Живов В.Л.
Ж67 Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
ISBN 5-691-00916-8.
Пособие может использоваться в качестве основного материала по курсу «Теория хорового исполнительства», а также в качестве дополнительного — по курсу «Хороведение» на занятиях в классах хорового дирижирования, вокала, чтения хоровых партитур.
Адресовано студентам и преподавателям музыкальных и педагогических вузов, колледжей, преподавателям музыкальных и общеобразовательных школ, хормейстерам-практикам и широкому кругу любителей хорового пения.
ББК85.314я73
ISBN 5-691-00916-8
© Живов В.Л., 2003 © Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003
© Серийное оформление обложки. Гуманитарный издательский ' центр «ВЛАДОС», 2003
Оглавление
Введение.................................................................................................................... 5
Глава 1. Исполнительское искусство........................................................... 9
Специфика исполнительского искусства..................................... 9
|
|
Специфика музыкального исполнительства............................. 15
Глава 2. Специфика хорового исполнительства................................... 20
Человеческий фактор.................................................................... 21
Связь со словом................................................................................. 33
Специфика инструмента...........................................................:... 40
Коллективный характер................................................................ 43
Наличие дирижера........................................................................... 46
Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»............................... 51
Понятие о хоре................................................................................... 51
Характеристика хоровых партий и составляющих
их голосов........................................................................................... 54
Краткая характеристика типов голосов.................................... 55
Женские голоса.................................................................. 55
Мужские голоса................................................................. 56
Детские голоса................................................................... 57
Качества хоровой звучности................................................... 59
Ансамбль....................................................................... ..... 59
Строй___ …………………………………………….74
Глава 4. Хоровая партитура.......................................................................... 89
Функции хоровых голосов............................................................. 89
Мелодическая функция.................................................... 92
Гармоническая функция............................................. 95
Контрапунктическая функция....................................... 99
Глава 5. Подготовительная работа дирижера над
партитурой (становление исполнительского
замысла)............................................................................................ 107
Глава 6. Репетиционная работа с хором (реализация
|
|
исполнительского замысла)....................................................... 126
Техническое освоение произведения........................................ 126
Художественная отделка произведения.................................. 135
Средства исполнительской выразительности..................... 136
Качество звучания.......................................................... 136
Звуковысотное интонирование................................... 139
Темпоритм......................................................................... 149
Динамика........................................................................... 160
Тембр.................................................................................. 170
Содержание
Артикуляция...................................................................... 179
Фразировка........................................................................ 184
Глава 7. Концертное исполнение (воспроизведение
исполнительского замысла)........................................................ 194
Специфика концертного исполнения.......................................... 194
Средства дирижерской выразительности............................ 198
Темп и жест........................................................................ 205
Динамика и жест.............................................................. 207
Тембр и жест..................................................................... 211
Фактура и жест......................................................... 212
Артикуляция и жест..................................................213
Фразировка и жест...................................................215
Глава 8. Проблема стиля в хоровом исполнительстве.....................223
Музыкальный стиль....................................................................... 223
Исполнительский стиль................................................................. 233
' '■ ■ ■... '1
Глава 9. Дирижерская этика............................................... ................ 251
Заключение........................................................................................................... 262
Рекомендуемая литература
Введение
В многогранной деятельности хормейстера и школьного учителя музыки исполнительство занимает важное место. От того, насколько ярко и убедительно исполнено произведение или его фрагмент, в большой мере зависит успех их педагогической и учебно-воспитательной деятельности, музыкальный авторитет. Однако если в практическом плане ориентация многих музыкальных дисциплин, изучаемых на музыкальных факультетах педагогических и дирижерско-хоровых отделениях музыкальных вузов, на исполнительство достаточно ясно выражена, то в музыкальной и музыкально-педагогической теории мысль об исполнительстве до сих пор не утвердила себя как наука, имеющая свои закономерности, свои принципы эстетических обобщений, главное же, как отрасль эстетического мышления, влияющего на практику. В то время как в области театра разделение искусств сочинения и исполнения давно реализовалось в размежевании учебных заведений, готовящих писателей, сценаристов, драматургов, актеров и режиссеров, в области музыки композиторов, теоретиков и исполнителей готовят одни и те же учебные заведения. В принципе в этом нет ничего плохого, ибо музыкальное образование должно быть нацелено на получение одной профессии — музыкант; композитор, пианист, скрипач или дирижер хора — это специальности, в которых данная профессия реализуется. Однако жизненная практика показывает, что теоретический фундамент подготовки музыканта той или иной специальности при многих общих моментах, свойственных профессии, должен различаться в зависимости от ее специфики.
В музыкально-исполнительской педагогике всегда остается актуальной проблема отрыва теории от практики. И это вполне естественно, ибо под теорией в музыке чаще всего понимают науку, раскрывающую и объясняющую секреты воздействия музыки, а под практикой — собственно исполнение, то есть интонирование музыки в живом звучании. Понятно, что при таком походе отрыв «запрограммирован»: теория музыки, теория сочинения и теория исполнения — вещи разные. Тем не менее элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, полифония, анализ форм и другие теоретические дисциплины, призванные обеспечить полную музыкальную грамотность, сегодня являются единственной (кроме специальных курсов методики) теоретической базой воспитания исполнителя, хотя специфика исполнительства состоит не только в постижении музыки, но и в передаче ее слушателям в живом звучании. И несмотря
|
|
Введение
на то что в российских консерваториях давно организованы кафедры теории и истории исполнительства, сама теория исполнительства по-прежнему отсутствует, а заменяется курсами «Методика игры на инструменте», «Методика преподавания», «Методика работы с хором», «Хороведение» и т.п.
Однако метод — буквально «ход, путь к чему-либо» — это лишь способ достижения цели, способ соединения теории с практикой и практики с теорией, способ проверки на практике теоретических положений. И любая методика, методические принципы строятся прежде всего на осмыслении и обобщении практики, передового исполнительского и педагогического опыта. То же относится и к методике работы с хором и к хороведению, в поле зрения которых находятся вопросы организации хорового коллектива, репетиционного процесса; работа над хоровым строем, ансамблем, дикцией; методы разучивания произведения, вокальной работы и т.д. Но методика не может и не должна заменять теорию и брать на себя ее функции. И музыкальное исполнительство в этом смысле не исключение. Не подлежит сомнению, что исполнительская практика должна иметь собственный теоретический фундамент, или науку об исполнительстве. Здесь под термином «наука» мы имеем в виду преимущественно его первоначальный смысл, а именно — обозначение системы нормативов, использование которых подчинено главной педагогической задаче — научить музыкально-исполнительской деятельности, хотя в процессе ее решения мы постоянно сталкиваемся с необходимостью познавать закономерности музыки и музыкального исполнительства, в значительной степени приближаясь к деятельности ученого, исследующего музыкальные явления. На наш взгляд, главной целью теории исполнительства является обоснование и формулирование закономерностей художественно-выразительного, экспрессивного и формообразующего воздействия исполнительских средств, вытекающих из содержательных возможностей музыки, особенностей развития, структуры сочинения и ее толкования, голосоведения, фактуры и других моментов. Дело исполнителя — воспользоваться или не воспользоваться этими знаниями и возможностями, предпочесть то или другое, но желательно, чтобы он был осведомлен о нескольких приемах использования темпа, динамики, тембра, штрихов, фразировки. В любом случае знакомство с основными эстетическими концепциями теории исполнительства будет способствовать росту художественных критериев будущих хормейстеров и учителей музыки, поможет им «выстроить» в своем внутрислуховом представлении ту идеальную «модель»
|
|
Введение
исполнения, для реализации которой в живом звучании следует прибегнуть к той или иной методике. Ведь методика — это не что иное как обобщение способов деятельности, направленных на глубокое и прочное усвоение учащимися знаний, навыков, умений. Видеть же в методике некую «панацею», спасение от всех бед — глубокое заблуждение. Верность любой методики проверяется практикой. Как бы изобретательна и занимательна сама по себе она ни была, ее целесообразность может подтвердить лишь практический результат. Только после осмысления и обобщения практического опыта, подтверждающего действенность методических приемов, они могут занять место в теории в виде определенных эстетических концепций. «Критерием истины теории является практика», «теория — обобщение познавательной деятельности в результате практики» — эти философские определения вечны и неизменны, так же как философская формулировка диалектического пути познания: «от практики к теории и от нее вновь к практике». Исходя из этого логично предположить, что вопросы методики работы с хрром должны рассматриваться в неразрывной связи с проблемами исполнительскими, равно как вопросы, составляющие основу курса «Хороведение».
Данное учебное пособие создавалось в опоре на ведущие теоретические концепции и идеи современной музыкальной науки:
о направленности музыки на восприятие, о роли жизненного и музыкального опыта в восприятии музыки, о взаимосвязях и взаимопроникновении различных видов искусств, о средствах музыкальной выразительности, о принципах художественного воздействия, об управлении слушательским восприятием. Естественно, принимались к сведению высказывания и статьи известных музыкантов-исполнителей, аналитические разработки, так или иначе касающиеся их творчества, другие публикации, рассматривающие различные виды и аспекты музыкального исполнительства.
С изданием в последнее время трудов, посвященных проблемам музыкальной акустики, восприятия, а следовательно, и воздействия музыки и ее отдельных средств (работы Н.А. Гарбузова, Е.В. Назай-кинского, В.В. Медушевского, Ю.Н. Рагса, О.Ф. Сахалтуевой и др.), появилась возможность подвести научный фундамент под целый ряд исполнительских приемов, давно ставших достоянием практики.
Поскольку теоретический фундамент музыкального исполнительства не мог быть создан без привлечения эстетической науки, в работе были использованы исследования философов и эстетиков, в которых общие принципы исполнительского творчества рассматриваются в широком философском ракурсе (труды М.С. Кагана,
Введение
С.Х. Раппопорта, В.К. Скатерщикова, Е.Г. Гуренко и др.). Задачу во многом облегчила возможность опоры на закономерности воздействия, применяемые в области художественного слова, сценической речи, пантомимы, театрального искусства. Главной же базой для создания книги была многолетняя практическая деятельность автора в качестве дирижера профессиональных, любительских и учебных хоров.
Провозглашая новый (хотя и давно назревший) подход к хоровой педагогике с позиции музыканта-художника, интерпретатора, «режиссера-постановщика» музыкального произведения, а не «изготовителя» и «настройщика» хора, нельзя не учитывать и специфику исполнителя (хора) и исполняемого (хоровой музыки). В связи с этим в книгу вошли некоторые вопросы хороведения и методики работы с хором, знакомство с которыми для становления и реализации исполнительского замысла необходимо. В частности, рассматриваются основные элементы хоровой звучности, дается характеристика хоровых партий и составляющих их голосов, основных принципов и приемов хорового письма, хоровой фактуры.
Первой попыткой обобщения этого материала явился лекционный курс «Теория хорового исполнительства», с 1975 г. читаемый автором на дирижерско-хоровом отделении Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета. Материал курса послужил основой данного труда.