И основные пути познания

Как науки, которые теперь имеются, бесполезны для новых открытий,

так и логика, которая теперь имеется, бесполезна для открытия знаний…

Логика, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и

сохранению заблуждений, имеющих свое основание в общепринятых

понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна.

Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия

истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим

аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности,

обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне.

Другой же путь: выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь

непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим

аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный.

Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и

глубоко в нем укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход

истине. Но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова

преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если

только люди, предостереженные, не вооружатся против них, насколько

возможно…

Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того,

чтобы изучать их, дадим им имена. Назовем первый вид идолами рада,

второй − идолами пещеры, третий − идолами площади и четвертый − идолами

театра…

Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени

или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть

мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума, покоятся на

аналогии человека, а не аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному

зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи

в искривленном и обезображенном виде…

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого

помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера,

которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых

прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от

чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие

разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души

предвзятое и предрасположенное или же души хладнокровные и спокойные,

или по другим причинам…

Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной

связанности и сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея в виду

порождающие их общения и сотоварищества людей, идолами площади. Люди

объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению

толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом

осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли

вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают

делу. Слова прямо насилуют разум, смешивая все, и ведут людей к пустым и

бесчисленным спорам и толкованиям…

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из

разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств.

Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть

принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и

сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.

Те, кто занимался науками, были или эмпириками, иди догматиками.

Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным.

Рационалисты, подобно паукам, производят ткань из самих себя. Пчела же

избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых

цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от

этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или

преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутый

материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов,

но изменяет его и перерабатывает в разуме. Итак, следует возложить добрую

надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих

способностей − опыта и рассудка.

…Мы же не воздвигаем какой-либо Капитолий или пирамиду в честь

человеческого высокомерия, но основываем в человеческом разуме

священный храм по образцу мира. И мы следуем этому образцу. Ибо то, что

достойно для бытия, достойно и для познания, которое есть изображение

бытия[2].

Что же касается опровержения призраков или идолов, то этим словом

мы обозначаем глубочайшие заблуждения человеческого ума. Они

обманывают не в частных вопросах, как остальные заблуждения,

затемняющие разум и расставляющие ему ловушки: их обман является

результатом неправильного и искаженного предрасположения ума, которое

заражает и извращает все восприятия интеллекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: