Динамика

Важным средством художественной выразительности в хо­ровом исполнительстве является динамика. Основные объек­тивные предпосылки выразительных возможностей динами­ки в музыке очевидны. Громкие звуки при прочих равных условиях больше возбуждают, раздражают слух, нежели ти­хие; извлечение громкого звука требует большего напряже­ния, большей затраты энергии. Поэтому усиление звука обыч­но связывается с нарастанием напряжения, а ослабление — с затуханием, успокоением. И если пиано применяется, напри-мер, для выражения спокойного, созерцательного настроения, состояния сдержанности, еще не развернувшегося развития, то форте, напротив, чаще сопровождает активное, наступа­тельное движение, передает настроение радости, торжества, грандиозности, широты.

Другая предпосылка выразительности динамики, на кото­рой основываются некоторые изобразительные эффекты в му­зыке, — ассоциация усиления с приближением источника зву­ка и ослабления — с его удалением. Способность тихого звука настораживать человека, как вероятный признак опасности, сама специфика восприятия еле слышных звуков, требующая напряженного внимания, подводит к использованию тихой звучности для передачи затаенного, настороженного характе­ра музыки.

Выразительные возможности громкостной динамики в му­ зыке во многом обусловлены ее сходством с динамикой речи, чувств, действий человека. Например, резкие динамические сопоставления обычно ассоциируются с внезапной сменой со­бытий, вторгающихся в спокойное повествование. Отсюда их частое использование при изложении контрастных музыкаль­ных образов. Напротив, относительно устойчивый уровень громкости, отсутствие резких колебаний способствует созда-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: