Специфика музыкального исполнительства

" Жизнь музыкального произведения в его исполнении, то есть в раскрытии его смысла через интонирование для слуша­телей...»2 — в этих словах академика Б. Асафьева ясно и точ-

1 Гуренко Е.Г. Указ. соч. — С. 109.

2 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971. — С. 264.


16 Глава 1. Исполнительское искусство

но сформулировано значение исполнителя в музыкальном ис­кусстве. Действительно, только с момента исполнения, кото­рое должно быть органичным продолжением и завершением композиторского замысла, начинается подлинная жизнь му­зыкального сочинения. Отсюда понятна огромная роль испол­нителя в музыке, которого можно назвать соавтором произве­дения. Образы, созданные композитором, в исполнительском воплощении приобретают черты, определяющиеся мировоз­зрением исполнителя, его творческой манерой, темперамен­том, фантазией, вкусом, уровнем мастерства. В результате исполнительский художественный образ, с которым в значи­тельной степени связана оценка произведения слушателями, нередко обретает в нашем сознании самостоятельное значение, поскольку в нем могут выявляться такие ценности, которых не было в первичном образе. Тем не менее первоосновой любо­го музыкального исполнения является нотный текст произве­дения, без которого исполнительская деятельность невозмож­на. Зафиксированный в нотной записи, он требует не просто грамотного прочтения, а угадывания, расшифровки намере­ний автора, а также тех сторон его музыки, о которых он мог и не подозревать. Дело в том, что нотная запись — это всего лишь эскиз по сравнению с реальным звучанием музыки. Ха­рактерно в этом смысле высказывание известного американс­кого композитора А. Копленда: «Некоторые исполнители с религиозным благоговением взирают на печатную страницу: каждая люфтпауза, каждое слигованное staccato, каждое мет-рономическое обозначение воспринимается ими как святыня. Я всегда колеблюсь, по крайней мере внутренне, прежде чем подорвать их доверчивую иллюзию. Мне бы очень хотелось, чтобы наша нотная запись, наши принятые указания темпов и динамики были абсолютно точны, но справедливость требу­ет признать, что печатная страница — это всего лишь некое приближение к желаемому. Это лишь указание на то, насколь­ко близко в изложении на бумаге композитор подошел к сво­им сокровенным мыслям. И за пределами этого исполнитель предоставлен самому себе»1.

Однако несовершенство способов записи — не главный до­вод в пользу относительной самостоятельности исполнитель­ского творчества и исполнительской свободы. Гораздо важнее

1 Копленд А. Музыка и воображение // Сов. музыка. —1968. — № 4. — С. 120.


Специфика музыкального исполнительства



в этом смысле такая специфическая особенность музыкально­го образа, как многозначность.

Отдельные музыкальные средства — мелодические рисун­ки, ритмы, ладовые обороты, гармонии и т.д., являясь сред­ствами выражения (отражения композитором действительно­сти), а следовательно, средствами содержательными, не имеют раз и навсегда заданных, фиксированных выразительно-смыс­ловых значений: одно и то же средство может применяться в неодинаковых по характеру произведениях и содействовать различным, даже противоположным выразительным эффек­там. Каждое средство обладает своим кругом выразитель­ных возможностей, обусловленных как объективными свойствами и жизненными связями данного средства, так и сложившейся в ходе музыкально-исторического процес­са способностью этого средства вызывать определенные представления и ассоциации. Реализация же какой-либо из возможностей зависит всякий раз от контекста, в котором данное средство выступает. Так, в пределах даже одного го­лоса выразительный смысл, например, мелодического рисун­ка в огромной степени зависит от метроритма, темпа, ладо­вого значения тонов, регистра, тембра, динамики, способа извлечения звука, т. е. от всего комплекса, в который вклю­чено данное средство. Типичные интонационно-ритмические обороты, охватывая несколько элементов музыки, образуют некий простейший, как бы первичный, комплекс, существу­ющий в общественном музыкальном сознании в виде комп­лекса частичного, неполного, поскольку он охватывает не все элементы музыки, а лишь некоторые. Каждый такой комп­лекс в разных условиях может вызывать представление о раз­личном характере музыки. Например, чтобы движение по то­нам трезвучия, лежащее в основе многих классических тем, вызвало представление об активном, мужественном харак­тере, необходимо соблюдать метрическую акцентирован-ность, весомость звуков и связанную с этим соответствующую артикуляцию, известные темповые границы и достаточную громкость. В иных же условиях, например при спокойном темпе и ритме, умеренной динамике, такие ходы по тонам трезвучия могут вызвать представление об образе пастораль­ном, созерцательном.

Естественно, что в исполнительском мышлении содержа­тельно-выразительный смысл музыки связывается с истори-


18 Глава 1. Исполнительское искусство

чески сложившимися средствами или комплексом средств, причем исполнитель может трактовать эти средства по-свое­му, в соответствии со своим восприятием музыкального обра­за. Именно многозначность музыкального образа и вытекаю­щая из нее возможность различной расшифровки одной и той же нотной записи и придает работе музыканта-исполнителя творческий характер, ибо каждое исполнительское прочтение того, что заложено «между строк» нотной записи, требует от исполнителя не только знаний и умений, но прежде всего ху­дожественного дара, интуиции, таланта.

Музыкально-исполнительский процесс включает два компонента, лишь отчасти друг с другом связанных, — по­стижение сути произведения (восприятие) и его передачу (воспроизведение). Второй, несомненно, зависит от первого, но отнюдь не вытекает из него. Можно постичь сущность со­чинения, но не суметь выразить ее, поскольку для творчес­кого художественного воспроизведения требуются не только глубина и тонкость чувств, интуиция, аналитические дан­ные, но и специфические исполнительские способности — темперамент, вдохновение, артистизм, воля, техническое ма­стерство. Многих людей отличает глубокое понимание музы­ки при отсутствии необходимых исполнительских данных, и наоборот, бывают случаи технически совершенного, но неин­тересного, формального исполнения, свидетельствующего о не­достаточном понимании исполнителем содержания произве­дения. Сознавая это как объективную реальность, нужно тем не менее помнить, что только диалектическое единство глу­бокого восприятия и творческого воспроизведения, единство чувства и мысли, рационального и эмоционального предпо­лагают яркую, убедительную интерпретацию. Мысль, не со­гретая чувством, может привести музыканта-исполнителя к надуманному, абстрактному, сухому исполнению. Но и чув­ство, не регулируемое сознанием, часто приводит исполни­теля к ложной чувствительности и сентиментальности.

Строго говоря, постижение произведения и передача его сути — это не просто компоненты исполнительского процес­са, а его последовательные этапы. В свою очередь каждый из них включает относительно самостоятельные разделы. Пости­жение подразумевает изучение произведения во всех деталях и создание на этой основе исполнительского замысла, испол­нительской концепции; под передачей имеется в виду реали-


Специфика музыкального исполнительства 19

зация этого замысла в процессе репетиционной работы и в ходе публичного концертного выступления.

Такова общая структура музыкального исполнительства. Сутью же его является творческая художественная интерпре­тация музыкального произведения, проявляющаяся в озвучи­вании, произнесении, интонировании музыкального текста для слушателей с помощью специфических исполнительских музыкально-выразительных средств: тончайших интонацион­ных нюансов, агогических, динамических, тембровых и тем­повых отклонений, разнообразных способов звукоизвлечения и артикуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: