализм: судьба неумолима, ничего нельзя изменить, мы живем «благодаря случаю», все является источ-
Часть I. Античное наследие
ником тревоги, все, случающееся с человеком, ненадежно, природа шествует уверенно, а человек живет, не уверенный ни в чем, но самые ненадежные те обстоятельства, которые обещают наслаждение. Уверенным можно быть только в прошедших событиях, но никак не в будущих, поэтому следует не искать благосклонности фортуны, бежать ее даров, ведь полное счастье — канун несчастий, надо оставить неверные надежды, отвергнуть разум, обращенный в будущее. Как только мы примериваемся к вечному, то тут же вынуждены оглядываться на смерть. Таким образом, стоицизм — теория тоталитаризма, которая требует изначально принять анонимную зависимость, считать ее непреодолимой и существенно усилить самоконтроль.
Зенон (336/334—264/262 до н.э.) — по дошедшим до нас сведениям, высокий, тощий, «лохматый семитский моралист», голову держал набок, с сильными ногами, смуглый, нескладный финикиец по прозвищу «Египетская лоза». Прибыл в Афины из Китиона, греческой колонии на Кипре, когда ему было то ли 22 года, то ли уже 30 лет, учился у киника Кратета (а также у мегариков и платоников), но оказался слишком скромным, чтобы практиковать киническое бесстыдство. Не позднее 294 г. открыл свою школу в колоннаде на рыночной площади, разрисованной прекрасными фресками, изображавшими битву при Марафоне.
Зенон был мрачным и едким, избегал многолюдства, жил скупо под предлогом бережливости, любил ученые споры, прожил до преклонных лет и умер безболезненно, покончив жизнь самоубийством. В то время Афины, уже приходившие в упадок, философски, политически и нравственно были готовы слушать этого пришельца, который обещал избавление от гнета страха и желаний.
Рассказывают, что Зенон обратился к оракулу с вопросом, как ему жить наилучшим образом. Оракул ответил: «Взять пример с покойников». Стоическая апатия, эпикурейская самоудовлетворенность и скептическое спокойствие были теми доктринами, которые отражали политическое и моральное бессилие. Именно «душевное спокойствие», «спокойствие несмотря ни на что» и стало смыслом философствования. «Новые» этические философы поняли потребность людей в моральном руководителе и утешающих догмах.
Следует подчеркнуть, что у стоиков не возникал вопрос, как и откуда появилась мораль. Их учение не ведет к обретению морали. Как у Платона и Аристотеля, мораль у стоиков связана с счастьем, вмонтирована в счастливую жизнь. Изоляция не мешает счастью. Счастье не связано со временем. Неважно, будет ли оно длительным или кратким.
Глава 9. Этика стоиков
Несмотря на то что стоики рассуждали и о логике, и о естественной науке, главным образом они моралисты и догматики, объект насмешек со стороны греческих скептиков. Эта послеаристотелевская философия была эклектичной, не систематизированной и обрывочной. Так, свою физику, или материалистический монизм, стоики заимствовали у Гераклита. В их вселенной абстракции Платона были бы невозможны, а познание опиралось бы исключительно на чувственный опыт. Космос движется через многочисленные материальные изменения к какой-то благой и достойной цели. Назначение разума состоит в том, чтобы принять действительность как она есть.
|
|
Цицерон писал: «Был гениальный философ Зенон. Он учил, что мудрец не должен подчиняться никакому авторитету, никогда не прощать ошибок, такое же зло убить курицу без необходимости, как задушить собственного отца; мудрец ни в чем не сомневается, не раскаивается»1. Афиняне почитали Зенона, в знак уважения вручили ему ключ от городских стен, удостоили золотого венка и медной статуи.
Именно Зенон пришел на помощь угнетенным (в его окружении были и настоящие оборванцы), слишком слабым и удрученным, что-ы бороться. «Сухая смоква, корка да глоток воды — вот философия его новейшая; и мчат ученики учиться голоду».
Клеанф (ок. 331/330 — ок. 232 до н.э.) — в молодости был кулачным бойцом, на протяжении 19 лет каждый день посещал лекции Зенона, днем вел умеренную жизнь, а по ночам за плату носил воду. Для одних он был второй Геркулес, другие дали ему прозвище «Осел» за терпение, медлительность, выносливость, многие называли его тугодумом, и он сам так считал, хотя, возможно, был излишне строг в самооценке. Во всяком случае, он не привнес в стоицизм каких-либо новых идей. Клеанф отличался работоспособностью и продуктивностью, говорят, написал более 700 книг (сохранилось немногим более 100 фрагментов).
Хрисипп (ок. 280—208/205 до н.э.) — глава школы стоиков после смерти Клеанфа. О нем говорили: «Не было бы Хрисиппа, не было бы Стой». Он был мал ростом, в связи с чем один ироничный эпикуреец сказал, что ему было бы лучше зваться не Хрисиппом («золотая лошадь»), а Хрисиппусом («сидящий внутри лошади»).
|
|
Стоицизм давал скорее общие установки, а не философскую систему. Философия стоиков была чересчур пластичной. Хрисипп хвастался: «Из любой чужой философии могу вывести доводы в пользу
1 Цит. по: Тимофеев, А. Г. Очерки по истории красноречия. СПб., 1899. С. 53.
Часть I. Античное наследие
правоты моей». Вместе с тем стоицизм — догматическая философия в том смысле, что в ней есть контрольные тезисы.
Первым побуждением живого существа, согласно стоикам, является самосохранение, а не стремление к наслаждению. Конечная цель определяется как жизнь, соответствующая природе, когда мы воздерживаемся от всего, что запрещено всеобщим законом. Мудрец стоит выше общепризнанной морали. Он руководствуется не моральными нормами, а собственными суждениями. Разум делает мораль ненужной. Мудрец божественен, он не только свободен, он — царь, не удивляется, не страшится, не испытывает жалости. Ему довольно одной добродетели, чтобы быть счастливым. Он вкушает особые наслаждения.
Жены у мудрецов должны быть общие. Зенон и Хрисипп полагали, что при определенных обстоятельствах мудрец будет есть человеческое мясо, утверждали, что каннибализм, свободная любовь, половые извращения, кровосмешение естественны. Важную часть их философии составляет доктрина самоубийства. Смерть должна показать качество принципов, она — своего рода тест. От смерти может быть больше пользы, чем от жизни. Самоубийство необходимо, если совершается в интересах отечества и друзей, при сильной боли, при неизлечимой болезни, в силу принципиальных расхождений. Жизнь сама по себе представляет мало ценности, считали стоики. Сенека и Эпиктет в этом вопросе предоставляют человеку полную свободу и поощряют самоубийц. Не соответствует долгу самоубийство в состоянии аффекта, из страха и вследствие угрызений совести. «Уже Зенон, как говорят, сломав палец в старости, понял это как знак того, что природа зовет его, и немедленно повесился»1. Клеанф и Хрисипп также покончили жизнь самоубийством. Клеанф признавался: «Я готов уйти, но когда чувствую себя еще достаточно крепким, чтобы писать и читать, медлю». И как-то из-за нарыва на языке врач предписал ему воздерживаться от пищи. Через два дня болезнь прошла, и врач разрешил ему вернуться к обычной жизни, на что Клеанф сказал: «Я так далеко ушел по этой дороге, что было бы жаль прервать прогулку», продолжил поститься и умер2.
Мир един и разумен. В нем всякое событие причинно связано с другим. От объективности природы нельзя освободиться, и человек вовлечен в происходящее, желает он этого или нет. Природа «тащит» его за собой. Судьба означает неизменный порядок причин. Человек вступает в мир для созерцания, познания и имитации. Человек — это малый космос, он должен познать большой космический порядок,
Тимофеев, А. Г. Очерки по истории красноречия. С. 223. См.: Hicks, R. D. Stoic and Epicurean. P. 7.
Глава 9. Этика стоиков 81
приспособиться к нему и выполнить свои обязанности. Стоическая этика сконцентрирована вокруг естественной телеологии1. Постулируется телеологический монизм, порядок и закон. Понятие конечной цели, или телос, берет начало у Сократа, получает развитие у Аристотеля. Стоики — строгие детерминисты. Однако действие является практическим и «моим». Человек несет за него полную ответственность. А цель человека — счастливая, или благая, жизнь, которая достижима только в рамках добродетели — честного образа жизни. В философии Сократа удовольствие есть не что иное, как результат способности выполнять определенную работу или специальную функцию, в стоицизме удовольствие — не результат, не награда, а побочный продукт жизнедеятельности, на который не стоит рассчитывать. Им не дорожат.
В пантеистической вселенной стоиков не может быть зла. Зло (боль) существует лишь во мнении, в фантазии. Проблемы зла как таковой не существует. Мудрец не видит зла в физических мучениях; он понимает страдания других людей, но им не сочувствует и не жалеет их. Например, мучимый недугами стоик Посидоний продолжал творить и цедил сквозь стиснутые зубы: «Будь сильнее, боль, будь сильнее. Все равно ты никогда не заставишь меня признать, что ты — зло». Стоик презирает основную массу людей, игнорирует большинство проблем человечества. Он не может позволить, чтобы его спокойствие было нарушено. Разум дан для того, чтобы познать вселенную. Разрыв человека и природы проявляется в четырех формах: удовольствие, желание, забота, страх. Каждый ответственен за состояние своей души. Благо — это нечто, приносящее пользу.
Стоики создали понятие и образ мудреца — идеал, который осуществим в этом мире, норму жизни человека. Мудрецами они называли мифических героев, таких, как Геракл, и более ранних философов, например Сократа, Диогена, Антисфена. Себя же они из скромности к мудрецам не относили.
Стоицизм столкнулся с проблемой, как совместить неизменный порядок природы с относительными законами государства и культурными обычаями. Их ответ: человек подчинен последним и обязан им следовать. Государственными делами мудрец будет заниматься, если ничто этому не воспрепятствует, но он будет свободен от мнений и не согласится ни с какой ложью. Он будет киником, ибо кинизм есть кратчайший путь к добродетели.
Мудрецу не возбраняется нарушение общепринятых моральных норм. Он устанавливает собственные правила, но не отменяет мораль,
' Телеология (от греч. telos — цель) — учение о достижении предустановленной цели. 6 - 5076
82 Часть I. Античное наследие
в соответствии с которой поступают остальные люди. Стоики не выдвинули для рядового, обычного человека каких-то новых моральных обязанностей и не опровергли уже существующих. Хрисипп говорит: «Ибо кто утверждает, что только нравственность обладает ценностью, тот тем самым уничтожает заботу о здоровье, управление имуществом, управление государством, правила деловой и формы частной жизни и в конце концов отказывается и от той нравственности, в которой он хотел бы растворить все»1. Положение мудреца двусмысленно: его принципы не могут стать всеобщими и он вынужден оперировать «безразличным» (внешними благами) не так, как это следует из его принципов, а так, как если бы оно было благом. В мире относительных ценностей совершенный человек должен руководствоваться «предпочитаемым». Стоик не знает снисхождения ни к кому. Добродетель безжалостна. Космос свободен от зла. Лучшее — это покориться судьбе. Мудрец выбирает покорность и претерпевает свою судьбу без стенаний и горечи. «В своей сущности стоицизм — это натурфилософия, завершающаяся мистикой»2.
Римские стоики
По мнению русского ученого Ф.Ф. Зелинского, на римскую философию наибольшее влияние оказали три направления: эпикурейское, стоическое, академическое. «Из них академическое стало достоянием немногих избранных умов, эпикурейское не столько влияло на веру, сколько давало пищу безверию; философией верующей интеллигенции был стоицизм»3. В целом вся литература имперского периода — стоическая. «Под лучами нового стоицизма дряхлая культура оживает на время жизни четырех-пяти поколений. Однако вскоре как-то вдруг сразу, без передышки и паузы начался потоп, и гибель античного мира была предрешена. Столь катастрофический конец как бы намекал на то, что эпоха счастья — нечто на самом деле "чудесное", или ирреальное, не уравновешенное в самом себе и лишенное глубокой основы. То была последняя попытка восстановить доверие человека к природе, именно в этом в конечном счете весь смысл стоицизма. Характерно, что стоицизм еще раз заявляет о себе к концу Возрождения, когда вновь оживает родник веры человека в свои природные данные. Мон-
1 Цит. по: Гомперц, Г. Жизнепонимание греческих философов и идеал внутренней
свободы. СПб., 1912. С. 215.
2 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 333.
3 Зелинский, Ф. Ф. Соперники христианства. СПб., 1995. С. 64.
Глава 9. Этика стоиков
тень, Джордано Бруно — стоики»1. В трагедии «Гамлет» Шекспир выводит стоическую философию как философию покорности судьбе. Друг и наставник Гамлета — благородный и сдержанный Горацио — знаток стоицизма. В монологе Гамлета «Быть или не быть...» христианские взгляды не упомянуты, зато стоический вариант поведения, вероятно, хорошо известен. Гамлет обдумывает, «достойно ль смиряться пред ударами судьбы», «умереть... уснуть... и видеть сны», покончив с бременем жизненных невзгод? В результате он выбирает позицию антистоицизма как более достойную — «надо оказать сопротивленье», решительно выйти навстречу злу и сразиться с ним.
Римский стоицизм — это эклектическая философская секуляризация, великолепная светская школа добродетели, вершина античного гуманизма, а также стихийная, резонерствующая, полемическая, ригористическая и декадентская философия. Стоики поклонялись природе и разуму, верили, что этот мир управляется волей Бога, следовательно, общее важнее частного.
Стоики стремились к духовному совершенствованию. Истинная жизнь — это непрерывное моральное совершенствование и медленное приближение к идеалу мудреца (sapiens). Они призывали бороться за человеческое достоинство, и, по-видимому, только за него. Возможно, стоицизм возник из боязни унижений. Похоже, этот тип рассуждений приготовлен для борьбы против бесчестья.
Стоикам было присуще углубленное понимание долга и совести. Надо отметить, что стоицизм — это наиболее развитая и разработанная этическая философия Античности. Идеальный человек в Риме — мудрец, стоик, законник: холодный, бесстрастный, знающий. Идея закона, которому подчинены все люди без исключения, приводит в 212 г. к распространению гражданства на всех жителей империи.
Назовем некоторые постоянные темы философии стоиков: стоическая трагическая гордость, стоическая апатия, фатализм («то, что в нашей власти»). Абсолютное право — это смерть. Мудрец готов расстаться с жизнью, даже если он счастлив. Глупец всегда цепляется за жизнь, пусть и дурную. Исследуя мотивы самоубийств, стоики установили, что самоубийство может быть обусловлено гневом, истерикой, страданиями, утратами, разорением, муками совести, но также и положительным жизненным итогом — «с меня довольно».
Этика римских стоиков — утешение, проповедь, наставления, увещевания, обращенные главным образом к патрициям и знатным гражданам, программа нравственного воспитания и менее всего — догматы.
1 Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды. М., 2000. С. 331. 6*
Часть I. Античное наследие
Она не разрешила ни одного спорного вопроса. Стоики, по выражению Цицерона, — это «люди, выдергивающие занозы», «обнажающие кости».
В императорском Риме стоиков подозревали в оппозиции режиму: «Начиная с Тиберия, было организовано преследование философов, которое продолжалось без перерыва до Антонинов. Философы часто терпели гонения поодиночке, но иногда подвергались и массовым преследованиям»1. Политическое самолюбие переходит у стоиков в стремление к самосовершенствованию, сохранению независимости даже ценой жизни. Сенека провозгласил, что стоики не будут покорны деспотам. Стоик — бледный, бритый, с приподнятыми бровями, сосредоточенный и грустный, с печальным, суровым лицом, отстраненный, следующий примерам «доблестных мужей», «не соглашающийся ни с какой ложью», не раболепствующий, свободный от страстей, безмятежный, не связанный никакими нормами: во время правления Нерона в римском сенате образовалась так называемая стоическая оппозиция, которая просуществовала, несмотря на жестокие гонения, вплоть до правления Домициана2. Стоики выполняли обязанности светского духовенства.
Стоическая оппозиция была скорее моральной, безобидной и фрондирующей. Никто из стоиков не погиб, сражаясь, хотя многие были казнены либо принуждены к самоубийству. Стоики учили, что не в силах человека что-либо изменить, поэтому следует не противиться естественному ходу вещей, а принять свою судьбу, какой бы она ни была. Первое, что стоик мог предпринять, — это замолчать, уйти во внутреннее изгнание: «Философские и религиозные истины часто служили лозунгом и условным языком, чтобы выразить презрение ко всему, что было в моде, в милости и что пользовалось властью»3. Цицерон отмечал, что стоики часто употребляли такие слова, как: долг, справедливость, достоинство (dignitas), верность, правильное, достойное, подобающее державе, подобающее римскому народу (претерпеть все опасности ради республики), умереть за родину4. Многие смеялись над их речами. Да и сам Цицерон заметил, что слово «достойный» — это какой-то «непонятный призрак». Но спор между добродетелью и наслаждением выигрывает добродетель: о наслаждении как-то неприлично говорить.
1 Буасье, Г. Общественное настроение времен римских цезарей. Пг., 1915. С. 82.
2 См.: Кочеров, С. Н. Стоицизм против тирании (этический анализ борьбы «стои
ческой» оппозиции в Римском сенате) // Этика стоицизма. Традиции и современность.
М., 1991. С. 48.
3 Март, К. Философы и моралисты во времена Римской Империи. М., 1879. С. 142.
4 См.: Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000. С. 108.
Глава 9. Этика стоиков 85
Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.) — происходил из незнатной семьи, не был римским гражданином, но владел целыми улицами и даже кварталами. Любил умственный труд и не годился для общественной жизни. Его учителем был стоик Диодот. Этика Цицерона легла в основу христианского учения о морали и до XVIII в. служила пособием по прикладной морали. Трактат Цицерона «Об обязанностях» — одно из самых популярных его философских произведений. Накануне Французской революции один из наиболее скептических умов эпохи Просвещения — Вольтер — так писал об этом трактате: «Никогда не будет написано более мудрого, более правдивого, более полезного сочинения». Восторженный почитатель Вольтера и активный его корреспондент Фридрих II был столь же высокого мнения об этом произведении: «"Рассуждение об обязанностях" — лучшее сочинение по нравственной философии, которое когда-либо было или будет написано»1. Трактат состоит из трех книг. В первой анализируется понятие нравственно-прекрасного (hon-estum); во второй обсуждается вопрос о полезном (utile); в третьей — о конфликте нравственно-прекрасного и полезного, в котором всегда должно торжествовать нравственно-прекрасное. Моральные предписания перемежаются отступлениями политического характера, историческими примерами, юридическими казусами. Понятие стоической этики «должное» Цицерон переводит словом officium, трактуя его как «средние действия» между благими действиями и пороками. Цицерон различает officium — обязанность, долг (в политической и частной сфере) и honestum — прекрасное в нравственном отношении.
Луций Анней Сенека (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.) — автор философско-этического сочинения «Нравственные письма к Луцилию» (63—64), проповедник и моралист. Был известен как талантливый, но неискренний политик, богач и крупный кредитор, учивший презирать богатство, посредственный драматург и поверхностный мыслитель.
В «Нравственных письмах» Сенека выступает в роли духовного наставника: они «написаны к Луцилию, сицилийскому прокуратору, достигшему звания всадника благодаря своим талантам и влиятельным друзьям. Это был эпикуреец, которого Сенека задумал обратить к стоицизму... отвлечь от эпикурейской изнеженности и заставить держаться более строгой морали» [Сократ. Платон... С. 36]. Сочинение изобилует общими местами, повторами, преувеличениями, проповедью. Оно может показаться скучным, однообразным, полным противоречий. Но «из всех древних моралистов он лучше всех знал и разбирал человеческую совесть, лучше всех схватывал тайные и тонкие
1 См.: Утченко, С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. С. 190.
Часть I. Античное наследие
причины, управляющие нами, и всю эту разнузданную, неуловимую игру страстей, которые смешиваются и борются между собою, не уничтожая друг друга»1. Сенека с особой деликатностью излагал «серьезные мысли для несчастных людей», излечивал древний «сплин», шаткость убеждений и отчаяние. Только мудрец может противостоять злу и вынести удары судьбы, он умеет «хорошо жить и хорошо умирать». От человека, учил он, требуется самообладание: «Все непрочно—и частное, и общественное; судьба городов, как и судьба людей, вертится колесом. Среди полного спокойствия встает ужас; нигде нет причин для смятения — а беды налетают, откуда мы их меньше всего ждем» [Сенека. С. 204]. Поруганное человеческое достоинство восстанавливается добровольной смертью.
Сенека — философ смерти как объекта разумного выбора. Он учит о том, что: 1) в смерти нет страдания, «причина страха смерти кроется не в самой смерти, но в умирающем», «смерть нельзя почувствовать»; 2) смерть не страшна, как не страшно небытие, которое предшествовало рождению; 3) смерть неизбежна, «нелепо плакать», «постоянно бояться смерти», протестовать против законов природы; 4) смерть справедлива, так как она ожидает всех; 5) смерть не есть уничтожение, а только видоизменение, «все кончается, ничего не гибнет»; 6) смерть избавляет от жизненных невзгод; 7) в жизни нет ничего, что привязывало бы к ней, смерть — обязанность, налагаемая жизнью, «жизнь надо кончить хорошо» [Там же. С. 256—257].
Стоицизм возник из неудавшихся исканий счастья. Стоицизм не требовал от человека ни политической смелости, ни общественных действий. Существует некая обширная сфера безразличного, которым правит судьба, или природа. К ней надо относиться равнодушно и то-лерантно. Фактически для большинства греческих философов, включая Сократа, цель этики заключалась не в повиновении правилам, а в том, чтобы достичь счастья — надо ведь не просто жить, а жить хорошо. И стоики интересовались не столько абстрактными понятиями, сколько тем, как человеку следует жить и вести себя в обществе. Человеком, считали они, управляют страсти. Надо постараться, чтобы они не проникали в область правильных и логичных суждений, которые касаются этической стороны жизни. «Природа» играет в стоицизме роль самой существенной нормы, руководства, нравственного критерия. Конечная цель стоика состоит в том, чтобы «жить согласно природе». И это та самая цель, которой практически никто не смог достичь.
Март, К. Философы и моралисты во времена Римской Империи. С. 104.
Глава 9. Этика стоиков
Б. Мандевиль писал: «Большинство древних философов и суровых моралистов, особенно стоики, не считали истинным благом то, что могло быть отнято у них другими. Они мудро принимали во внимание изменчивость фортуны и непостоянство милости государей, суетность почестей и одобрения народа, непрочность богатства и всех земных приобретений и поэтому считали истинным счастьем спокойную ясность удовлетворенного духа, свободного от сознания вины и честолюбия; духа, который, подавив все чувственные желания, презирает как улыбки, так и гримасы фортуны и, находя восторг только в размышлении, желает лишь то, что каждый может дать самому себе; духа, который, вооруженный твердостью и решимостью, научился переносить величайшие потери без заботы, выносить страдания без огорчения и сносить обиды без негодования»1. Б. Паскаль представлял себе стоическую добродетель «со строгим видом, суровым взглядом, взъерошенными волосами, нахмуренным и вспотевшим от тяжких усилий лбом, вдали от людей и в удручающем молчании возвышающуюся одиноко на вершине скалы»2.
Совершенный (мудрец) волен делать что хочет. Для него нет этических обязанностей. Внешние блага ему безразличны. Болезнь, смерть, бедность он не считает злом. Стоик рекомендует: «уступай судьбе», «отдайся на волю судьбы», «всегда предпочитай то, что случается». Стоик Музоний Руф прямо советует «необходимое переживать так, как его переживает хотящий его». В Римскую эпоху предопределение («перст судьбы») перестает быть значимым — необходимое и неизбежное становятся безразличными. Историческое и личное время все чаще переживаются как временность. Нет ничего субстанционального и прочного, значит, и огорчения не имеют смысла. Такое добровольное, сознательное, волевое отстранение от угадывания судьбы и от борьбы с судьбой могло означать готовность сознания к замене желаемых измерений будущего идеальными измерениями, к замене недостаточных средств самодостаточной верой. Достижимость блага видится не в выборе средств, а в вере. Если все движения фатально предопределены, свобода не может заключаться в уклонении от судьбы, она состоит в том, чтобы ее принять и даже опередить. Из презрения к тяготам жизни возникает духовная независимость и автономия личности.
Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) — «раб Эпиктет, хромой и бедный», римский философ-стоик и популяризатор этики стоицизма — прожил
1 Мандевиль, Б. Басня о пчелах. Исследование о происхождении моральной добро
детели. М., 1974. С. 150-151.