Введение. Ж67Хоровое исполнительство: Теория

Живов В.Л.

Ж67 Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практи­ка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.

ISBN 5-691-00916-8.

Пособие может использоваться в качестве основного материала по курсу «Теория хорового исполнительства», а также в качестве дополнительного — по курсу «Хороведение» на занятиях в классах хорового дирижирования, вокала, чтения хоровых партитур.

Адресовано студентам и преподавателям музыкальных и педаго­гических вузов, колледжей, преподавателям музыкальных и обще­образовательных школ, хормейстерам-практикам и широкому кру­гу любителей хорового пения.

ББК85.314я73


ISBN 5-691-00916-8


© Живов В.Л., 2003 © Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003

© Серийное оформление обложки. Гуманитарный издательский ' центр «ВЛАДОС», 2003


Оглавление

Введение.................................................................................................................... 5

Глава 1. Исполнительское искусство........................................................... 9

Специфика исполнительского искусства..................................... 9

Специфика музыкального исполнительства............................. 15

Глава 2. Специфика хорового исполнительства................................... 20

Человеческий фактор.................................................................... 21

Связь со словом................................................................................. 33

Специфика инструмента...........................................................:... 40

Коллективный характер................................................................ 43

Наличие дирижера........................................................................... 46

Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»............................... 51

Понятие о хоре................................................................................... 51

Характеристика хоровых партий и составляющих

их голосов........................................................................................... 54

Краткая характеристика типов голосов.................................... 55

Женские голоса.................................................................. 55

Мужские голоса................................................................. 56

Детские голоса................................................................... 57

Качества хоровой звучности................................................... 59

Ансамбль....................................................................... ..... 59

Строй___ …………………………………………….74

Глава 4. Хоровая партитура.......................................................................... 89

Функции хоровых голосов............................................................. 89

Мелодическая функция.................................................... 92

Гармоническая функция............................................. 95

Контрапунктическая функция....................................... 99

Глава 5. Подготовительная работа дирижера над
партитурой
(становление исполнительского
замысла)............................................................................................ 107

Глава 6. Репетиционная работа с хором (реализация

исполнительского замысла)....................................................... 126

Техническое освоение произведения........................................ 126

Художественная отделка произведения.................................. 135

Средства исполнительской выразительности..................... 136

Качество звучания.......................................................... 136

Звуковысотное интонирование................................... 139

Темпоритм......................................................................... 149

Динамика........................................................................... 160

Тембр.................................................................................. 170


Содержание

Артикуляция...................................................................... 179

Фразировка........................................................................ 184

Глава 7. Концертное исполнение (воспроизведение

исполнительского замысла)........................................................ 194

Специфика концертного исполнения.......................................... 194

Средства дирижерской выразительности............................ 198

Темп и жест........................................................................ 205

Динамика и жест.............................................................. 207

Тембр и жест..................................................................... 211

Фактура и жест......................................................... 212

Артикуляция и жест..................................................213

Фразировка и жест...................................................215

Глава 8. Проблема стиля в хоровом исполнительстве.....................223

Музыкальный стиль....................................................................... 223

Исполнительский стиль................................................................. 233

' '■ ■ ■... '1

Глава 9. Дирижерская этика............................................... ................ 251

Заключение........................................................................................................... 262


Рекомендуемая литература



Введение

В многогранной деятельности хормейстера и школьного учите­ля музыки исполнительство занимает важное место. От того, на­сколько ярко и убедительно исполнено произведение или его фрагмент, в большой мере зависит успех их педагогической и учеб­но-воспитательной деятельности, музыкальный авторитет. Однако если в практическом плане ориентация многих музыкальных дис­циплин, изучаемых на музыкальных факультетах педагогических и дирижерско-хоровых отделениях музыкальных вузов, на испол­нительство достаточно ясно выражена, то в музыкальной и музы­кально-педагогической теории мысль об исполнительстве до сих пор не утвердила себя как наука, имеющая свои закономерности, свои принципы эстетических обобщений, главное же, как отрасль эсте­тического мышления, влияющего на практику. В то время как в об­ласти театра разделение искусств сочинения и исполнения давно реализовалось в размежевании учебных заведений, готовящих пи­сателей, сценаристов, драматургов, актеров и режиссеров, в об­ласти музыки композиторов, теоретиков и исполнителей готовят одни и те же учебные заведения. В принципе в этом нет ничего пло­хого, ибо музыкальное образование должно быть нацелено на полу­чение одной профессии — музыкант; композитор, пианист, скрипач или дирижер хора — это специальности, в которых данная профес­сия реализуется. Однако жизненная практика показывает, что теоре­тический фундамент подготовки музыканта той или иной специаль­ности при многих общих моментах, свойственных профессии, должен различаться в зависимости от ее специфики.

В музыкально-исполнительской педагогике всегда остается ак­туальной проблема отрыва теории от практики. И это вполне есте­ственно, ибо под теорией в музыке чаще всего понимают науку, рас­крывающую и объясняющую секреты воздействия музыки, а под практикой — собственно исполнение, то есть интонирование музы­ки в живом звучании. Понятно, что при таком походе отрыв «запро­граммирован»: теория музыки, теория сочинения и теория исполне­ния — вещи разные. Тем не менее элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, полифония, анализ форм и другие теорети­ческие дисциплины, призванные обеспечить полную музыкальную грамотность, сегодня являются единственной (кроме специальных курсов методики) теоретической базой воспитания исполнителя, хотя специфика исполнительства состоит не только в постижении му­зыки, но и в передаче ее слушателям в живом звучании. И несмотря



Введение


на то что в российских консерваториях давно организованы кафед­ры теории и истории исполнительства, сама теория исполнительства по-прежнему отсутствует, а заменяется курсами «Методика игры на инструменте», «Методика преподавания», «Методика работы с хо­ром», «Хороведение» и т.п.

Однако метод — буквально «ход, путь к чему-либо» — это лишь способ достижения цели, способ соединения теории с практикой и практики с теорией, способ проверки на практике теоретических положений. И любая методика, методические принципы строятся прежде всего на осмыслении и обобщении практики, передового исполнительского и педагогического опыта. То же относится и к методике работы с хором и к хороведению, в поле зрения которых находятся вопросы организации хорового коллектива, репетицион­ного процесса; работа над хоровым строем, ансамблем, дикцией; ме­тоды разучивания произведения, вокальной работы и т.д. Но мето­дика не может и не должна заменять теорию и брать на себя ее функции. И музыкальное исполнительство в этом смысле не исклю­чение. Не подлежит сомнению, что исполнительская практика дол­жна иметь собственный теоретический фундамент, или науку об ис­полнительстве. Здесь под термином «наука» мы имеем в виду преимущественно его первоначальный смысл, а именно — обозна­чение системы нормативов, использование которых подчинено глав­ной педагогической задаче — научить музыкально-исполнительс­кой деятельности, хотя в процессе ее решения мы постоянно сталкиваемся с необходимостью познавать закономерности музыки и музыкального исполнительства, в значительной степени прибли­жаясь к деятельности ученого, исследующего музыкальные явле­ния. На наш взгляд, главной целью теории исполнительства является обоснование и формулирование закономерностей художественно-вы­разительного, экспрессивного и формообразующего воздействия ис­полнительских средств, вытекающих из содержательных возмож­ностей музыки, особенностей развития, структуры сочинения и ее толкования, голосоведения, фактуры и других моментов. Дело ис­полнителя — воспользоваться или не воспользоваться этими знани­ями и возможностями, предпочесть то или другое, но желательно, чтобы он был осведомлен о нескольких приемах использования тем­па, динамики, тембра, штрихов, фразировки. В любом случае зна­комство с основными эстетическими концепциями теории исполни­тельства будет способствовать росту художественных критериев будущих хормейстеров и учителей музыки, поможет им «выстро­ить» в своем внутрислуховом представлении ту идеальную «модель»


Введение



исполнения, для реализации которой в живом звучании следует при­бегнуть к той или иной методике. Ведь методика — это не что иное как обобщение способов деятельности, направленных на глубокое и проч­ное усвоение учащимися знаний, навыков, умений. Видеть же в мето­дике некую «панацею», спасение от всех бед — глубокое заблуждение. Верность любой методики проверяется практикой. Как бы изобрета­тельна и занимательна сама по себе она ни была, ее целесообразность может подтвердить лишь практический результат. Только после осмыс­ления и обобщения практического опыта, подтверждающего действен­ность методических приемов, они могут занять место в теории в виде определенных эстетических концепций. «Критерием истины теории является практика», «теория — обобщение познавательной деятель­ности в результате практики» — эти философские определения вечны и неизменны, так же как философская формулировка диалектическо­го пути познания: «от практики к теории и от нее вновь к практике». Исходя из этого логично предположить, что вопросы методики работы с хрром должны рассматриваться в неразрывной связи с проблемами исполнительскими, равно как вопросы, составляющие основу курса «Хороведение».

Данное учебное пособие создавалось в опоре на ведущие теорети­ческие концепции и идеи современной музыкальной науки:

о направленности музыки на восприятие, о роли жизненного и музыкального опыта в восприятии музыки, о взаимосвязях и взаи­мопроникновении различных видов искусств, о средствах музыкаль­ной выразительности, о принципах художественного воздействия, об управлении слушательским восприятием. Естественно, принима­лись к сведению высказывания и статьи известных музыкантов-ис­полнителей, аналитические разработки, так или иначе касающие­ся их творчества, другие публикации, рассматривающие различные виды и аспекты музыкального исполнительства.

С изданием в последнее время трудов, посвященных проблемам музыкальной акустики, восприятия, а следовательно, и воздействия музыки и ее отдельных средств (работы Н.А. Гарбузова, Е.В. Назай-кинского, В.В. Медушевского, Ю.Н. Рагса, О.Ф. Сахалтуевой и др.), появилась возможность подвести научный фундамент под целый ряд исполнительских приемов, давно ставших достоянием практики.

Поскольку теоретический фундамент музыкального исполни­тельства не мог быть создан без привлечения эстетической науки, в работе были использованы исследования философов и эстетиков, в которых общие принципы исполнительского творчества рассматри­ваются в широком философском ракурсе (труды М.С. Кагана,



Введение


С.Х. Раппопорта, В.К. Скатерщикова, Е.Г. Гуренко и др.). Задачу во многом облегчила возможность опоры на закономерности воздей­ствия, применяемые в области художественного слова, сценической речи, пантомимы, театрального искусства. Главной же базой для со­здания книги была многолетняя практическая деятельность автора в качестве дирижера профессиональных, любительских и учебных хоров.

Провозглашая новый (хотя и давно назревший) подход к хоро­вой педагогике с позиции музыканта-художника, интерпретатора, «режиссера-постановщика» музыкального произведения, а не «из­готовителя» и «настройщика» хора, нельзя не учитывать и специ­фику исполнителя (хора) и исполняемого (хоровой музыки). В свя­зи с этим в книгу вошли некоторые вопросы хороведения и методики работы с хором, знакомство с которыми для становления и реализа­ции исполнительского замысла необходимо. В частности, рассмат­риваются основные элементы хоровой звучности, дается характери­стика хоровых партий и составляющих их голосов, основных принципов и приемов хорового письма, хоровой фактуры.

Первой попыткой обобщения этого материала явился лекцион­ный курс «Теория хорового исполнительства», с 1975 г. читаемый автором на дирижерско-хоровом отделении Московской государ­ственной консерватории им. П.И. Чайковского и на музыкальном факультете Московского педагогического государственного универ­ситета. Материал курса послужил основой данного труда.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: