"бекон" и записать "свиные отбивные". А вот если покупатель
Придет домой и его жена укажет ему, что он купил свиные
Отбивные, хотя ему нужно было купить бекон, то он не сможет
исправить свою ошибку, зачеркнув слово "бекон" и записав вместо
этого "свиные отбивные". Я предлагаю назвать этот аспект
Различием по направлению приспособления. Список сыщика
характеризуется направлением приспособления "слова к миру",
список же покупателя обладает направлением приспособления "мира
к словам".
Итак, бывают ситуации, когда не слова приспосабливаются к
Миру, а наоборот. Например, когда преступник совершает
Преступление, суд ищет в кодексе статью, к которой можно
Приспособить это преступление. Или, когда мы встречаем на
Вокзале незнакомого человека, чье словесное описание получили
От друзей, мы тоже приспосабливаем внешность сошедших с поезда
Пассажиров к имеющимся в нашем распоряжении словам. Или, когда
|
|
Приходим получать зарплату, кассир выдает нам сумму,
Приспосабливая ее к цифровому выражению слов, означающих размер
Нашей зарплаты. И наконец, когда мы говорим о воспитательной
Роли литературы...
Значит, не только литература может воспроизводить жизнь,
Но и жизнь может воспроизводить литературу? Когда уже в начале
нашего века Оскар Уайльд в предисловии к роману "Портрет
Дориана Грея" сформулировал тезис о том, что не искусство
Отражает жизнь, а наоборот, читатели отнеслись к этому как к
Парадоксу. Сегодня же Оскара Уайльда можно, скорее, обвинить в
Чрезмерной категоричности, чем в пристрастии к лингвистическим
Шалостям. Да и сам он доказал, что не шутит, когда, вставив
Зеленую орхидею в петлицу своему герою, вынудил английских
Модников последовать его примеру --- и зеленая орхидея в
Петлице фрака стала считаться на время признаком особенной
Утонченности.
В таких ситуациях можно понять Жизнь: ей с собой немножко
Скучновато, хочется чего-нибудь на стороне, чего-нибудь
Эдакого. И она обращается к Литературе с просьбой о зеленой
Орхидее в петлицу. А Литература щедра: в ней сколько угодно
зеленых орхидей, целый сад зеленых орхидей!
Как тосклива жизнь без зеленых орхидей!.. Иногда кажется,
И живем-то мы именно потому, что предвкушаем чудесные перемены.
Завтра, думаем мы, случится такое, чего не случалось никогда,
Ну, по крайней мере, ни позавчера, ни вчера, ни сегодня уж
точно не случалось! А когда мы устаем ждать, мы приходим на
|
|
Поклон к Литературе -- и в ней проживаем те самые жизни,