Глава 6. Репетиционная работа с хором


оттенков и перемены штрихов, нюансов и регистра всегда со­храняет свободную плотность»1.

Некоторые музыканты связывают напевность только с ши­рокой кантиленой, или легато. Это неверно. Спеть можно и не слигованные, даже стаккатированные звуки. И хотя лега­то является наиболее характерным случаем проявления напев­ности, смешивать понятия кантилены и легато с понятием на­певности нельзя.

При воспроизведении непрерывно льющейся звуковой ли­нии большую роль играет правильное дыхание, равномерный расход запаса воздуха в легких. Этот навык представляет для исполнителей большую сложность, так как предполагает пра­вильное взаимоотношение слуха и мышечно-физиологических ощущений в расходовании дыхания и формировании насы­щенного, упругого звучания. Неравномерный расход дыхания и в связи с этим неодинаковая плотность звукового потока при­водят к спадам и подъемам физической силы звука. У певца должно быть ощущение, будто весь выдыхаемый воздух пре­вращается в полезный звук.

В вокально-хоровом исполнительстве существенным пре­пятствием для создания непрерывной певучести является ог­раниченность человеческого дыхания. В связи с этим певцу приходится менять дыхание часто не там, где это необходимо, что вызывает прерывание звука. В этом отношении струнни­ки имеют преимущество перед вокалистами, поскольку с по­мощью смычка при виртуозном владении им можно создать впечатление беспредельного дыхания (перемена смычка почти незаметна). Однако в хоре есть возможность преодолеть эти трудности при помощи так называемого цепного дыхания. Суть этого приема состоит в том, что певцы, составляющие хоровую партию, берут дыхание в разное время, обеспечивая тем самым непрерывность и практически неограниченную продолжительность общего звучания. Несмотря на кажущу­юся простоту, цепное дыхание требует изрядного мастерства, а главное, развитого чувства партнера, ансамбля.

Насыщенность, полнота и упругость тянущегося вокально­го звука в большой степени зависят от вибрато — небольших, более или менее частых периодических изменений звука по высоте, силе, тембру. Наличие в голосе вибрато придает звуку

1 П азовский AM. Записки дирижера. — М., 1966. — С 279.


Средства исполнительской выразительности 139

динамичность, жизненность, выразительность. Однако здесь также нужно соблюдать меру, так как помимо появления та­ких недостатков, как тремолирование и «качание» голоса, излишнее использование вибрато может вызвать ощущение абстрактной красивости, слащавости, никак не связанной со стилем и с содержанием исполняемого произведения. Петь с чувством вовсе не означает усиленно вибрировать на каждой ноте. Вибрато — это средство выражения чувства, а не дока­зательство его наличия.

Иногда, стараясь сделать звук певучим, плотным, певцы излишне насыщают его вибрато и обертонами, в результате чего он становится грузным, тяжеловесным. В таких случаях хору следует напомнить, что певучесть — это не утяжеление, не активизация каждого звука в отдельности, а связь звуков между собой, их протяженность, непрерывность. Вообще на­певность звучания всего хора зависит от способности его уча­стников воспринимать музыку как живую, непрерывно дви­жущуюся напевную ткань. Подлинный музыкант-художник не может довольствоваться одной лишь красотой упругого певучего звука, он ищет в нем выразительность, богатство эмоциональных и психологических красок, сознательно под­чиняя их художественному замыслу, содержанию музыкаль­ного образа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: