1 Лавров, П. Л. Философия и социология // Избр. произв.: в 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 413.
Часть I. Античное наследие
принципы и идеальные формы, с которыми он сверяется, структурируя космос, «отпечатывает» на бесформенной материи.
В диалоге «Филеб» проводится анализ удовольствия и показана иерархия пяти благ. В диалоге «Критий» идеализируется старина, там же приведен миф об Атлантиде. Диалог «Пир» содержит учение об Эросе, или любви к идеалу и совершенству. В диалоге «Федон» Платон делает этические выводы из учения о душе.
В «Меноне» Платон рассуждает о добродетели. Определяется она двояко — как знание (разум) и как истинное мнение (добродетель есть форма знания). Утверждается, что добродетели научить нельзя, но она не является и природным свойством человека. Ни знание, ни правильное мнение не приобретаются от природы. Софисты делают человека искусным в речах, но не в добродетели. Истинное мнение ведет к правильным действиям ничуть не хуже, чем разум. Знание (припоминание) связывает истинные мнения, от чего истинные мнения становятся устойчивым знанием. «А если не благодаря знанию, то только благодаря правильным мнениям люди государственные ведут свои города по правильному пути; разумом же они совсем не отличаются от прорицателей и боговдохновленных провидцев: ведь и те в исступлении говорят правду, и очень часто сами не ведают, что говорят»1. Получается, что «нет добродетели ни от природы, ни от учения, и если кому она достается, то лишь по божественному уделу, помимо разума», «мы правильно назовем людьми божественными... прорицателей и провидцев и всякого рода поэтов; и с не меньшим правом мы можем назвать божественными и вдохновенными государственных людей: ведь и они, движимые и одержимые богом, своим словом совершают много великих дел, хотя и сами не ведают, что говорят»2.
Гуманизм Платона состоит в высокой оценке человеческого интеллекта: из знания вытекает способность к хорошей жизни. Греческая этика вообще снабжает человека средствами защиты от обманчивых перемен. Платонизм стал философской основой гуманизма XIV—XV вв., а также попыткой систематизации человеческого знания о сверхчувственном мире. Платон полагал, что исключительная важность философии связана с решением именно метафизических проблем.
В классическом этическом произведении «Государство» (10 книг) рассматривается этическая категория справедливости и модель совершенного государства. Платон основывал свою политическую теорию на этике. Здесь он следует убеждениям Сократа, который полагал, что справедли-
1 Платон. Менон//Собр. соч.: в4т. М., 1990. Т. 1. С. 611.
2 Там же. С. 612.
Глава 5. Платон. Этический идеализм и социальная этика
вость — это принцип управления в интересах подвластных, в отличие от софистов, утверждавших, что справедливость — это принцип правления в интересах власти. С этической точки зрения справедливый человек будет жить хорошо, а несправедливый — плохо. Несправедливость никогда не может быть целесообразнее справедливости. Однако факты часто говорят о том, что лучше быть несправедливым и казаться справедливым, человеку несправедливому уготована участь лучшая, чем справедливому.
Платон осуждает такой тип государственного устройства, в котором преобладают материальные заботы и имущественный интерес. Нельзя быть богатым и добродетельным. Главная цель государства — сделать граждан добродетельными. Правители призваны реформировать безнравственное человечество. Они стоят выше законов государства, и обычная мораль теряет для них свою обязательную силу. Правители могут заниматься сводничеством, обманом, насилием, санкционировать инфантицид, вторгаться в частную жизнь граждан ради их же блага. Э. Геллнер истолковывает концепцию Платона следующим образом: «Платон предлагает ввести абсолютную трансцендентную доктрину и поручить управление обществом священству, которое напоминает служителей скорее доктринальной, нежели традиционной ритуальной религии. Целью такого государства является — как в Спарте — культивация добродетели аскетической, основанной на самоограничении... Платоновский разум совсем не похож на скромный, ищущий и скептический разум современных эмпириков, считающих, что фундаментом теории являются факты. Его разум выносит независимые, твердые и однозначные суждения, сравнимые по своей убедительности с религиозным откровением, дает обильный урожай непререкаемых истин, способных служить твердыми ориентирами в жизни общества»1.
Платон признает и закрепляет социальное и политическое неравенство граждан, отводит каждому сословию особую нравственность и требует для сословия, занятого производительным трудом, — крестьян и ремесленников — строжайшей дисциплины, регламентации, цензуры, воспитания в духе аскетизма. Причиной разложения полиса Платон считал демократию. Только внешняя сила, находящаяся в руках правителей, может принудить сословия к взаимному согласию и действиям в интересах государства. А.Ф. Лосев считает, что Платон совершил нечто вроде философского самоубийства, перечеркнув собственный гуманизм сочинением «Законы», содержащим «казарменную утопию» полицейского государства. Жестокость, мелочность
1 Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М., 1995. С. 136-137.
Часть I. Античное наследие
контрастируют с возвышенными стремлениями. Аскетизм сочетается с эротическим цинизмом.
Платон выдвинул концепцию полиса как иерархической организации классов, в которой подвластные кормят правящий класс, правящий класс отделен от производящего класса. Прообразом идеального государства Платона можно считать египетскую форму правления или приукрашенную Спарту, имитировавшую египетские принципы социального деления и специализации (олигархическая партия восхищалась спартиатами). Для атаки на демократию Платон обратился к этике ремесленников, которая ценила производительный труд и выражала уважение к умелым людям. Иерархия душ в диалоге «Федр» отражает отношение афинян к ремеслам. В этом сочинении ремесленники поставлены на седьмое место, после них по своим моральным качествам идут только демагоги, софисты и тираны.
Аристократия — это правление лучших, целью которого является благополучие общества. Такому государству философ противопоставляет четыре извращенных государственных устройства. Первое — ти-мократия, правление воинов, основанное на себялюбии и соперничестве, так как в нем господствует «яростный дух». Тимократический человек, по Платону, — жестокий, не очень образованный, хотя ценит образованность и охотно слушает других, «сам, однако, не владеет словом. С рабами такой человек жесток, хотя их и не презирает, так как достаточно воспитан. В обращении со свободными людьми он учтив, а властям чрезвычайно послушен; будучи властолюбив и честолюбив, он считает, что основанием власти должно быть не умение говорить, но военные подвиги и вообще все военное, поэтому он любит гимнастику и охоту»1. Второе государственное устройство — олигархия, власть богатого меньшинства, ставящая во главу угла увеличение богатства общества. Олигархический человек «бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные желания... ходит замухрышкой, из всего извлекает прибыль и делает накопления». Он «не допустит никаких соображений, имея в виду лишь умножение своих скромных средств. Кроме богатства и богачей, ничто не будет вызывать у него восторга и почитания»2. Любовь к почестям превращается у него в любовь к деньгам. Демократия означает власть большинства. Цель демократии — свобода, т.е. демократия не предполагает никакой последовательной и фиксированной политики. Демократический человек живет изо дня в день, «угождая первому налетевшему на него жела-
1 Платон. Государство // Собр. соч.: в 4 т. М., 1994. Т. 4. С. 333.
2 Там же. С. 339.
Глава 6. Аристотель. Этика добродетели
нию... То он пьянствует под звуки флейт, то вдруг пьет одну только воду и изнуряет себя, то увлекается телесными упражнениями, а бывает, нападает на него лень, и тогда ему ни до чего нет охоты. Порой он проводит время в занятиях, кажущихся ему философскими. Часто занимают его общественные дела: внезапно он вскакивает и делает, что придется. Увлечется он людьми военными — и туда его несет, а если дельцами — то тогда в эту сторону»1. Наконец, тирания — власть одного человека, которая отвечает только его личным амбициям и интересам. Тиранический человек хуже всех: выступая сначала как защитник народа, он «чуть только достигнет власти, требует, чтобы народ назначил ему телохранителей». Сначала он дает много обещаний частным лицам и обществу, освобождает людей от долгов, раздает землю народу и своей свите. «Так притворяется он милостивым ко всем и кротким. Когда он примирится кое с кем из своих врагов, а других уничтожит, первой его задачей будет постоянно вовлекать сограждан в какие-то войны, чтобы народ постоянно испытывал нужду в предводителе и для того, чтобы из-за налогов люди обеднели и перебивались со дня на день, меньше замышляя против него»2. Платон не допускает малоспособных людей к управлению государством, надеется создать «сословие правителей» — образованных и талантливых. Справедливость, по Платону, — это когда каждый занимается своим делом. Разделение труда, основанное на способностях, представляется ему абсолютно справедливым.
Глава 6. Аристотель. Этика добродетели
Аристотель (384—322 до н.э.) — выдающийся древнегреческий философ, энциклопедист и логик — родился в г. Стагира, находившемся тогда в политической и экономической зависимости от Македонии, в уважаемой семье придворного врача македонского царя Аминты III. Карьера Аристотеля как философа и главы школы перипатетиков связана с Афинами, но его жизненный путь закончился в г. Халкида (о. Эвбея), куда ему пришлось удалиться из Афин после вспыхнувшего там антимакедонского восстания. Он умер при загадочных обстоятельствах, возможно, его отравили. Какое-то время Аристотель был учителем Александра Македонского. Юный Александр называл его своим «вторым отцом».
1 Там же.
2 Там же. С. 356.
Часть I. Античное наследие
Аристотель — основатель этики как науки и систематизатор этического знания, накопленного его предшественниками, самый лучший преподаватель Академии Платона. В своей философии он сознательно отклонился от сократизма и платонизма. Определенно, ему не близки ни метафизика, ни натурфилософия. Аристотелизм — лучший пример моральной традиции, соединившей оценку и объяснение, удачный образец моральной мысли, неизменно вызывающей к себе доверие. В целом виде и в этическом аспекте философия Аристотеля оправдала себя в самых разных исторических контекстах, сохраняла свое значение вплоть до XVI в., в частности как пример стремления к логичной, простой и неромантической мысли и к такой же жизни, в которой не может быть ничего странного и безрассудного.
Этика Аристотеля представляет собой реалистичное и вполне светское социально-политическое учение, опирающееся на психологию свободных граждан Афин. Его этический реализм не лишен идеала, не впадает в утилитаризм, не защищает эгоизм. В нем нет ни жалоб, ни меланхолии, ни горячности, ни иллюзий. Скорее, он степенен и рассудителен. Этика Аристотеля является этикой общения и действия; она имеет дело не с неизменным, как у Платона, а, напротив, с изменчивым, но в то же время — не злым и не враждебным миром, а с таким, в котором человек самостоятельно может осуществить свои наилучшие устремления. Аристотель в своей этике выразил гражданскую мораль, которая опиралась на характер и разум членов общества. Вероятно, он был первым, сформулировавшим основные моральные нормы гражданского общества, к сожалению, в момент деградации полиса. По замечанию Т. Карлейля, «если можно философствовать о добродетели, то это значит, что она познала самое себя. Она стала больной и становится все дряхлее»1. Аристотель считал, что в гражданском обществе именно этический критерий играет главную роль. Этическое и есть душа, закон гражданского общества. Этика добродетели Аристотеля совершенно непригодна для жизни в империях и деспотиях, она подходит только для свободного человека-гражданина.
Этика Аристотеля служит введением в политику — «входит в политику как ее часть и начало». Этическое включено в широкий контекст общественно-политической жизни. Всякая жизнедеятельность, выпадающая из этого контекста — аполитичная, необщественная, частная жизнь, — приравнивается к животной и как таковая лишена этического содержания. Нравственным идеалом служит в социально-политическом отношении деятельная, а в производственно-экономи-
1 Карлейль, Т. Этика жизни. СПб., 1999. С. 404.
Глава 6. Аристотель. Этика добродетели
ческом — праздная и созерцательная жизнь гражданина-рабовладельца, который распоряжается и живет чужим трудом. Благополучие и преимущества гражданина защищены его политическими правами.
Этические сочинения Аристотеля — «Никомахова этика», «Эвдемо-ва этика» и «Большая этика» — свидетельствуют о гражданском идеализме автора и опровергают слухи о том, будто бы он был агентом македонской партии. Философско-этические достижения Аристотеля — концепция общественно полезного блага, учение о справедливости, о свободе воли и личном выборе — имеют политическое продолжение. Подчеркнем еще раз — это социально ориентированная этика, или «этика гражданского служения», в огромной степени политизированная (человек есть homo politicus). Индивид и субъективность занимают в ней законное место. Однако здесь нет иррациональной субъективности. Возможно, Аристотель просто не знает, что с ней делать. Субъективность — всего лишь сырой материал, который должен принять надлежащую форму и стать характером. Аристотель далек от спартанского идеала поведения и самопожертвования, он не ставит перед средним классом каких-то экстремистских и безумных моральных идеалов, которые бы в корне изменили привычки и образ жизни, произвели бы революцию в нравах. Критерием морали является благо государства, его сохранение. С точки зрения государства, только добродетель законна. Аристотелизм предлагает ненасильственные методы разрешения конфликтов, усиление кооперации и совместных методов решения социальных проблем. Его не увлекают космологические термины. Этика Аристотеля безразлична к неупорядоченному, бесформенному внутреннему миру человека, принимает индивидуализм, но только не в гражданских вопросах. Гражданин не в состоянии мыслить себя отдельно от государства и общества. С одной стороны, для индивидуализма в гражданском обществе открыто большое поприще, с другой — Аристотель отмечает ограниченность и неразумие индивидуалистической программы, предлагает превращать личные задатки в добродетели, а значит, относиться к ним и оценивать с позиции совместных интересов. Аристотель отвергает грубую антиобщественную индивидуализацию, которая предполагает и вызывает отрыв личности от общества. Добавим, что, если бы Аристотель жил в наше время, он выступил бы против теорий морали кантовского типа, в частности из-за содержащихся в них императивности и деиндивидуализации.
«Никомахова этика». «Никомахова этика» — самый известный этический труд Аристотеля — перекликается с его «Политикой»: от разговора о добродетели Аристотель незаметно переходит к политическим темам. Мораль в книгах Аристотеля — это типичная греческая мораль
48 Часть I. Античное наследие
IVв. до н.э., а еще точнее, мораль среднего класса, привязанная к конкретному историческому контексту и действующим социально-политическим институтам Афин периода упадка демократии и героизма, прямо скажем, периода декаданса. Ее фундаментом служит сознание и психология рабовладельцев. Этика Аристотеля — это каталог греческих социальных обычаев и уроки поведения для респектабельных афинян и имущих классов. Она оказывает протекцию афинскому среднему классу, закрепляет и воспитывает в нем отличительные черты, или «привычки». Мораль (этическое), по Аристотелю, — общественная данность в виде нравов, норм, оценок. Фактически и психологически их не избежать, но они подлежат обсуждению и осознанию. Этическое участвует в воспитании человека и проявляется во всякой деятельности, во взаимном общении, в индивидуальном выборе и решении. Мораль противопоставляется только крайностям (невоздержанности и неблагоразумию) и бездействию, или негражданскому поведению.
«Никомахова этика» состоит из десяти книг и освещает две главные темы — благо (счастье) и добродетель. Основными понятиями являются благо, счастье, удовольствие, добродетель, деятельность. Этика замыкается на такие понятия, как axia, logos, nomos, telos, arete, praxis, исследует нравственные задачи гражданина и государства, занимая срединное положение между психологией и политикой.
Книга 1 (о благе и счастье) открывается тезисом о том, что высшее благо есть «цель целей», «то, к чему все стремятся». Высшим благом Аристотель считает: 1) совершенную цель (но не средство); 2) благо государства (цивилизации); 3) единство разумности, добродетели и наслаждения («самое высокое благо — то, которое в душе»); 4) личное счастье, состоящее в благополучии на всем протяжении жизни человека. Представления Аристотеля о счастье сформулированы в следующих сентенциях: «счастливая жизнь и счастье состоят в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить — значит жить добродетельно», «счастье заключается в деятельности», «счастье в том, чтобы жить согласно добродетели», «поскольку высшее благо — это счастье и оно цель, а совершенная цель — в деятельности, то, живя добродетельно, мы можем быть счастливы и обладать высшим благом», «для совершенного счастья необходимы и завершенный срок жизни, и совершенный человек». Аристотель смешивает два значения — благо государства и счастье отдельного лица, апеллирует и к одному, и к другому, в сущности, не видит между ними различий. Благо не есть «вот это благо», которое существует в единичных предметах, или «благо вообще» как что-то отдельное, но делающее благими все другие вещи, или «благо богов», но — «высшее для нас», благо, которое мы находим в общественно-
Глава 6. Аристотель. Этика добродетели 49
политической жизни, наше, конкретно-всеобщее. Здесь же приводится разделение добродетелей на этические (добродетели характера) и дианоэтические (добродетели ума).
В книге 2, посвященной добродетели, Аристотель излагает теорию золотой середины и теорию поступка. В частности, он говорит о том, что добродетель есть способность поступать наилучшим образом, она имеет дело с удовольствием и страданием. Добродетель означает «хорошо выполнять свое дело». Но углубленных занятий философией еще не достаточно, чтобы стать добропорядочным человеком.
Книга 3 содержит дискурс о свободе (произвольном), сознательном выборе (средств) и личном решении, а также о мужестве и благоразумии. Книга 4 продолжает дискурс о добродетелях, в частности о щедрости, величии, обходительности. В книге 5 ставится вопрос о справедливости, в книге 6 — о знании и добродетели. Книга 7 возвращает нас к вопросам об удовольствии и страдании, умеренности и невоздержности. Книги 8 и 9 посвящены дружбе как свободно избираемой связи между гражданами и взаимной любви достойных людей, в основе которой добродетель и благо. Аристотель намерен изобразить идеальный афинский гражданский союз как образец дружелюбия, мира и сплоченности. Наконец, круг замыкается: в книге 10 Аристотель вновь обращается к теме удовольствия. Добродетельные граждане, живущие в прочном справедливом государстве, ведут жизнь достойную. Но они хотели бы большего — блаженства: жизни желанной, ни в чем не знающей нужды. Практичные и рассудительные, когда себя воспитают, будут жить счастливо в дружеском общении.
Нам представляется, что к главным темам этики Аристотеля, помимо блага и добродетели, относится дружба — на чем она основывается, как поддерживать и укреплять дружеские отношения. Дружба подразумевает своего рода коллективизм. В эпоху Античности друзьями называли широкий круг лиц, так или иначе зависимых от поведения гражданина, а потому имевших право участвовать в принятии им тех или иных решений. Гражданин не мог принять решение единолично, не посоветовавшись с друзьями и не поинтересовавшись их мнением заранее. Аристотель не обнаруживает ни грана той любви к человеку, которой будут учить, к примеру, христианские подвижники и богословы. По большому счету он невосприимчив к идеям равенства и братства.
Счастье. Этика Аристотеля — рассудочный эвдемонизм. Он уверен: Добродетели не может быть без приносимого ею удовольствия: «если кто делает дело с удовольствием, то он достойный человек, а если с огорчением выполняет прекрасное дело, то недостойный», «дела добродетели Невозможно делать, не страдая или не наслаждаясь при этом», «самое
4 - 5076
Часть I. Античное наследие
высокое благо — то, которое в душе» (единство разума, добродетели и наслаждения). Выходит, что жить счастливо и жить добродетельно — это одно и то же. Добродетель должна быть полезной самому человеку. Она есть развившаяся и реализованная способность. Счастье не входит в противоречие с нравственным самосовершенствованием. Аристотель отвергает абстрактное представление о счастье и связывает его с конкретными делами и устремлениями.
Итак, объект его этики — это особый сорт счастья (eudaimonia), которому он сам так и не смог дать исчерпывающего объяснения. В общем, счастье есть удовлетворение, которое испытывает человек вследствие и в процессе надлежащего — морально добродетельного, нормативно правильного и санкционированного обществом — поведения. Счастье — неизменная конечная цель и организационный принцип деятельности. Аристотель помещает счастье в телеологическую структуру и даже не обсуждает вопрос о том, как и откуда возникает данный принцип. В «Ни-комаховой этике» он начинает уверенно говорить о полноте счастья, однако затем вынужден признать, что полное счастье невозможно и недостижимо. Аристотель не различает счастье и нравственный идеал. Фактически, счастье есть настоящая цель нравственной деятельности, которая, будучи направлена на самого человека и реализуя заложенные в нем способности, душевно-волевые качества, в конечном счете совершенствует его жизнь и приближает его образ жизни к нравственному идеалу. Нравственная деятельность есть часть практической деятельности и потому должна быть полезной, целенаправленной, общественно значимой и разумной. Однако Аристотель до конца не смог защитить практический образ жизни и в итоге был вынужден признать в качестве наилучшей созерцательную жизнь, т.е. вернуться к устаревшей и консервативной позиции, с которой сам во многом не соглашался. Он отдавал должное практической жизни, но нуждался в таком обществе, которое особо почитает и даже защищает философский, т.е. все тот же созерцательный, образ жизни.
Добродетели. Arete (превосходство) — свойство agathos (добрый, хороший), тех, кто наиболее эффективно мог обеспечивать безопасность, стабильность и благосостояние общества как в условиях войны, так и в условиях мира, критерий пригодности к общественной службе, слово, указывающее на родовитость, высокое происхождение. Arete означает делать все необходимое для блага социального союза, и величайшая часть arete в понимании древних греков — это «хорошо умереть». Быть добродетельным — значит быть эффективным, полезным и успешным, главным образом в военной, социальной и экономической деятельности. Добродетель трансформируется в политическое
Глава 6. Аристотель. Этика добродетели
влияние. Arete человека проявляется в спортивных состязаниях, в войнах и в щедрых тратах, arete требует упражнений. Бедность лишает человека arete и служит определенным препятствием. Платон в диалоге «Менон» определял добродетель как способность принимать активное участие в политике, помогать друзьям и причинять вред врагам, в конечном счете как способность управлять людьми. Постыдные действия постепенно разрушают и губят добродетель. Отвечая на вопрос «Что такое добродетель, как и из чего она возникает?», Аристотель отвергает неверные, на его взгляд, толкования: Пифагор не исследовал добродетели как таковые, но возвел их в числа; Сократ приравнял добродетели к знаниям, упразднив тем самым страсть и нрав; Платон не имел оснований говорить о добродетели, поскольку смешал ее со своим учением об идее блага, о бытии и истине. Современные представления о добродетели восходят к Аристотелю.
Аристотель оградил этику от непрактичных и чересчур возвышенных умозрений — сублимаций. Лучшие цели осуществляются не «разумными», в смысле — свободными от страстей, а страстными, деятельно-аффективными людьми, но умеющими при необходимости себя сдерживать. Как и Платон, Аристотель признавал высшее моральное превосходство созерцательной жизни, «чистой мысли» и назвал ее дианоэтической (интеллектуальной) добродетелью (мудрость, разумность, благоразумие), которая выходит за рамки практической морали. Непрактический, спекулятивный разум имеет дело с концептуальным знанием, объект спекуляции неизменен, спекулятивные истины абсолютны.
Практический разум, в отличие от разума «вечных истин», имеет своим предметом принципы, способные изменяться. Практические истины тесно связаны с людьми и с их опытом. Практический разум должен взвешивать мотивы и только после этого делать выбор. Рассудочная часть разумной души критикует.
Практический разум представлен у Аристотеля как 11 добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, гордость, честолюбие, добрый нрав, дружественность, правдивость, сообразительность, справедливость. Упражняясь в добродетелях, человек достигает высшей практической цели. Наилучшая жизнь — это комбинация дианоэтической и моральной добродетелей. Человек не может стать богом, но должен быть разумным и ответственным членом общества, самостоятельно отвечающим за свою жизнь и судьбу. Добродетели не даются от природы. Они суть приобретенные черты характера. Человек развивает то, что в нем есть. Он не заимствует чужого, никому не подражает, не стремится к тому, чтобы перестать быть самим собой. Не внешние воздействия,
4*
Часть I. Античное наследие
а только собственные усилия делают его добродетельным. Формирование добродетели, по Аристотелю, не имеет ничего общего с современным бихевиоризмом. Аристотель не согласился бы с концепциями, внушающими человеку, что тот будет угоден и успешен, если перестанет быть собой и станет не тем, что он есть. Он отверг добродетельное насилие над человеком, отбросил религиозно-мифологическую концепцию всевластной судьбы и сделал человека лично ответственным за свое благополучие и общественное лицо. Никто другой и никаким другим способом не может осуществить социализацию индивида.
Аристотелевская концепция добродетели — единство разума и страсти, тогда как, например, кантовская — победа разума над склонностью. Аристотель включил в определение добродетели страсти, поведение, а также контекст, в котором эти страсти себя обнаруживают. Добродетель, неизменно вызывающая у Аристотеля восхищение, — мужество. Оно связано с чувствами страха и опасности и имеет дело с величайшим злом — смертью в бою, хотя можно по аналогии, как и делает Аристотель, говорить о мужестве и в других контекстах. Благородная смерть должна иметь благородную причину, например мужество. Мужество включает две эмоции — страх и смелость (отвагу). Аристотель приводит пять видов мужества: гражданское мужество (politike) — оно происходит от стыда, от стремления к чести и во избежание позора и порицания; мужество по принуждению и из-за страха (воинское); опыт в отдельных вещах — это тоже мужество; мужество-ярость (ho thymos), ярость сильнее всего толкает навстречу опасностям, придает силы, возбуждает; мужественными кажутся те, кто не ведает об опасности, но бесстрашие не обозначает ничего положительного — это неспособность ощутить страх в силу тупости или ненормальности, бесстрашный не может быть отважным. Везде, где бы Аристотель ни говорил о мужестве, он кладет в основу мужество в бою — воинскую добродетель.
Благоразумие, важнейшая добродетель по Аристотелю, подразумевает сдержанность, спокойствие, умеренность, знание человеком самого себя, самоконтроль, здравый смысл, идущие не от ума, но от здоровой натуры, т.е. комплексную нравственную добродетель среднего гражданина, афинский эталон добропорядочности. Человек для Аристотеля — это государственный муж, дружелюбный, рассудительный, действующий сознательно ради похвальной цели. Он заботится о достижении результатов. Поэтому бездействие не есть добродетель. Вместе с тем Аристотель часто подчеркивает слабость человека и ограниченность его сил.
Щедрость, еще одно важное свойство, характеризует свободнорожденного члена общины. В аристократической рабовладельческой этике
Глава 6. Аристотель. Этика добродетели 53
щедрость стала обозначать комплекс нравственных норм свободного человека, в особенности широту и свободу поведения в имущественных вопросах, щедрый — это синоним возвышенного душой и благородного человека, не мелочного, не поглощенного накоплением.
Аристотель обращается к искусству практического морального суждения. Его этика — не догматическая и не формальная, нормативные контуры только намечены. Скорее, имеется в виду практическое умение и навык, параллельно которым формируется характер человека. Мораль понимается им как сумма, последовательный ряд свободных индивидуальных действий (линия поведения), включенных в широкий контекст, связанных с обстоятельствами и умыслом.