2 Стрельцова, Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. С. 75.
Часть I. Античное наследие
жизнь, полную злоключений. О его бедности ходили легенды. Получил свободу лишь в 18 лет и был выслан из Рима в провинцию. Мораль для Эпиктета распадается на универсальное (воля Бога), личное (совесть), духовное (помышления) и практическое (поступки) и предстает как особая деятельность, неразрывно связанная со свободой. Эпи-ктетучил: «терпи и воздерживайся», «ни о чем не жалей», «не сердись, не падай духом», «не беспокойся о внешнем, только собственные мысли, желания и поступки заслуживают внимания», «благо и зло — в нас самих», «будь доволен всем, что у тебя есть», «старайся устранить из своей жизни сокрушения и стенания», «не будь трусливее детей, не тревожься, не гневайся, не раздражайся, не плачь», «ничего не бойся, никому не завидуй, живи спокойно, желай того, что в твоей воле, что честно и что у тебя под рукой» [Римские стоики... С. 237]. Его мораль проста: «не привязывайся к тому, что тебе не принадлежит».
|
|
Терпение — главное правило. Следует безропотно переносить страдания. Свободен лишь тот, кто не боится умереть, поступает в соответствии со своими убеждениями, не страшась ни мучений, ни оков, ни смерти. Эпиктет цитирует слова киника Диогена: «Я свободен, потому что мне ничего не надо». Как по смыслу, так и по фразеологии дидактика Эпиктета мало отличается от кинических моральных сентенций и христианских проповедей. К богу Эпиктет обращается со словами: «Распоряжайся мной отныне, как ты хочешь: я одного мнения с тобой, я твой»1. О том же позже будет говорить Августин Блаженный: «Повелевай, что хочешь».
Учение Эпиктета — это философия свободы, обращенная к «рабскому существу» и отвечающая на «рабский вопрос»: что такое быть рабом? Рабство означает зависимость и испорченность. Так же рассуждал Цицерон: «Но если рабство есть (а это действительно так) готовность повиноваться, присущая сломленному, униженному, лишенному собственного суждения духу, то кто же будет возражать против того, что все люди, подверженные страстям, легкомысленные, наконец, все непорядочные являются рабами?»2 Философию Эпиктета трудно назвать учением о добродетелях, хотя о них много говорится, учением об обязанностях, как, например, у Цицерона, хотя в ней упоминается об общественных, родительских, соседских обязанностях и обязанностях дружбы с позиций «человека заботящегося», а также радикально аскетической или чисто религиозной этикой. Это — «терапевтическая философия», призванная излечивать от страха и неуве-
Беседы Эпиктета // Вестник Древней истории. 1975. № 3. С. 244. Цицерон, Марк Туллий. О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков. С. 467.
|
|
Глава 9. Этика стоиков 89
ренности. Значительное место в ней занимает тема нравственного совершенствования личности.
По Эпиктету, свобода состоит в том, чтобы: а) хотеть только того, что от тебя зависит, б) желать или не желать по своему усмотрению, в) избавиться от желаний, а не удовлетворять их, г) жить в соответствии со своими убеждениями, д) отречься от того, что неминуемо должно погибнуть. Свобода заключается не в осуществлении желаний, а в их уничтожении. Тот, кто хочет властвовать над людьми, несвободен. Несвободен и тот, кто желает невозможного, трудно достижимого, «чужого», таких благ, из-за которых люди сражаются друг с другом, применяют насилие. Меланхолия, страх, тревога указывают на рабскую зависимость человека. Конкуренция, борьба и целеустремленность исключают свободу. Фатализм и толерантность стоиков упраздняют проблему справедливости. Социальный и нравственный протест принимает в стоицизме пассивную форму.
От Эпиктета остались две большие работы — «В чем наше благо?» и «Беседы». «Беседы» записаны его учеником Флавием Аррианом, запечатлевшим образ мыслей учителя и содержание его бесед. Арриан назвал свой пересказ «Учебник». Этот «Учебник» позднее лег в основу устава св. Бенедикта, стал настольной книгой многих европейских моралистов — от Тертуллиана до Монтеня, Паскаля и Канта.
Эпиктет постоянно обращается к проблеме господства и подчинения, конфликта внешнего принуждения и внутренних убеждений, за которые ответственен сам человек. Философ утверждает: «Человек над человеком не господин»1. По Эпиктету, рабство и зло есть одно и то же. Бог (Зевс) — господин и отец людей — выше и сильней цезаря. Тюремщики, господа, хозяева реальны и страшны только для тех, кто чувствует себя «беглым рабом». Упраздните нелепые мнения и страхи—и никто не будет властвовать над вами. Волнения и опасения свойственны рабским существам. Свободный человек рассудителен и спокоен. А разного рода треволнения, мучительные состояния, все то, что тяготит и угнетает, ужасное и страшное — не более чем легко устранимые представления и восприятия. Задача стоической добродетели — дать человеку спокойствие и уверенность. Стоик не видит трагедии ни в чем: «Трагедии имеют место среди богачей, царей и тиранов, а бедняк один не участвует в трагедии, разве только как участник хора»2. У него нет трагедийного чувства. Но он может участвовать в «игре», пока она ему нравится, стараться хорошо исполнить свою роль, а
1 Беседы Эпиктета. С. 253.
2 Там же. С. 243.
90 Часть I. Античное наследие
если наскучило — бросить игру и уйти. Общество — не тюрьма. В игре самой по себе нет глубокого смысла и практической заинтересованности — тут люди-актеры лишь демонстрируют мастерство, то, чему они научились. Они могут играть свои роли с воодушевлением или плохо, могут вовсе отказаться от игры. Не случайно Эпиктет так любил сравнивать этическое поведение стоика с выступлениями атлета, кифареда, декламатора. В таких выступлениях главное — искусство, умение, подготовка. Стоик, как и актер, будет обращать свое внимание не на цель или достижение, а на само действие. Поступок обладает самоценностью. Человек не вступает во взаимодействие. Каждый выполняет в одиночку то, что считает нужным и положенным по его роли: «ты сделаешь то, что твое, и я — то, что мое. Твое — убить, мое — умереть без трепета».
Стоики трактуют общественную жизнь как театр. Люди разыгрывают социальную драму. Театр меняет социальные структуры, в нем присутствуют собственные миры индивидов. В театре умирают эстетично и правдиво. Театр забирает людей из мира, который их произвел и воспитал. С подмостков общества стоик уходит на подмостки театра. Действуя театрально, он сопротивляется социальному контролю и противостоит обществу. Эта техника отстранения и создания собственных миров используется стоиками: «Можно, хотя и ценой значительных психологических затрат, возвести себе крепость разума. Пребывание внутри этой крепости позволяет почти не обращать внимания на каждодневные ожидания со стороны общества. Как только кому-то удается построить такую башню, интеллектуальная конструкция этого сооружения все больше и больше начинает формироваться самим индивидом, а не идеологией окружающей его социальной системы»1.
|
|
Центральным понятием этики Эпиктета является понятие свободы воли. В этом слышится отзвук сократического идеала внутренней свободы. Самое главное — это свобода воли. Над свободой воли человека никто не властен, даже Зевс. В ней заключаются и добро и зло. Говоря о свободе воли, Эпиктет нигде не ведет речи о произволе и аномии. Свобода воли не образует у него и предпосылки моральной ответственности, не означает антиавторитарной позиции, не ведет к отчуждению и обособлению человека. По Эпиктету, мораль — это бескомпромиссная мораль убеждений, твердых принципов. Эти принципиальные суждения изменяют наши представления о проис-
Бергер, П. Общество как драма//Человек. 1995. № 4. С. 28.
Глава 9. Этика стоиков 91
ходящем с нами и вокруг нас. Если традиционно мнения порицались за то, что они не исследованы и ошибочны, то Эпиктет хвалит неко- торые мнения за то, что мы можем их менять по собственной воле. Для Эпиктета жизненный и одновременно нравственный идеал — «делать то, что хочешь»: «Только не делай ничего, если это тяготит тебя, если это угнетает тебя, если ты считаешь, что это причиняет тебе зло. Ведь к этому тебя никто не принуждает»1. Страдание возникает в ситуации, когда «хочу чего-то — и не получается». Как же возможно «делать то, что хочешь»? Для этого нужно отделить внешнее, то, что от тебя не зависит, от внутреннего, того, что всегда в твоей власти, — «свое» от «чужого». Хранить свое, не притязать на чужое, пользоваться тем, что есть, не жаждать того, что не дается, если отнимают, с легкостью отдавать, не плакать и не жаловаться. Тогда будешь невозмутим. Благо — это добродетели и все причастное добродетелям. Зло есть противоположное добродетели. Безразличное — это богатство, здоровье, слава.
|
|
Эпиктет не мог представить себе, что добродетель отделена от полезного: «Если благочестие и польза не совмещены, то благочестие не может сохраниться ни в ком»2. Иными словами, когда добродетель сталкивается с пользой, обычно побеждает польза. «Все делать для себя отнюдь не означает поступать против общего блага», нельзя ждать, чтобы люди отказались от своего личного блага. При том, что многие античные авторы со скепсисом и осуждением относились к прагматизму и страсти к обогащению, для античной этики характерно соединение добродетели и пользы. От добродетели ожидали полезности, а порок, как полагали, наносит ущерб самому порочному человеку. Эпиктет ставит тот же самый вопрос: какова польза от добродетели? Какую пользу принесли тебе твои мнения? И он же советует: «Тех, кто имеет злые мысли или заблуждается, надо жалеть. К людям следует проявлять милосердие». Эпиктет не согласен с философией отчуждения Эпикура и платонизмом, который содержит лишь непрактические рассуждения.
Если рассматривать себя как обособленного, говорит Эпиктет, то по природе тебе полагается прожить до старости, быть богатым, здоровым. А если будешь рассматривать себя как частицу некоего целого, частицу полиса, состоящего из богов и людей, то ради целого тебе придется болеть, подвергаться опасностям, впасть в нужду, умереть преждевременно3. Эпиктет требует от человека самососредоточенности,
1 Беседы Эпиктета. С. 244.
2 Там же. С. 247.
3 См.: Там же. С. 246.
Часть I. Античное наследие
предвосхищая христианское «одиночество перед Богом». Этику общения он ставит ниже духовной жизни.
Марк Аврелий (121—180) — римский император, «философ на троне», последний из великих языческих, дохристианских моралистов. С его творчеством связывают вырождение стоицизма, идею необходимости и внутренней неизменности мира при видимой его изменчивости. Стоики советовали «не гневаться», сохранять спокойствие души при всяческих внешних переменах, избегая крайностей, не поддаваясь неупорядоченным и неконтролируемым страстям.
Рекомендуемая литература
Антология кинизма: философия неприятия и протеста. М., 1996.
Гомер. Илиада — Одиссея / пер. Н. И. Гнедича, В. М. Жуковского. М., 2000.
Гусейнов, А. А. Античная этика. М., 2004.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М, 1978. Кн. 8.
Золотые стихи. М., 1998.
История этических учений / ред. А. А. Гусейнов. М., 2003. Разд. 4.
Лосев, А. Ф. Гомер. М., 1960.
Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.
Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. М., 1995.
Человек и общество в античном мире. М., 1998.