Человеческий фактор. рицательное покачивание головой, разочарование, недоброже­лательность в глазах, иногда демонстративно-ироническая улыбка)



рицательное покачивание головой, разочарование, недоброже­лательность в глазах, иногда демонстративно-ироническая улыбка). Знаки усталости: расслабленность позы, неподвиж­ность лица, опущенные глаза. Знаки радости: улыбка, смех, открытый взгляд, раскованное живое лицо, сокращение ниж­ней круговой части глаза, которую иногда называют «мыш­цей приветливости»...

В большинстве случаев руководитель, хорошо знающий каждого из участников хора, видит и «прочитывает» невер­бальные знаки, выражающие их эмоциональное состояние, уровень заинтересованности и сосредоточенности, отношение к разучиваемому произведению и к работе дирижера. Однако довольно часто молодые хормейстеры не обращают должного внимания на реакцию коллектива, что ведет к размежеванию с ним и как неизбежное следствие — к потере авторитета. Что­бы избежать этого, можно порекомендовать всем, претендую­щим на контакт с аудиторией, более внимательно и уважитель­но к ней относиться, оценивая и уровень восприятия ею излагаемого материала, и общую атмосферу репетиции. «Де­кодирование» мимических знаков, которыми обозначаются проявления душевных движений участников хора, поможет руководителю скорректировать процесс и приемы общения с коллективом и выбрать оптимальный вариант воздействия на него.

Рассматривая «эмоциональную речь» дирижера с точки зрения педагогического общения с исполнителями и уста­новления с ними рабочего контакта, следует отметить, что для певцов наиболее значимыми являются те признаки его обли­ка и поведения, которые говорят о профессиональном мастер­стве, заинтересованности, увлеченности, вдохновении, воле, обаянии, такте, искренности, объективности и справедливос­ти, доброжелательности, убежденности в исполнительском замысле и приемах его реализации, педагогических и органи­заторских навыках, способности отстаивать интересы коллек­тива и отдельных его членов. К сожалению, даже при нали­чии всех этих качеств участники хора далеко не всегда могут разглядеть и оценить их по достоинству, из-за чего может воз­никнуть скептическое, даже резко отрицательное отношение к дирижеру, порой переходящее в агрессивность. Это проис­ходит потому, что, обладая коммуникативными способностя­ми, руководитель зачастую не владеет коммуникативными


30 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

умениями, которые обеспечивают эффективность общения на всех уровнях.

Характеризуя это понятие, социальная психология выде­ляет и разграничивает два аспекта таких умений: 1) умение использовать личностные способности для достижения ком­муникативной цели (то, что иногда называют самоподачей; 2) владение технологией общения и контакта — как вербаль­ной, так и невербальной1. В то же время нужно признать, что существуют врожденные качества, которые трудно, а может быть, и невозможно обрести. Это относится, например, к дару, который Б. Вальтер определил как «воспитательный ин­стинкт»2, или к такому таинственному свойству человека, как обаяние.

Когда мы говорим об обаянии, о его секрете, то невольно размышляем о тех, кто удачливей в контактах, кто легче при­влекает к себе симпатии окружающих. Обаяние — понятие неоднозначное. Существует обаяние молодости, обаяние эф­фектной внешности, обаяние юмора и обаяние серьезности, обаяние женственности и мужское обаяние, обаяние мудрос­ти и обаяние простодушия. Существует даже термин «факци-нация», переводимый как «завораживание». Среди способов факцинации выделяют прежде всего особый голос (богатый по тембру, гибкий по модуляциям); особый ритм речи (подобный изменчивому музыкальному ритму — то возбуждающий, то успокаивающий); богатство речевых интонаций — то повыша­ющихся, то понижающихся; разнообразие громкости речи — от звуков большой силы до шепота; особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, то теплым), особую улыбку, выразительную мимику... Может быть, этим в какой-то мере объясняется действительно «магическое» воздействие выдающихся дирижеров на управляемый ими коллектив? Об этом таинственном, но тем не менее объективно существую­щем явлении французский дирижер Ш. Мюнш писал: «Сила воздействия дирижера будет ограничена, если он не сможет полагаться на магическое влияние своей личности. Некоторым достаточно лишь появиться на эстраде. Даже если они не ус­пели поднять руку, чтобы призвать оркестр к вниманию,

1 Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — 2-е изд. — М., 1966. — С. 56.

2 Вальтер Б. Тема с вариациями//Исполнительское искусство зарубеж­
ных стран. — М., 1969. — Вып. 4. — С. 95.


Человеческий фактор



атмосфера в зале уже меняется. Аудиторию волнует уже само присутствие дирижера, оно наэлектризовывает воздух»1. В этом высказывании содержится очень важная предпосылка успеха управленческой и, в частности, дирижерской деятель­ности — вера в себя. А для этого педагог, руководитель, дири­жер должен не только «знать себе цену», но и знать общие за­кономерности и правила человеческой коммуникации и владеть техникой педагогического воздействия, технологией общения. Характерно в этом смысле признание А.С. Макарен­ко: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда на­учился говорить "иди сюда" с 15—20 оттенками, когда научил­ся давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то не подойдет или не прочувству­ет того, что нужно»2.

Упомянутые коммуникативные приемы не являются уни­версальными и обязательно эффективными. Некоторые из них отвечают общечеловеческой природе участников хора, дру­гие — возрастным особенностям, третьи — их индивидуаль­ному складу, психике, культурному уровню, склонностям, взглядам, вкусам. В зависимости от этого одни из них могут быть востребованы и действенны, а другие — нет. Тем не ме­нее стремиться к самосовершенствованию и развитию качеств, необходимых для педагогического общения, воздействия на людей дирижеру необходимо. «Я убежден, что в будущем в пе­дагогических вузах обязательно будет преподаваться и поста­новка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владе­ние своим лицом, и без такой работы я не представляю себе работу воспитателя, — писал Макаренко. — Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что зна­ет, что у вас на душе происходит, а потому, что видит вас, слу­шает вас»3.

Следует отметить, что эффективность воздействия лю­бых педагогических и коммуникативных приемов зависит от авторитета руководителя. Если руководитель автори­тетен, пользуется уважением, доверием, а еще лучше — лю­бовью участников хора, он вызывает у них естественную по­требность к подражанию (особенно в области его музыкальной

1 Мюнш Ш. Я — дирижер. — М., 1965. — С. 6—7.

2 Макаренко А.С. Избр. педагогические сочинения. — 1946. —С. 206.

3 Там же. —С. 120.


32 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

и вокально-хоровой компетентности), к стремлению в творче­стве и жизни поступать так, как он, что способствует активиза­ции интереса к работе и созданию благоприятной творческой ат­мосферы. Однако в дирижерской деятельности завоевание авторитета — дело довольно трудное. Как и в любой музыкаль­ной специальности, это требует преданности искусству, уст­ремленности к цели, высокого профессионализма. Кроме того, дирижер ежедневно, ежечасно должен подтверждать свое право руководить людьми, свое безусловное лидерство и, глав­ное, свою способность влиять на певцов с целью их нравствен­но-эстетического и профессионального совершенствования. Эту комплексную и, как ни странно, немузыкальную способность, взаимодействующую, конечно, с высшими музыкальными способностями, психолог В.Г. Ражников назвал «продуктив­ным воздействием». Раскрывая глубинные корни такого воз­действия, К.П. Кондрашин в качестве ведущих в комплексе дирижерской одаренности называл помимо повышенных му­зыкальных данных волю, пластические способности, админи­стративный талант, добавляя, что здесь административные функции тесно связаны с педагогическими, а также «вежли­вость в обращении, круг интересов, помимо музыки, жертвен­ность по отношении к искусству, аккуратность в поведении (опоздать на репетицию — позор для руководителя!) и даже элегантность в одежде. Обо всем этом дирижер должен постоян­но помнить. Иначе он не сможет влиять на свой коллектив. Не­даром говорят, что есть "воспитанные оркестры", так сказать аристократические, где каждый музыкант гордо несет честь при­надлежности к своему коллективу, и такие, где считается добле­стью противопоставить себя дирижеру, возразить на любое его замечание и продемонстрировать свою незаинтересованность в тщательной работе»1. Вышесказанное без каких-либо поправок можно отнести к хоровому дирижеру, добавив лишь, что важ­нейшим условием создания авторитета любого руководителя является единство слова и дела. Ничто не наносит такого ущерба репутации хормейстера, как разрыв между декларируемыми им сентенциями и реальной практикой, отсутствие внутренней чес­тности. О каком авторитете может идти речь, если дирижер не вызывает доверия?

1 Кондрашин К.П., Мир дирижера: (Технология вдохновения). — Л., 1976.— С. 12.


Связь со словом



Конечно, руководитель хорового коллектива — это всегда конкретный человек со своими положительными и отрицатель­ными качествами, со своим характером, темпераментом, скла­дом ума, культурным развитием, интеллигентностью, уровнем музыкальной и специально-хормейстерской подготовки, образ­ного и ассоциативного мышления, артистизма. Кто-то больше располагает к себе как музыкант, кто-то — как педагог, кто-то — как личность. Абсолютно равномерная «дозировка» ка­честв, необходимых для дирижерской деятельности, в каждом отдельном случае едва ли возможна. Тем не менее стремиться к постоянному их развитию и совершенствованию каждый руко­водитель обязан, ибо ему вверяют свой талант, свои голоса, свое время живые люди, а это огромная ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: