Онтология: учение о материи и формах

…История естественных явлений складывается из пяти

взаимосвязанных частей. Первая из них − это история небесных явлений,

которая охватывает только сами эти явления как таковые и совершенно не

связана с теорией. Вторая часть − это история метеоров (включая кометы) и

того, что называют атмосферой, однако пока невозможно найти

сколько-нибудь серьезное и ценное исследование природы комет, огненных

метеоров, ветров, дождей, бурь и т.п. Третья часть − это история земли и моря

(насколько они являются едиными частями Вселенной), гор, рек, приливов и

отливов, песков, лесов, островов, наконец, самих очертаний континентов и их

протяженности; но во всех этих явлениях важно прежде всего наблюдать и

исследовать их природу, а не ограничиваться их простым описанием.

Четвертая часть посвящена истории общих масс материи, которые мы

называем большими собраниями и которые обычно именуют элементами.

Ведь не существует описания огня, воздуха, воды, земли, их природы,

характера движения, действия, влияния на окружающее, которые бы могли

составить их подлинную историю. Пятая, и последняя, часть посвящена

истории особенных собраний материи, которые мы называем меньшими

собраниями и которые обычно именуют видами.

…Природа и внешняя сторона Вселенной открыты и доступны для

взора, судьбы же индивидуумов скрыты и неожиданны. Сама мастерская

природы в своем лоне и в своих недрах производит все явления, большие и

малые, в свое время и по определенному закону.

…Уже давно укрепилось твердое мнение, что никакие u1095 человеческие

усилия не в состоянии раскрыть сущностные формы вещей или их истинные

отличительные признаки. А между тем это мнение подтверждает наше

убеждение, что нахождение форм является наиболее достойной исследования

областью во всей науке… Если мы внимательно, серьезно и искренне

обратимся к действию и практике, то без большого труда сможем в

результате исследований достичь того, что собой представляют те формы,

познание которых могло бы удивительным образом обогатить и

облагодетельствовать человечество.

Следует больше изучать материю, ее внутреннее состояние и изменение

состояния, чистое действие и закон действия или движения, ибо формы суть

выдумки человеческой души, если только не называть формами эти законы

действия.

Неверно мнение, что формы или истинные отличия вещей, которые в

действительности суть законы чистого действия, открыть невозможно, и что

они лежат за пределами человеческого…

Дело и цель человеческого знания в том, чтобы открывать форму

данной природы, или истинное отличие, или производящую природу, или

источник происхождения, ибо таковы имеющиеся у нас слова, более всего

приближающиеся к обозначению этой цели.

…Хотя в природе не существует ничего действительного, помимо

единичных тел, осуществляющих сообразно с законом отдельные чистые

действия, однако в науках этот же самый закон и его разыскания, открытия и

объяснения служат основанием как знанию, так и деятельности. И этот же

самый закон и его разделы мы разумеем под названием форм…

Материя в свою очередь (поскольку уничтожение или подлинная гибель

материи может совершиться только всемогущим господом), претерпевает

удивительные превращения, принимает различные образы, переходя от

одного изменения к другому, до тех пор, пока не совершит весь круговорот и

не возвратится в прежнее состояние.

Почти все древние мыслители − Эмпедокл, Анаксагор, Анаксимен,

Гераклит и Демокрит − хотя и расходились между собой во многих других

пунктах, касающихся первой материи, тем не менее сходились в том, что все

они определяли материю как активную, как имеющую некоторую форму, как

наделяющую этой формой образованные из нее предметы и как

заключающую в себе принцип движения. Да и никто не может мыслить

иначе, если он не желает совершенно покинуть почву опыта, поэтому все

указанные мыслители подчинили свой разум природе вещей, между тем как

Платон подчинил мир мыслям, а Аристотель подчинил эти мысли словам…2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: