И движущих сил психического развития

В философии развитие понимается как процесс закономерных, направленных и необратимых изменений объекта, обнаруживающихся во времени.

Движущей силой (т. е. причиной) развития являются возникающие в самом объекте внутренние противоречия. Внешние воздействия не могут выступать непосредственной причиной (фактором) развития; они могут повлиять на развитие только в той мере, в какой они обуславливают возникновение и обострение внутренних противоречий.

Закономерный характер развития обусловлен тем, что причина развития является не внешней и поэтому случайной, а внутренней (противоречия, обусловленные характеристиками самого объекта). Направленный характер развития означает прогрессивность происходящих изменений, поступательное движение ко все более совершенному состоянию объекта. Необратимый характер изменений обусловлен качественными трансформациями объекта, которые делают невозможным возвращение к его прежнему состоянию.

Психическое развитие индивида в онтогенезе представляет собой процесс обнаруживающихся во времени закономерных, направленных и необратимых изменений психики индивида. Эти изменения выражаются в возникновении и совершенствовании психических функций отражения и регуляции.

Психическое развитие человека заключается в возникновении и совершенствовании свойственных человеку высших (сознательных и произвольных) психических функций отражения и саморегуляции, в возникновении сознания и личности ребенка в ходе овладения им общественно-историческим опытом.

Л.С. Выготский различал два типа развития:

· преформированный: в самом начале заданы, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдёт, так и конечный результат, который будет достигнут. Примером преформированного типа развития является эмбриональное развитие. Ст. Холл попытался представить психическое развитие человека по принципу эмбрионального. Психическое развитие, согласно его теории, краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека (в основе такого понимания – закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза);

· непреформированный – наиболее распространённый тип развития на нашей планете. Этот путь развития не предопределён заранее: дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней психического развития. Детское развитие – непреформированное развитие, но это совершенно особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху (той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном этапе развития общества). Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу, который существует в обществе.

Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, возникающие в процессе развертывания активности субъекта. А сама эта активность, в свою очередь, является необходимым условием возникновения, обнаружения, разрешения противоречий. Будучи направленной на присвоение общественно-исторического опыта и воспроизведение исторически заданных форм бытия человека, эта активность может осуществляться в совместной деятельности (процесс обучения), а также в общении и индивидуальной деятельности. Возникающие в процессе деятельности противоречия способны приводить к возникновению новых качественных особенностей психики. Одним из основных противоречий является противоречие между изменившимися возможностями ребенка и старой системой его отношений с окружающими людьми, которое ощущается ребенком субъективно (как внутреннее противоречие). Его разрешение происходит путем выработки новых способов поведения, что и вызывает изменения в психическом развитии. Обострение противоречия при невозможности его разрешения приводит к кризису.

Таким образом, воспроизведение самим ребенком конкретных видов деятельности (на начальных этапах – под руководством взрослого) определяет возникновение и развитие его психики, следовательно, собственная активность человека является условием его психического развития. У животных собственное активное взаимодействие с окружающей действительностью направлено на приспособление и восстановление гомеостаза. У человека взаимодействие с миром выходит за рамки простой адаптации, оно направлено на осуществление преобразующей деятельности.

Предпосылки психического развития – совокупность особенностей индивида, которые необходимы для осуществления взаимодействия с миром и, соответственно, для развития психики, но еще не достаточны. К ним относятся все морфофизиологические особенности человека (строение тела и органов, в том числе органов чувств и центральной нервной системы, особенности всех физиологических процессов), которые можно разделить на наследственные особенности (генотип); врожденные особенности, возникающие во внутриутробном развитии (например, инфекционные заболевания, нарушения развития органов вследствие лекарственного воздействия и т. п., которые имели место во внутриутробном периоде); приобретенные особенности – это последствия прижизненных заболеваний и травм, а также позитивный результат лечения генетических или врожденных особенностей (например, благо-получная операция по исправлению порока сердца).

Таким образом, индивидуальные морфофизиологические (биологические) особенности ребенка определяют возможности и ограничения для активности, следовательно, являются предпосылками психического развития.

Источник психического развития – понятие, определяющее место и роль среды, в первую очередь социальной среды, в процессе психического развития человека. Социальная среда имеет конкретно-исторический характер и может быть разделена на микросреду (ближайшее социальное окружение) и макросреду (народ, человечество в целом). Включает в себя всю совокупность опыта, достигнутого человечеством к определенному этапу исторического развития. Опыт воплощен в предметах материальной и духовной культуры, а также в соответствующих этим предметам формах деятельности и общения, носителями которых являются конкретные люди. Психическое развитие ребенка невозможно без воссоздания им самим в собственной активности социально обусловленных форм деятельности и общения.

Таким образом, воплощенный в конкретных видах деятельности общественно-исторический опыт заимствуется ребенком из окружающей его социальной действительности, следовательно, социальная среда является источником видов и форм активности и, соответственно, психического развития.

Основные теории психического развития

Биогенетические концепции развития

Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказал Ч. Дарвин, который впервые четко сформулировал идею о том, что развитие, т. е. генезис подчиняется определенному закону. Затем Э. Геккель и И. Мюллер сформулировали знаменитый биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе.

С. Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития. Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, принято называть теориями рекапитуляции, они опираются на идею преформизма.

Видный австрийский психолог К. Бюлер намеревался представить весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека как восхождение по единой биологической лестнице, проанализировать процесс превращения ребенка (существа, по его мнению, пассивного, беспомощного, лишенного всяких душевных движений) в человека. К. Бюлер известен как автор теории трех ступеней в развитии ребенка. Каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект.

В современных теориях развития сторонники биологизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии личности человека его природно-биологическому началу, полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Генетически запрограммированными они считают интеллект, аморальные черты характера и др. Допущение преформизма мы видим и в теории Ж. Пиаже, который считает, что созревание ума выглядит как нечто биологически детерминированное; и у представителей гуманистической психологии, например, А. Маслоу, подчеркивая врожденный компонент гуманных потребностей человека (любовь, симпатия, уважение), доказывает, что они имеют инстиктоидную природу, специфическую для человеческого рода.

Социогенетические концепции развития

Истоки социогенетического направления – в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с чистой, как восковая доска, душой. На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Акцентируя в противовес «биологизаторам» другой фактор – социальный, авторы социогенетических концепций полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного, и каждое его действие – это лишь продукт внешней стимуляции. Отсюда, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада.

Представителем этой концепции является американский психолог Дж. Уотсон (основатель бихевиоризма).

Таким образом, в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

Теория конвергенции двух факторов

В. Штерн считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В. Штерн писал, что ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что именно происходит в ней извне и что изнутри? Потому что в ее проявлении действуют всегда и то, и другое, только всякий раз в разных соотношениях.

Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс элементов наследственности и игрек элементов среды. Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу: «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». До сих пор психологи продолжают взвешивать два этих фактора. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что интеллект определяется на 80 % влиянием наследственности и на 20 % влиянием среды. Многие теории отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития.

Теория культурно-исторического развития высших психических функций

Теория культурно-исторического развития высших психических функций, раскрывающая происхождение сознательных и произвольных психических процессов у человека, была создана Л.С. Выготским. Л.С. Выготский сделал вывод о том, что психика человека как отражение его бытия также является опосредствованной, т. е. человек отражает окружающий мир и управляет своим поведением при помощи особых средств – «психологических орудий», примером таких орудий являются различные системы знаков (символов, эталонов и т. п.), самой важной из которых является естественный язык. С изменением и развитием общества изменяются и знаковые системы, что, в свою очередь, влечет изменения в структуре и содержании высших психических функций, поэтому теория называется культурно-исторической. В процессе своего развития ребенок может присвоить эти «орудия» только в совместной деятельности со взрослым, поэтому основной закон развития высших психических функций у ребенка звучит следующим образом: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, т. е. как функция интер-психическая, второй раз как деятельность, индивидуальная, как внутренний способ мышления, как функция интрапсихическая». Это означает, что развитие психики ребенка осуществляется в процессе интериоризации социальной, совместной, внешней, практической деятельности в деятельность индивидуальную, внутреннюю, психическую. Усвоение ребенком «психологических орудий» преобразует его психику: она становится произвольной и осознанной.

Высшие психические функции свойственный человеку уровень развития психических процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти и т. п.). По Л.С. Выготскому, высшие психические функции (=процессы) отличаются от так называемых натуральных следующими особенностями: они социальны по происхождению (закон развития высших психических функций: от интерпсихических к интрапсихическим), опосредствованы по структуре (благодаря знаку, за которым закреплено значение), осознанны и произвольны в своих функциональных харак-теристиках.

Зона ближайшего развития понятие, конкретизирующее разработанное Л.С. Выготским представление о связи обучения и психического развития. Зона ближайшего развития (ЗБР) определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может выполнить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Область того, что ребенок может сделать под руководством и в сотрудничестве со взрослым всегда шире области того, что он может сделать самостоятельно, поэтому ЗБР иногда определяется как разница этих двух областей. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, затем становится его собственным достоянием (уровень актуального развития). Вместе с этим происходит и расширение прежней ЗБР: в нее попадают те задачи, которые прежде ребенок не мог осуществлять даже с помощью взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: