оттенков и перемены штрихов, нюансов и регистра всегда сохраняет свободную плотность»1.
Некоторые музыканты связывают напевность только с широкой кантиленой, или легато. Это неверно. Спеть можно и не слигованные, даже стаккатированные звуки. И хотя легато является наиболее характерным случаем проявления напевности, смешивать понятия кантилены и легато с понятием напевности нельзя.
При воспроизведении непрерывно льющейся звуковой линии большую роль играет правильное дыхание, равномерный расход запаса воздуха в легких. Этот навык представляет для исполнителей большую сложность, так как предполагает правильное взаимоотношение слуха и мышечно-физиологических ощущений в расходовании дыхания и формировании насыщенного, упругого звучания. Неравномерный расход дыхания и в связи с этим неодинаковая плотность звукового потока приводят к спадам и подъемам физической силы звука. У певца должно быть ощущение, будто весь выдыхаемый воздух превращается в полезный звук.
В вокально-хоровом исполнительстве существенным препятствием для создания непрерывной певучести является ограниченность человеческого дыхания. В связи с этим певцу приходится менять дыхание часто не там, где это необходимо, что вызывает прерывание звука. В этом отношении струнники имеют преимущество перед вокалистами, поскольку с помощью смычка при виртуозном владении им можно создать впечатление беспредельного дыхания (перемена смычка почти незаметна). Однако в хоре есть возможность преодолеть эти трудности при помощи так называемого цепного дыхания. Суть этого приема состоит в том, что певцы, составляющие хоровую партию, берут дыхание в разное время, обеспечивая тем самым непрерывность и практически неограниченную продолжительность общего звучания. Несмотря на кажущуюся простоту, цепное дыхание требует изрядного мастерства, а главное, развитого чувства партнера, ансамбля.
Насыщенность, полнота и упругость тянущегося вокального звука в большой степени зависят от вибрато — небольших, более или менее частых периодических изменений звука по высоте, силе, тембру. Наличие в голосе вибрато придает звуку
1 П азовский AM. Записки дирижера. — М., 1966. — С 279.
Средства исполнительской выразительности 139
динамичность, жизненность, выразительность. Однако здесь также нужно соблюдать меру, так как помимо появления таких недостатков, как тремолирование и «качание» голоса, излишнее использование вибрато может вызвать ощущение абстрактной красивости, слащавости, никак не связанной со стилем и с содержанием исполняемого произведения. Петь с чувством вовсе не означает усиленно вибрировать на каждой ноте. Вибрато — это средство выражения чувства, а не доказательство его наличия.
Иногда, стараясь сделать звук певучим, плотным, певцы излишне насыщают его вибрато и обертонами, в результате чего он становится грузным, тяжеловесным. В таких случаях хору следует напомнить, что певучесть — это не утяжеление, не активизация каждого звука в отдельности, а связь звуков между собой, их протяженность, непрерывность. Вообще напевность звучания всего хора зависит от способности его участников воспринимать музыку как живую, непрерывно движущуюся напевную ткань. Подлинный музыкант-художник не может довольствоваться одной лишь красотой упругого певучего звука, он ищет в нем выразительность, богатство эмоциональных и психологических красок, сознательно подчиняя их художественному замыслу, содержанию музыкального образа.