Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика

Источниками, в которых закреплена компетенция Европейского Союза, служат его учредительные документы: Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г.

Подавляющее большинство вопросов, входящих в компетенцию данной организации, содержатся в первом источнике, т.е. в Договоре о ЕС 1957 г. Подписанный одновременно с ним Договор о Евратоме носит узкоспециальный характер и закрепляет полномочия наднациональных институтов в сфере атомной энергетики.

В Договоре о Европейском Союзе 1992 г. устанавливаются его полномочия по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО), т.е. в рамках второй и третьей опор.
Таким образом, в настоящее время компетенция Европейского Союза содержится в трех основных источниках:

- в Договоре о ЕС 1957 г., прежде всего в его части третьей "Политика Сообщества";

- разделах V и VI Договора о Европейском Союзе: в положениях о ОВПБ и СПСО;

- разделе втором о Евратоме 1957 г. «Положения по содействию прогрессу в области атомной энергии»

Именно в данных источниках сосредоточены уполномочивающие статьи, т.е. те положения, наделяющие институты Союза полномочиями принимать меры по конкретным вопросам общественной жизни. Ссылки на эти статьи обязательны в преамбуле каждого правового акта Союза.

Компетенции Союза и национальных правительств по Лиссабонскому договору. В Лиссабонском договоре (Договор о реформе ЕС) четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. Сообщество действует в рамках компетенции, предусмотренной договором и целями, которое оно ставит для него. В вопросах, которые не относятся к «исключительной компетенции» ЕС, «Союз будет принимать участие только тогда и в той мере, если цели не могут быть должным образом достигнуты каждым государством самостоятельно на федеральном или местном уровне, но могут быть достигнуты в рамках всего Союза, принимая во внимание масштабы и последствия предполагаемых действий». ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах «определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности», определения действий для «поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами-членами, но без ущемления их компетенций в этих областях» (Ст. 2 Римского договора). Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах-членах. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам-членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодёжи и спорт.

В соответствии со статьями 2—6 Договора о функционировании Европейского союза компетенции делятся:

Исключительная компетенция:

«Союз располагает исключительной компетенцией в законодательствовании и по заключению международных соглашений, когда это предусмотрено в законодательных актах Союза».

-Таможенный союз; -установление правил конкуренции; -денежная политика; -сохранение морских биологических ресурсов; -общая торговая политика.

Совместная компетенция:

«Государства-члены осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз не воспользоваться своей компетенцией».

-внутренний рынок; - социальная политика применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре; - экономическое, социальное и территориальное сплочение;- сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов; - окружающая среда;- защита потребителей;- транспорт;- трансъевропейские сети;- энергетика;- пространство свободы, безопасности и правосудия;- общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре.

«Союз располагает компетенцией при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию»:

- научные исследования, технологическое развитие и космос; - поддержка развития и гуманитарная помощь.

«Союз определяет условия, по которым государства-члены координируют свою политику»:

- экономическая политика и политика занятости; - общая внешняя политика и политика безопасности, общая оборонная политика.

Вспомогательная компетенция:

«Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах».

-охрана и улучшение здоровья людей; -промышленность; -культура; -туризм; -образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт; -гражданская оборона; -административное сотрудничество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: